Тьютор и родитель. Или тьютор-родитель?
 /  Направление деятельности / Семейное образование / Тьютор и родитель. Или тьютор-родитель?

Тьютор и родитель. Или тьютор-родитель?

Для большинства родителей тьюторство – территория пока не исследованная. Хотя тьюторская позиция естественно вплетена в любую родительскую деятельность. Как и в любой профессии, работа тьютора – просто часть жизни, ответ на возросшие потребности в определенной сфере, в нашем случае – в образовании.

Не каждый задумывается над тем, насколько изменилась в современном мире наша роль в образовании как родителей. Параллели можно провести только с вовлеченностью родителя в обучении труду в те времена, когда дети еще не ходили в школы. Но никогда в истории родитель в массе своей не беспокоился настолько именно о всестороннем развитии, о формировании интеллекта вообще, а также об академическом образовании, как в последние десятилетия. В итоге образовалась значимая группа населения, которая самым серьезным образом погрузилась в поиски новых смыслов в образовании. И тут совершенно необходимо прояснить для себя роль тьютора, выделить тьюторские цели и задачи, которые необходимо удерживать наряду с другими многочисленными задачами родителя.

Кратко перечислим цели тьютора:
1. Привести в гармонию познавательные интересы ребенка с его возможностями, формальное образование с неформальным.
2. Для этого необходимо исследовать интересы ребенка, возможности своей семьи.
3. Место тьютора – там, где познавательный запрос ещё не сформирован. Стоит задача – помочь ребёнку понять, чего он хочет, подтолкнуть к выбору и самостоятельным решениям. Нет более подходящего места для этого, чем рядом с ребенком, где наблюдение ежедневно, а влияние наиболее сильно – как у родителя.
4. То же самое касается и создания среды для развития ребёнка с ориентацией на его потребности, а не только лишь на программы и образовательный стандарт. Никто более родителя не заинтересован в будущем ребенка, в актуальности и качестве его профессиональных и социальных навыков, в том, чтобы он остался здоровым и научился быть счастливым, достиг своих, а не навязанных, целей.

Иначе говоря, родитель нуждается в тьюторском образовании. Не отрицая роль специалистов, как и в любом деле: каждый из нас получил школьное, а большинство и высшее образование, но никто не погнушается обратиться к учителю для своего ребенка, также и здесь: продумывание своих действий с тьюторской позиции повышает нашу родительскую ответственность и качество родительства, но не исключает обращение к специалистам.

Кто будет учить родителя? Вопрос открытый. Получать профессию тьютора пойдет не каждый, хотя мне известны такие случаи. Родителю нужен другой объем и направленность.

Возможно, было бы продуктивно давать короткие практики с небольшой теоретической частью, по составлению личностно-ресурсных карт, навыкам работы с вопросами, и т.д. Одна из форм работы тьютора – создание событий, которые меняют образ мыслей и представление о будущем, и этому можно поучиться. Или конкретные игровые практики – самый эффективный способ построение тьюторской работы с детьми. Мы с вами все родители, и хорошо понимаем, насколько велика нужда в умении вести продуктивный диалог в семье, нам всем пригодились бы проверенные формы работы…

Давайте учиться! Новая среда, новые люди и новые способы взаимодействия – наш путь в лучшее будущее.

Недавно я провела опрос среди родителей на семейной форме, результаты вы видите внизу на диаграмме.

А что вы думаете о совмещении родительства и тьюторства? Мы решили сравнить мнения тьюторов и родителей. Оставьте свое мнение в новом опросе: https://forms.gle/PhPBrAmRoosa7fEn7

Координатор страницы Семейного образования

Дьякова Алина ГеннадьевнаДьякова Алина Геннадьевна

alinasan@list.ru

О себе:

Являюсь соучредителем Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ», председателем Совета Отделения в республике Удмуртия. Пишу статьи, брошюры по теме семейного образования (анализ законодательства в сфере семейного образования и опыт его применения в России), модерирую самый первый сайт хоумскулеров, созданный Игорем Чапковским, идеологом семейного образования в России http://www.familyeducation.ru/ и веду собственную ВК группу "Семейное образование в Ижевске".

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости