Статья Лавриненко Т.Д. и Гуреминой Н.В. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ  
 /  Сопровождение иностранных студентов / Статья Лавриненко Т.Д. и Гуреминой Н.В. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ  

Статья Лавриненко Т.Д. и Гуреминой Н.В. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ  

СТАТЬЯ “КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ” ОПУБЛИКОВАНА В ЭЛЕКТРОННОМ СБОРНИКЕ  КОНФЕРЕНЦИИ” (511-517).

Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества. Международная научно-практическая конференция, Владивосток, 25–26 октября 2019 г. : сборник статей / Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук ; [отв. ред. А.Н. Сазонова ; редкол.:
Т.И. Боровкова, Е.Ф. Зачиняева, В.В. Кравцов, Т.Д. Лавриненко, Г.Н. Петрова, Н.Н. Савельева, М.Н. Туктагулова]. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал., ун-та, 2019. –1 CD-ROM. – [548 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-4650-5. – DOI:
dx.doi.org/10.24866/7444-4650-5. – Текст. Изображения : электронные.

УДК 378.126

Лавриненко Татьяна Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, магистр педагогики

Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток, Россия

lavritad26@gmail.com

 

Гуремина Нонна Викторовна,

кандидат географических наук, доцент, магистр педагогики

Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток, Россия

innov-man@yandex.ru

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

 

Аннотация. В статье рассматривается компетентностная модель тьютора для иностранных студентов Дальневосточного федерального университета. Рассматриваются значение и профессиональные функции тьютора, исследованы проблемы и потребности иностранных студентов в тьюторском сопровождении, на основе которых составлена компетентностная модель тьютора в контексте преодоления трудностей иностранными студентами. Разработан психолого-педагогический портрет тьютора.

Ключевые слова: иностранные студенты, тьюторское сопровождение, компетентностная модель, психолого-педагогический портрет тьютора.

 

Усилия современного педагога высшей школы должны быть направлены на создание условий и формирование предпосылок для самостоятельной разработки и реализации студентами индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Тьюторское сопровождение проявляется в готовности педагога с тьюторской позицией адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии. Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым студентом при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов [3].

Таким образом, как показывает исследование, формирование запроса на тьюторское сопровождение у иностранных студентов как элемента культуры построения собственного образования, решения собственных образовательных задач, построение индивидуальной образовательной программы, траектории, становится главным результатом его взаимодействия с тьютором и подтверждает необходимость сопровождения их индивидуализации [2].

Тьютор помогает студенту находить эффективные способы и формы своего образования и, прежде всего, самообразования; видеть и формулировать проблемы; задавать грамотные вопросы; осмысливать, осуществлять рефлексию полученного опыта, его успешности или ограниченности, неуспешности [4].

Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие. Различные техники задавания вопросов можно освоить при помощи популярной литературы и адаптировать к задачам работы тьютора.

Вопрос целеполагания основной в работе тьютора. Выделяется простая связь, ведущая к формулированию проблемы: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» осознавалось объективное «надо».

На первом этапе были обозначены роль и функции тьютора в виде интеллект-карты (рисунок 1), проведен системный анализ проблемы (рисунок 2).

Далее на основе выявленных трудностей иностранных студентов и требований (желаемый результат) для достижения цели были выделены основные цели и составлена карта компетенций тьютора (таблица 1):

– студенты из КНР некомфортно себя чувствуют в иной социокультурной среде и скучают по дому;

– студенты из КНР испытывают трудности в изучении и понимании русского языка;

– студенты из КНР считают, что товары и услуги в России намного дороже, чем в Китае;

 

Рисунок 1.  Роль и функции тьютора

 

 

Проблема потребности студента

в тьюторском сопровождении

Решение проблемы: 

тьюторское сопровождение

 

Рисунок 2. Анализ проблемы тьюторского сопровождения

– студенты из КНР приехали из южных районов и плохо переносят сильные морозы. Зимой часто болеют простудными заболеваниями;

– студенты из КНР испытывают затруднения в обучении, потому что у них нет опыта проектной деятельности;

– студенты из КНР испытывают трудности в самооценке.

Таблица 3. Компетентностная модель тьютора для студентов КНР в аспекте их трудностей

Рабочие гипотезы

и проблемная область проекта

Желаемый результат

(варианты решения проблем)

Студенты из КНР некомфортно себя чувствуют в иной социокультурной среде и скучают по дому Тьютор должен быть представителем КНР или иметь опыт проживания в Китае (не менее 3 лет)
Студенты из КНР испытывают трудности в изучении и понимании русского языка Тьютор говорит на китайском и на русском языках
Студенты из КНР считают, что товары и услуги в России намного дороже, чем в Китае Тьютор имеет опыт проживания в России (не менее 1,5 лет)
Студенты из КНР приехали из южных районов и плохо переносят сильные морозы. Им трудно приспособиться к жизни в России Тьютор имее психолого-

педагогическое образование, владеет  тьюторской компетенцией

Студенты из КНР испытывают затруднения в обучении, потому что у них нет опыта проектной деятельности Наставник/тьютор должен иметь опыт проектной деятельности, владеть проектировочной компетенцией
Студенты из КНР испытывают трудности в самооценке Наставник/тьютор должен владеть рефлексивной компетенцией

Таким образом, студенты из КНР, приезжая учиться в ДВФУ, испытывают трудности, поэтому в университете, в том числе и в  Школе экономики и менеджмента,  нужно развивать наставничество среди иностранных студентов, необходимое для их адаптации к жизни в России [1]. Особенно тьюторство (наставничество) необходимо в проектной деятельности иностранных студентов, поскольку они не имеют опыта такой деятельности и нуждаются в помощи, консультировании и сопровождении их в процессе проектной деятельности.

Также был составлен психолого-педагогический портрет тьютора (рисунок 3). Эта методика помогла установить и уточнить характеристики продукта и визуализировать услугу, которая будет ценной для пользователей.

Кто может быть тьютором для  иностранных студентов?

–      Студент;

–      Преподаватель;

–      Магистрант;

–      Я из Китая;

–      Я умный;

–      Я общительный

(коммуникабельный).

Каковы мои ценности?

–      Информационное сопровождение;

–      Я говорю по-русски и по-китайски;

–      Могу оказать поддержку;

–      Могу поделиться опытом;

–      У меня есть опыт ведения проектной деятельности;

–      У меня психолого-педагогическое образование.

 

 

Каково мое сообщество?

–   Центр русского языка и культуры (ЦРЯК);

–   Иностранные студенты, проживающие на кампусе;

–   Студенты и преподаватели психолого-педагогической магистратуры;

–   Иностранные гости на кампусе ДВФУ и на о. Русский.

Что делает меня отличным от других?

–   Я владею проектной деятельностью;

–   Я говорю по-русски и по-китайски;

–   Я хорошо знаю Владивосток;

–   У меня много полезных контактов;

–       Я открыт для всех.

Какая передо мной стоит цель?

–          Предоставить поддержку и сопровождение иностранным студентам из КНР;

–          Привлечь иностранных студентов к обучению в ДВФУ;

–          Оказать им помощь в преодолении трудностей;

–          Оказать им помощь в адаптации.

 

Рисунок 3. Психолого-педагогический портрет тьютора для иностранных студентов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что тьюторское сопровождение иностранных студентов обеспечивает реализацию самоопределения, осмысленного и ответственного отношения формирующейся личности к собственной жизни, своему будущему, личностному и профессиональному продвижению и самоопределению.

 

Список литературы:

 

  1. Боровкова Т.И., Лавриненко Т.Д., Жи Чу Хэн, Чжу Цзяу. Организация сотрудничества в области индивидуализации и тьюторства между китайским и российским университетами // Наука и образование сегодня. 2017 № 1 (12). С. 53-58. URL: https://publikacija.ru/images/PDF/2017/12/organizatsiya-sotrudnichestva-v-oblasti.pdf
  2. Боровкова Т.И., Чжу Цзяу. Современные модели индивидуализации и тьюторства в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28210
  3. Гуремина Н.В., Лавриненко Т.Д. Анализ факторов выбора вуза иностранными студентами (на примере Дальневосточного федерального университета)// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Т. 9. № 9-2. 2018. С. 22-33.  https://elibrary.ru/item.asp?id=36944074
  4. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12-ые Международные Чтения памяти Л.С. Выготского: Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.:РГГУ, 2011.

 

 

 

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости