Тьюторское сопровождение китайских студентов Школы экономики и менеджмента ДВФУ в проектной деятельности
 /  Сопровождение иностранных студентов / Тьюторское сопровождение китайских студентов Школы экономики и менеджмента ДВФУ в проектной деятельности

Тьюторское сопровождение китайских студентов Школы экономики и менеджмента ДВФУ в проектной деятельности

Ло Яньлин (КНР),

Гуремина Нонна (Россия),

 выпускницы тьюторской программы

 магистратуры «Тьюторское сопровождение в образовании».

Как можно наблюдать в последние годы, в Китае постоянно растет спрос на обучение в российских вузах. В частности, в Дальневосточном федеральном университете. Он стимулируется интенсивно развивающимся двусторонним экономическим сотрудничеством, порождающим потребность в хорошо подготовленных кадрах, владеющих техническими, экономическими, юридическими специальностями, а также русским языком. Также можно наблюдать и чистый интерес к самой России, стране с яркой самобытной культурой, чья историческая судьба тесно переплетена с Китаем. Иные китайские студенты хотят получить вузовский диплом, который может помочь им найти работу в условиях, когда молодёжь со средним и высшим образованием страдает от безработицы.

Обучаясь за рубежом, иностранные студенты сталкиваются с различными затруднениями, преодолеть которых им помогает тьютор. Он советует студенту, и вместе с ним определяет, какие лекции и практические занятия он хочет посещать, как составить план своей учебной работы, выстраивает взаимодействие студента и преподавателя, при подготовке к университетским экзаменам. Тьютор – это  ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях, который сопровождает обучающегося в реализации индивидуальной образовательной программы.

Студентка тьюторской магистратуры Ло Яньлин (КНР) стала тьютором для иностранных студентов двух групп Школы экономики и менеджмента, сопровождая их в проектной деятельности. В процессе индивидуальных и групповых тьюториалов ею был использован и применен различный тьюторский инструментарий: ресурсное картирование, рефлексия, индивидуальный SWOT-анализ. Подобные технологии и методы обеспечивают реализацию самоопределения, осмысленного и ответственного отношения студентов к собственной жизни, своему будущему, личностному и профессиональному продвижению и самоопределению.

В процессе тьюторского сопровождения китайских студентов были сформирован их запросы и выявлены основные трудности в проектной деятельности. Были составлены карты-схемы «Анализ схемы тьюторского сопровождения иностранных студентов». В процессе работы с китайскими студентами использовалась рефлексивная карта в виде индивидуального SWOT-анализа (таблица 1) и систематизированы трудности (рисунок 1).

Таблица 1.  Рефлексивная карта студента 2 курса Ван Чэнхао.

Сила

1.     Наш проект про уютный кампус, а мы здесь живем и все это хорошо понимаем, и это легко для меня.

2.     Мне нравится заниматься творчеством и дизайном. Я предлагал делать эскиз беседки.

3.     Я люблю работать на компьютере и делать дизайн-макет.

4.     Мы успешно защитили свой проект в прошлом семестре, это наша победа в проектной деятельности.

5.     Я горжусь своим наставником.

 

Слабости

1. Трудность, с которой я столкнулся: был не очень знаком с ситуацией развития проектов в ДВФУ.

2. Мне не нравилось собирать данные и проводить исследование рынка.

3. Все делал медленно.

4. Хотелось все быстро успеть, но не получалось.

Возможности

1.     Я учусь в России, и у меня большие перспективы развития.

2.     Я могу улучшить уровень знания русского языка и узнать больше о российском рынке успешных проектов.

3.     Я могу читать новые газеты и книги, чтобы преодолеть свои слабости.

4.     Я могу попросить о помощи своего наставника.

Угрозы/барьеры

1.      Уровень знания русского языка повлиял на мое медленное развитие в проекте.

2.      Не могу свободно говорить по-русски.

3.      Я могу улучшить свой русский язык, предотвратить эту демотивацию.

4.      Я могу узнать больше о ситуации на российском рынке проектов через новости и газеты и сделать меня успешным.

Рис. 1. Карта трудностей студента Ван Ченхао в проектной деятельности.

 

Рис.2.        Анализ трудностей китайских студентов-участников проекта Школы экономики и менеджмента.                                                    

Рис. 3. Карта сопровождения китайских студентов в преодолении трудностей в процессе жизнедеятельности в ДВФУ

 

Итогом  работы стали студенческие проекты «Тьютор-наставник для студентов из Китая» и «Теплый прием для студентов КНР».

Опыт тьюторского сопровождения китайских студентов в проектной деятельности показал, что работа с картой может стать современным дидактическим инструментом совместной работы тьютора и иностранного студента, отражающим возможные направления индивидуального образовательного движения обучающегося, расширяющим пространство его самоопределения и целей, помогающим увидеть разнообразные образовательные ресурсы среды, свой потенциал, а также  как инструмент сопровождения индивидуализации иностранного студента в преодоления затруднений в процессе жизнедеяельности в Дальневосточном федеральном университете.

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости