Среда
13 Фев«Дефициты современной школы»
«Дефициты современной школы» – тема V проблемно-педагогического семинара в школе А.Н.Тубельского 10.12.2018.
Преамбула: настоящая тема семинара была выбрана путем голосования участников сообщества научно-проблемных семинаров в школе Тубельского. Предложена она была на основании результатов Всероссийского исследования которые показали, что в школе действительно существуют дефициты. На первом месте дефицит радости и удовольствия (68%), на втором месте дефицит уважения и сочувствия, на третьем – дефицит понимания смыслов.
Мнения исторических сотрудников школы Тубельского, гостей и приглашенных экспертов разошлись..
Эксперты:
- Михаил Кларин – дидакт, ведущий сотрудник академии образования, автор первой книги про зарубежное образование.
- Марина Щедровицкая- семейный психолог.
- Марина Белокурова – психолог со взрослыми.
- Константин Зискин – заведующий отделом развития МГУ.
- Александр Лобок – создатель целостной модели иной Школы.
- Алексей Куликов – директор школы Золотое Сечение.
10 главных тезисов:
- Дефицитарность иждивенчества процветает (А.Лобок)
- Был ли у Тубельского план? – Нет. Был поток… (А.Лобок)
- Частные школы ловят амбициозных родителей. Развитие – это последнее зачем они туда приходят. (Т.Ковалева)
- Дефицит персонализирован. Мы находимся в радикально новой эпохе, в которой никто ничего не понимает. (Лобок А.)
- Вредно размышлять, что кто-то создаёт мне дефициты. Дело во мне. Так как наша школа не берет денег у государства, ни Путин, ни Песков не может у меня в доме устанавливать правила. (А. Куликов)
- Тема мне не интересна. Мне люди интересны. Слово «дефициты» рыночное, уводящее в сторону от школы. (К. Зискин)
- Дефицит философии в школе, как некоего мышления на пределе. (А.Лобок)
- Мои студенты 21-26 лет фантастически работают с первоисточниками, у них в запасе 2-3 языка. Они мыслят по-другому. Мы должны подумать про новые формы. (М. Белокурова)
- Я помогаю родителям приобрести осмысленность. Потому как нет смысла у тех детей, у чьих родителей нет смысла. (М. Белокурова)
- Система выживает, когда она:
– предельно честна,
– на равных взаимодействует с другими системами,
– понимает свою слабость и обращается к высшим силам. (А. Куликов)
Рефлексия: буду предельна честна и повторю Константина Зискина в том, что тема мне была не интересна: уже столько всего прочитано и прослушано по вопросу! Интересны были люди, откликнувшиеся на приглашение Татьяны Михайловны, их поведение, мнение и личностное своеобразие.
Очередной семинар, по традиции, начался с исторических воспоминаний педагогов школы Тубельского, что отражает общий замысел курса семинаров. Было скучно… И если большинство участливо кивали и улыбались происходящему, Алексей Куликов – человек из бизнеса, высоко ценящий свое время, громко вздыхал, ерзал на стуле и зевал.
По плану, практические кейсы, которые должны были сменить историческую справку, перемешались с заключительным кругом семинара – мнениями экспертов. Тут оживились все, так как началось самое интересное.
Как я уже отразила в главных тезисах, эксперты не стеснялись в выражениях по поводу школьных дефицитов, дефицитов министра просвещения и помощника президента.
Настроение Алексея Куликова, в середине обсуждения даже прервавшего одного из выступающих с вопросом «в чем смысл сегодняшнего мероприятия», резко поменялось, когда очередь высказываться дошла до него… В своем монологе Алексей озвучил позицию всех прорастающих предпринимателей с тем, что во всех своих проблемах виноваты сами люди, дефицитов не существует. А я получила ответы на три, давно мучивших меня, вопроса по форме организации, бизнес-моделированию и управлению временем от практикующего руководителя образовательным учреждением.
Очень близкая к моей оказалась позиция Марины Белокуровой – взрослого психолога, которая помогает родителям обретать осмысленность и верит, что они, в свою очередь, смогут передать эти навыки своим детям.
В качестве выводов я могу привести:
А) метаморфозы поведения Алексея Куликова:
- всегда интересуйся целью мероприятия до его начала;
- не всегда скучное начало означает пустое окончание.
Б) сдвиг сознания и расширение собственных рамок:
- на педагогическом семинаре можно получить ответы на совсем другие вопросы;
- проверка собственных интересов может осуществляться в любых условиях (в очередной раз: я ближе к бизнесу, чем к педагогике).
К.В. Кушнир
Студент 1го курса
МП “Тьюторство в сфере образования”