Пятница
27 НояТьюторское сопровождение студентов при изучении китайского языка в Клубе китайского языка »
Вэй Цзин, студент магистратуры 2 курса Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, программа “Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося” представляет практику тьюторства «Тьюторское сопровождение студентов при изучении китайского языка в Клубе китайского языка». Год возникновения практики: 2020 г.
Китай является главным партнером ДВФУ в сфере международного образования. Дальневосточный федеральный университет имеет многолетнюю и чрезвычайно насыщенную историю сотрудничества с образовательными и научными учреждениями Китая. Университет развивает сотрудничество с 50 государственными и частными учебными заведениями, научными институтами, правительственными организациями и фондами страны.
Клуб межнационального общения ДВФУ открывает новые направления востребованных языков: китайский, японский, испанский, французский, немецкий. Он обеспечивает бесплатную коммуникационную среду обучения для студентов, изучающих один и тот же иностранный язык. Некоторые из приезжающих сюда студентов учатся на китайском языке, а некоторые любят китайский язык, но не имеют основ. Уровень знания китайского языка неравномерный. Некоторые студенты приходят в Клуб не для того, чтобы изучать китайский язык, а для того, чтобы изучать китайскую культуру. Поэтому студентам , участникам Клуба, тьюторское сопровождение особенно важно, чтобы помочь им определиться с их запросами на изучение китайского языка и китайской культуры. Для этого был создан Клуб китайского языка, в котором через изучение языка возможно изучение китайской культуры.
Данная практика тьюторства представлена как педагогическая деятельность, направленная на создание индивидуального маршрута тьюторанта в сопровождении тьютора при изучении китайского языка и ккитайской культуры. Эта практика тьюторства для разных потребностей студентов открывает индивидуальные ресурсы их собственных возможностей, которые помогают тьюторанту выбрать путь для самореализации и приобретения предпрофессионального опыта в сопровождении тьютора, обмениваться и привлекать нужные ресурсы, решать реальные задачи, совершенствовать или развивать собственные компетенции, включаться в проекты и работать в новых позициях. Результатами для тьюторанта являются: возможность приобретения организаторских и иных профессиональных навыков, раскрытие собственных способностей.
Субъекты практики: студенты магистратуры, программа «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» и другие студенты разных направлений ДВФУ.
Цели описываемой практики:
- Создание открытой образовательной среды предусматривает различные виды деятельности для участников Клуба по развитию своих способностей.
- Достижение участниками предметных, метапредметных и личностных, в том числе ценностных, результатов.
- Для тьютора: Применение ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
Предполагаемые результаты проекта:
- Для участников проекта: определить свои интересы, что они знают и что хотят узнать. Постановка задач на развитие новых знаний и навыков. Самоопределение участников Клуба китайского языка.
- Ценность этой практической деятельности: развитие способности общения и сотрудничества между участниками Клуба и их саморазвитие.
Организация социально-образовательной среды.
Этап выбора объектов для этой практики.
- Выявление интересов направления интересов участников.
- Выбор объектов для изучения, определение интересующего направления или будущей работы.
- Исследование объектов изучения, взаимодействие с объектами культуры, их деятельное освоение.
- Анализ опыта взаимодействия, развивающего потенциала, содержащегося в объектах культуры.
Чтобы определить направление развития студентов, мы составили анкету.
Таблица 1
Результаты опроса «Направление для развития»
Участники | Фонетика и говорение | Китайские иероглифы | Культурология |
София | 4 | 4+ | 5 |
Ира | 4+ | 4 | |
Егор | 5 | 5 | |
Матвей | 5- | ||
Ким Чжойхун | 4+ | 4 | |
Полина | 5- | 5 | |
Максим | 5 | 5 | |
Деднис | √ | ||
Балто | 4+ | 5- | |
Чжен Юань | 4 | 4 | |
Дарья | 5 | 5 | √ |
Кирилл | √ | ||
Ярослав | 5 | 4 | |
Нина | 4+ | √ | |
Арина | 5- | 4 | |
Никита | 5 |
Итак, в этой практической деятельности студенты добровольно разделились на три группы.
Группа «Фонетика и говорение», Группа «Китайские иероглифы», Группа «Культурология»
Описание процессов, происходящих в ходе практики.
Поскольку люди долгое время живут в среде своего родного языка, изучать иностранный язык или иностранную культуру сложно. Довольно много людей проявляют интерес, но сталкиваются с трудностями в процессе обучения и не могут их решить. Овладение иностранным языком может не только расширить кругозор, но и принести неожиданные преимущества в будущей жизни.
Таблица 2.
Активности групп
Группа | Активности | Содержание |
Группа «Фонетика и говорение» | Путешествие по ДВФУ | Изучение слов в диалоге |
Группа «Китайские иероглифы» | Практикум «Как писать китайские иероглифы» | Написание китайских иероглифов |
Группа «Культурология» | Видео- шоу | Понимание ценностей, культуры и обычаев китайского народа |
Возможные образовательные результаты:
Формирование мотивации изучения иностранных языков
– Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка
– Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом
– Формирование коммуникативной компетенции
– Формирование общекультурной и этнической идентичности
– Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран
– Толерантное отношение к проявлениям иной культуры
– Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию
Определение результативности практики
- Какие результаты были получены в ходе практики? На скольких циклах? Есть ли их динамика?
Разработана модель тьюторского сопровождения участников Клуба китайского языка, желающих изучать китайский язык, присоединиться к Клубу, чтобы улучшить свои знания китайского языка.
Таблица 3.
Самооценка студентов
Участники | Коммуникативные навыки | Творческий рост | Организаторские способности | Саморазвитие |
София | 5 | 4 | 4 | 5 |
Ира | 4 | 3 | 4 | 5 |
Егор | 5 | 4 | 5 | 4 |
Матвей | 5 | 5 | 4 | 4 |
Ким Чжойхун | 4 | 3 | 5 | 5 |
Полина | 5 | 4 | 5 | 4 |
Максим | 4 | 4 | 4 | 5 |
Деднис | 5 | 3 | 4 | 5 |
Балто | 4 | 5 | 5 | 5 |
Чжен Юань | 5 | 4 | 5 | 4 |
Дарья | 5 | 5 | 4 | 5 |
Кирилл | 5 | 4 | 5 | 4 |
Ярослав | 4 | 5 | 4 | 5 |
Нина | 5 | 5 | 4 | 5 |
Арина | 4 | 4 | 5 | 4 |
Никита | 5 | 4 | 4 | 5 |
Из таблицы видно, что у студентов, участников Клуба, проявились коммуникативные навыки, у некоторых получили развитие такие качества, как творческий рост и организаторские способности, и, что самое главное, проявилась собственная позиция и стремление к cаморазвитию.
- Какие результаты в собственном самоопределении были осознаны самими тьюторантами?
Тьюторское сопровождение способствовало раскрытию возможностей тьюторанта за время практики: совершить несколько различных профессиональных проб (экскурсовод, искусствовед, дизайнер, эколог, журналист, интервьюер, фотожурналист и др.), способствовало развитию коммуникативных навыков и умений делать выбор, в том числе способствовало самоопределению тьюторанта в собственном образовании. Эта практика тьюторства имеет очень важный опыт и значение для будущей карьеры самого тьютора.