Среда
30 ИюнСтруктурно-функциональная модель тьюторского сопровождения студентов вуза при использовании дистанционных форм обучения
В рамках исследования «Тьюторское сопровождение студентов вуза при использовании дистанционных форм обучения» выпускник магистерской программы «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» ВЭЙ ЦЗИН разработал структурно-функциональную модель тьюторского сопровождения студентов вуза при использовании дистанционных форм обучения Она содержит последовательно декомпозированные блоки, раскрывающие сущность и функциональные связи структурных компонентов.
Структурнр-функциональная модель тьюторского сопровождения включает в себя следующие компоненты:
- Теоретические основания, описание научных концепций, на которых базируется тьюторское сопровождение, а также успешная практика реализации тьюторского сопровождения в образовательную практику.
- Основные понятия – описание категории и термины тьюторского сопровождения, которые, в свою очередь, становятся рабочим языком реальной деятельности.
- Содержание тьюторского сопровождения – является самым важным, отличающим данный вид педагогической деятельности от всех остальных.
Основными специальными компонентами тьюторского сопровождения являются:
– сопровождение формирования и реализации студентом индивидуальной образовательной программы;
– средства и формы реализации тьюторского сопровождения;
– создание условий для удовлетворения потребности в самоактуализации, реализации своего желании через творчество;
– создание условий для формирования самостоятельности (умения автономно работать с возникающей или проблемной ситуацией);
– образовательный результат и крите- рии оценки качества тьюторского сопровождения.
Основным результатом тьюторского сопровождения является создание условий для студентов, способствующих формированию самостоятельной и прогрессивной личности. В рамках всей модели особенно важна самостоятельность студентов. Самостоятельность в педагогике понимается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений[1]. Самостоятельность личности можно определить наличием трех основных ее составляющих:
- Наличие внешних условий для свободы индивидуальных действий;
- Наличие сформированных, сохранившихся в культуре общества и доступных, освоенных данной личностью механизмов взаимодействия человека и ситуации;
- Наличие, сформированности внутреннего активного начала.
Таким образом, для самостоятельности дожен быть использаван внетренний и внешний ресурсный потенциал , как ситуации, так и человека сней взаимодействующего.
При создании модели тьюторского сопровождения студентов вуза при использованим дистанционных форм обучения мы следуем следующим требованиям: во-первых, реалистичность модели, а это означает, что элементы взаимодействия в модели, составляющие реальный объект модели, соответствуют её структуре. Во-вторых, он дает конкретное описание функциональной основы системы и соответствует реальным свойствам и взаимосвязям элементов моделируемой системы. В-третьих, соответствие модели и уровня исследований позволяют обобщать и делать выводы, которые могут быть экспериментально проверены.
Эта процедура включает в себя следующие компоненты:
- Формат описания моделей.
-
- Постановка целей и задач (с учетом участников процесса тьюторского сопровождения и наличия получения ресурсов).
- Управление образовательным процессом. В этом компоненте для процесса или подпроцесса тьюторского сопровождения описывается кто, при помощи чего, в какие моменты времени осуществляет управляющие воздействия на процесс. Эти воздействия включают в себя направляющие, контролирующие и диагностические мероприятия. В условиях дистанционой формы обучения – создание подсистемы мониторинга учебного процесса с акцентом на самоуправление студентов.Участники процесса тьюторского сопровождения.- компетенции тьютора, вовлеченного в данный процесс тьюторского сопровождения;
– требования к начальному уровню знаний, навыков, умений студентов, начинающих обучение по моделью;
– возможные сферы/области применения сформированных компетенций.
- Ресурсы процесса тьюторского сопровождения.
– онлайн-ресурсы, программным платформам, дидактическим мателиалам и т. д;
– временные ресурсы, необходимые на подготовку тьюториалов, проведение тьюториалов, самостоятельную работу студентов.
Модель тьюторского сопровождения студентов вуза при изпользовании дистанционных форм обучения |
социальный заказ на специалиста |
Потребности личности в саморуализации и конкурентоспособности |
Цель: реализации потребности студентов вуза при изпользовании дистанционных форм обучения |
Антропологический подход |
Знание интернет-технологий |
Желание собственного будущего образа |
Рефлексивно-коммуникативный компонент |
Тьюторское сопровождение |
Результат: реализация потребности студентов вуза при использовании дистанционных форм обучения
|