Магистратура глазами студентов: Как мы постигаем теоретические основы тьюторства
 /  Тьюторская магистратура / Магистратура глазами студентов: Как мы постигаем теоретические основы тьюторства

Магистратура глазами студентов: Как мы постигаем теоретические основы тьюторства

В тьюторскую магистратуру люди идут по разным причинам: кто-то осваивать новую профессию, а кто-то за обновлением в нынешней. Я отношусь ко второй категории, и магистратура меня привлекла в первую очередь своей теоретической базой. До поступления сюда у меня за плечами было уже несколько лет тьюторской практики, начиная с поиска хоть каких-либо инструментов и заканчивая созданием своих. 

Но вот загадочная тьюторская теория для меня была тайной за семью печатями. Сначала мне казалось: ну, что там теоретизировать? Иди и делай, вот инструменты, вот дети – и всё получается! Но потом уже, когда начинаешь внедрять тьюторство в школы, встаёт очень много вопросов, ответы на которые могли бы мне помочь чувствовать себя более уверенно, более твёрдо. Это вопросы в основном про место тьюторства, про его границы и отличия, про суть тех или иных понятий, с которыми работает тьютор. И про всё это нужно уметь разговаривать с разными людьми: родителями, педагогами, учениками, администрацией школы и даже самими тьюторами. 

В общем моё ненасытное стремление открыть тайны про тьюторство постепенно получало свою порцию “теоретического допинга”. Однако больше всего я погрузилась в бескрайнюю теорию на курсе, который так и называется: “Теоретические основы тьюторства и тьюторские компетенции”.

Курс строится так: сначала две подряд лекции читает Евгения Анатольевна Волошина про тьюторские компетенции, затем две Татьяна Михайловна Ковалёва – про теоретические основы. И так в течение всего второго семестра. 

Эти два преподавателя, я думаю, не случайно объединились в одном курсе. Вам знакомо слово “методология”? Это что-то концептуально умное и глобально структурное. Если вам нравится слышать скрип своих мозгов, то вам туда. Оба наших преподавателя являются методологами. Поэтому на лекциях я слышу скрежет мозгов не только своих, но и одногруппников…

Татьяна Михайловна очень понятно объясняет сложные вещи. Она простраивает логику от и до, повторяет, возвращает нас к структуре. Она умеет говорить с нами на одном языке. Наверное, опыт выступления в разных аудиториях сделал своё дело. Она красочно рассказывает истории из жизни своей или магистратуры, но при этом держит мысль, которую хочет донести. Её интересно слушать и потом переслушивать в записи. Постепенно начинает складываться из пазлов общая картина. Домашние задания она не задаёт, только просит сформулировать вопросы. И меня вдохновляет её открытость и отношение к нам – как будто мы каждый на самом деле ей интересны.

При этом, будучи руководителем магистратуры, Татьяне Михайловне приходится выделять время на орг.вопросы, на то, чтобы нас просветить, пожурить, подогнать… Ну, как без этого, работа у нее такая)).

Другой преподаватель, Евгения Анатольевна, чуть менее публичный, но не менее научно подкованный специалист. И вот её язык для нас отчасти как иностранный. Термины, которые она употребляет для объяснения более сложных понятий, для нас уже сложные. Нам приходится постоянно тянуться до её уровня, и кто-то на этом этапе не выдерживает и бросает попытки понять. Материал, который даёт Евгения Анатольевна, порой настолько глубок, что без акваланга просто не хватит воздуха и можно утонуть. 

Однако со временем я заметила, что стала лучше понимать что стоит за каждой тьюторской компетенцией. Что мои первоначальные представления были сильно поверхностны, и только теперь я начинаю видеть многообразие оттенков “тьюторского”. Наверное, такое погружение в сложный научный язык не зря “ломает” нам мозг, это расширяет, позволяет не стареть, запускает мышление. Но всё равно в моменте довольно трудно, особенно когда учишься поздними вечерами на клонящуюся к подушке голову. 

Что я вынесу с этих двух курсов – покажет время. Скоро в школе, в которой я работаю, планируются встречи с родителями, вот я и выдам им что-нибудь эдакое: “А вы в каких категориях говорите о субъектности? Если в категориях развивающего обучения, то да, субъектность формируется. А тьюторство следует принципам Мишеля Фуко, который писал, что внутри субъектности лежит категория субъективности, которая не формируется, а становится”. 

Хотите быть такими же умными? Добро пожаловать в магистратуру!

Ульяна Тужилина, магистрант 1 курса

Мои каналы:

“Непопулярная профориентация”

“Тьюторская служба”

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости