Среда
27 НояТьюторское сопровождение китайских студентов Школы экономики и менеджмента ДВФУ в проектной деятельности
Ло Яньлин (КНР),
Гуремина Нонна (Россия),
выпускницы тьюторской программы
магистратуры «Тьюторское сопровождение в образовании».
Как можно наблюдать в последние годы, в Китае постоянно растет спрос на обучение в российских вузах. В частности, в Дальневосточном федеральном университете. Он стимулируется интенсивно развивающимся двусторонним экономическим сотрудничеством, порождающим потребность в хорошо подготовленных кадрах, владеющих техническими, экономическими, юридическими специальностями, а также русским языком. Также можно наблюдать и чистый интерес к самой России, стране с яркой самобытной культурой, чья историческая судьба тесно переплетена с Китаем. Иные китайские студенты хотят получить вузовский диплом, который может помочь им найти работу в условиях, когда молодёжь со средним и высшим образованием страдает от безработицы.
Обучаясь за рубежом, иностранные студенты сталкиваются с различными затруднениями, преодолеть которых им помогает тьютор. Он советует студенту, и вместе с ним определяет, какие лекции и практические занятия он хочет посещать, как составить план своей учебной работы, выстраивает взаимодействие студента и преподавателя, при подготовке к университетским экзаменам. Тьютор – это ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях, который сопровождает обучающегося в реализации индивидуальной образовательной программы.
Студентка тьюторской магистратуры Ло Яньлин (КНР) стала тьютором для иностранных студентов двух групп Школы экономики и менеджмента, сопровождая их в проектной деятельности. В процессе индивидуальных и групповых тьюториалов ею был использован и применен различный тьюторский инструментарий: ресурсное картирование, рефлексия, индивидуальный SWOT-анализ. Подобные технологии и методы обеспечивают реализацию самоопределения, осмысленного и ответственного отношения студентов к собственной жизни, своему будущему, личностному и профессиональному продвижению и самоопределению.
В процессе тьюторского сопровождения китайских студентов были сформирован их запросы и выявлены основные трудности в проектной деятельности. Были составлены карты-схемы «Анализ схемы тьюторского сопровождения иностранных студентов». В процессе работы с китайскими студентами использовалась рефлексивная карта в виде индивидуального SWOT-анализа (таблица 1) и систематизированы трудности (рисунок 1).
Таблица 1. Рефлексивная карта студента 2 курса Ван Чэнхао.
Сила
1. Наш проект про уютный кампус, а мы здесь живем и все это хорошо понимаем, и это легко для меня. 2. Мне нравится заниматься творчеством и дизайном. Я предлагал делать эскиз беседки. 3. Я люблю работать на компьютере и делать дизайн-макет. 4. Мы успешно защитили свой проект в прошлом семестре, это наша победа в проектной деятельности. 5. Я горжусь своим наставником.
|
Слабости
1. Трудность, с которой я столкнулся: был не очень знаком с ситуацией развития проектов в ДВФУ. 2. Мне не нравилось собирать данные и проводить исследование рынка. 3. Все делал медленно. 4. Хотелось все быстро успеть, но не получалось. |
Возможности
1. Я учусь в России, и у меня большие перспективы развития. 2. Я могу улучшить уровень знания русского языка и узнать больше о российском рынке успешных проектов. 3. Я могу читать новые газеты и книги, чтобы преодолеть свои слабости. 4. Я могу попросить о помощи своего наставника. |
Угрозы/барьеры
1. Уровень знания русского языка повлиял на мое медленное развитие в проекте. 2. Не могу свободно говорить по-русски. 3. Я могу улучшить свой русский язык, предотвратить эту демотивацию. 4. Я могу узнать больше о ситуации на российском рынке проектов через новости и газеты и сделать меня успешным. |
Рис. 1. Карта трудностей студента Ван Ченхао в проектной деятельности.
Рис.2. Анализ трудностей китайских студентов-участников проекта Школы экономики и менеджмента.
Рис. 3. Карта сопровождения китайских студентов в преодолении трудностей в процессе жизнедеятельности в ДВФУ
Итогом работы стали студенческие проекты «Тьютор-наставник для студентов из Китая» и «Теплый прием для студентов КНР».
Опыт тьюторского сопровождения китайских студентов в проектной деятельности показал, что работа с картой может стать современным дидактическим инструментом совместной работы тьютора и иностранного студента, отражающим возможные направления индивидуального образовательного движения обучающегося, расширяющим пространство его самоопределения и целей, помогающим увидеть разнообразные образовательные ресурсы среды, свой потенциал, а также как инструмент сопровождения индивидуализации иностранного студента в преодоления затруднений в процессе жизнедеяельности в Дальневосточном федеральном университете.