Тьюторское сопровождение студентов при изучении китайского языка в Клубе китайского языка »
 /  Сопровождение иностранных студентов / Тьюторское сопровождение студентов при изучении китайского языка в Клубе китайского языка »

Тьюторское сопровождение студентов при изучении китайского языка в Клубе китайского языка »

Вэй Цзин, студент магистратуры 2 курса Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ,  программа “Тьюторство и  сопровождение индивидуальной траектории обучающегося” представляет практику тьюторства  «Тьюторское сопровождение студентов при изучении китайского языка в Клубе китайского языка». Год возникновения практики: 2020 г.

Китай является главным партнером ДВФУ в сфере международного образования. Дальневосточный федеральный университет имеет многолетнюю и чрезвычайно насыщенную историю сотрудничества с образовательными и научными учреждениями Китая. Университет развивает сотрудничество с 50 государственными и частными учебными заведениями, научными институтами, правительственными организациями и фондами страны.

Клуб межнационального общения ДВФУ открывает новые направления востребованных языков: китайский, японский, испанский, французский, немецкий. Он обеспечивает бесплатную коммуникационную среду обучения для студентов, изучающих один и тот же иностранный язык. Некоторые из приезжающих сюда студентов учатся на китайском языке, а некоторые любят китайский язык, но не имеют основ. Уровень  знания китайского языка неравномерный. Некоторые студенты приходят в Клуб не для того, чтобы изучать китайский язык, а для того, чтобы изучать китайскую культуру. Поэтому студентам , участникам Клуба,  тьюторское сопровождение  особенно важно, чтобы помочь им определиться с их запросами на изучение китайского языка и китайской культуры. Для этого был создан Клуб китайского языка, в котором через изучение языка возможно изучение китайской культуры.

Данная практика тьюторства представлена как педагогическая деятельность, направленная на создание индивидуального маршрута тьюторанта в сопровождении тьютора при изучении китайского языка и ккитайской культуры. Эта практика тьюторства для разных потребностей студентов открывает индивидуальные ресурсы их собственных возможностей, которые помогают тьюторанту выбрать путь для самореализации и приобретения предпрофессионального опыта в сопровождении тьютора, обмениваться и привлекать нужные ресурсы, решать реальные задачи, совершенствовать или развивать собственные компетенции, включаться в проекты и работать в новых позициях. Результатами для тьюторанта являются: возможность приобретения организаторских и иных профессиональных навыков, раскрытие собственных способностей.

Субъекты практики: студенты магистратуры, программа «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» и другие студенты разных направлений ДВФУ.

Цели описываемой практики:

  1. Создание открытой образовательной среды предусматривает различные виды деятельности для участников  Клуба по развитию своих способностей.
  2. Достижение участниками  предметных, метапредметных и личностных, в том числе ценностных, результатов.
  3. Для тьютора: Применение ранее приобретенных знаний, умений и навыков;

Предполагаемые результаты проекта:

  1. Для участников проекта: определить свои интересы, что они знают и что хотят узнать. Постановка задач на развитие новых знаний и навыков. Самоопределение участников Клуба китайского языка.
  2. Ценность этой практической деятельности: развитие способности общения и сотрудничества между участниками Клуба и их саморазвитие.

Организация социально-образовательной среды.

Этап выбора объектов для этой практики.

  1. Выявление интересов направления интересов участников.
  2. Выбор объектов для изучения, определение интересующего направления или будущей работы.
  • Исследование объектов изучения, взаимодействие с объектами культуры, их деятельное освоение.
  • Анализ опыта взаимодействия, развивающего потенциала, содержащегося в объектах культуры.

Чтобы определить направление развития студентов, мы составили анкету.

Таблица 1

Результаты опроса «Направление для развития»

Участники Фонетика и говорение Китайские иероглифы Культурология
София 4 4+ 5
Ира 4+ 4  
Егор   5 5
Матвей   5-  
Ким Чжойхун 4+   4
Полина 5- 5  
Максим 5   5
Деднис    
Балто 4+   5-
Чжен Юань 4 4  
Дарья 5 5
Кирилл    
Ярослав 5   4
Нина 4+  
Арина 5- 4  
Никита     5

Итак, в этой практической деятельности студенты добровольно разделились на три группы.

Группа «Фонетика и говорение», Группа «Китайские иероглифы», Группа «Культурология»

 Описание процессов, происходящих в ходе практики.

Поскольку люди долгое время живут в среде своего родного языка, изучать иностранный язык или иностранную культуру сложно. Довольно много людей проявляют интерес, но сталкиваются с трудностями в процессе обучения и не могут их решить. Овладение иностранным языком может не только расширить кругозор, но и принести неожиданные преимущества в будущей жизни.

Таблица 2.

Активности групп

Группа Активности Содержание
Группа «Фонетика и говорение» Путешествие по ДВФУ Изучение слов в диалоге
Группа «Китайские иероглифы» Практикум «Как писать китайские иероглифы» Написание китайских иероглифов
Группа «Культурология» Видео- шоу Понимание ценностей, культуры и обычаев китайского народа

Возможные образовательные результаты:

Формирование мотивации изучения иностранных языков

– Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка

– Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом

– Формирование коммуникативной компетенции

– Формирование общекультурной и этнической идентичности

– Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран

– Толерантное отношение к проявлениям иной культуры

– Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию

Определение результативности практики

  • Какие результаты были получены в ходе практики? На скольких циклах? Есть ли их динамика?

Разработана модель тьюторского сопровождения участников Клуба китайского языка, желающих изучать китайский язык, присоединиться к Клубу, чтобы улучшить свои знания китайского языка.

Таблица 3.

Самооценка студентов

Участники Коммуникативные навыки Творческий рост Организаторские способности Саморазвитие
София 5 4 4 5
Ира 4 3 4 5
Егор 5 4 5 4
Матвей 5 5 4 4
Ким Чжойхун 4 3 5 5
Полина 5 4 5 4
Максим 4 4 4 5
Деднис 5 3 4 5
Балто 4 5 5 5
Чжен Юань 5 4 5 4
Дарья 5 5 4 5
Кирилл 5 4 5 4
Ярослав 4 5 4 5
Нина 5 5 4 5
Арина 4 4 5 4
Никита 5 4 4 5

 

Из таблицы видно, что у студентов, участников Клуба,  проявились коммуникативные навыки, у некоторых получили развитие такие качества, как творческий рост и организаторские способности, и, что самое главное, проявилась собственная позиция и стремление к cаморазвитию.

  • Какие результаты в собственном самоопределении были осознаны самими тьюторантами?

Тьюторское сопровождение способствовало раскрытию возможностей тьюторанта за время практики: совершить несколько различных профессиональных проб (экскурсовод, искусствовед, дизайнер, эколог, журналист, интервьюер, фотожурналист и др.), способствовало развитию коммуникативных навыков и умений делать выбор, в том числе способствовало самоопределению тьюторанта в собственном образовании. Эта практика тьюторства имеет очень важный опыт и значение для будущей карьеры самого тьютора.

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости