Четверг
31 ОктСтатья Лавриненко Т.Д. и Гуреминой Н.В. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
СТАТЬЯ “КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ” ОПУБЛИКОВАНА В ЭЛЕКТРОННОМ СБОРНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ” (511-517).
Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества. Международная научно-практическая конференция, Владивосток, 25–26 октября 2019 г. : сборник статей / Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук ; [отв. ред. А.Н. Сазонова ; редкол.:
Т.И. Боровкова, Е.Ф. Зачиняева, В.В. Кравцов, Т.Д. Лавриненко, Г.Н. Петрова, Н.Н. Савельева, М.Н. Туктагулова]. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал., ун-та, 2019. –1 CD-ROM. – [548 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-4650-5. – DOI:
dx.doi.org/10.24866/7444-4650-5. – Текст. Изображения : электронные.
УДК 378.126
Лавриненко Татьяна Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент, магистр педагогики
Дальневосточный федеральный университет,
г. Владивосток, Россия
Гуремина Нонна Викторовна,
кандидат географических наук, доцент, магистр педагогики
Дальневосточный федеральный университет,
г. Владивосток, Россия
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается компетентностная модель тьютора для иностранных студентов Дальневосточного федерального университета. Рассматриваются значение и профессиональные функции тьютора, исследованы проблемы и потребности иностранных студентов в тьюторском сопровождении, на основе которых составлена компетентностная модель тьютора в контексте преодоления трудностей иностранными студентами. Разработан психолого-педагогический портрет тьютора.
Ключевые слова: иностранные студенты, тьюторское сопровождение, компетентностная модель, психолого-педагогический портрет тьютора.
Усилия современного педагога высшей школы должны быть направлены на создание условий и формирование предпосылок для самостоятельной разработки и реализации студентами индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Тьюторское сопровождение проявляется в готовности педагога с тьюторской позицией адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии. Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым студентом при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов [3].
Таким образом, как показывает исследование, формирование запроса на тьюторское сопровождение у иностранных студентов как элемента культуры построения собственного образования, решения собственных образовательных задач, построение индивидуальной образовательной программы, траектории, становится главным результатом его взаимодействия с тьютором и подтверждает необходимость сопровождения их индивидуализации [2].
Тьютор помогает студенту находить эффективные способы и формы своего образования и, прежде всего, самообразования; видеть и формулировать проблемы; задавать грамотные вопросы; осмысливать, осуществлять рефлексию полученного опыта, его успешности или ограниченности, неуспешности [4].
Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие. Различные техники задавания вопросов можно освоить при помощи популярной литературы и адаптировать к задачам работы тьютора.
Вопрос целеполагания основной в работе тьютора. Выделяется простая связь, ведущая к формулированию проблемы: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» осознавалось объективное «надо».
На первом этапе были обозначены роль и функции тьютора в виде интеллект-карты (рисунок 1), проведен системный анализ проблемы (рисунок 2).
Далее на основе выявленных трудностей иностранных студентов и требований (желаемый результат) для достижения цели были выделены основные цели и составлена карта компетенций тьютора (таблица 1):
– студенты из КНР некомфортно себя чувствуют в иной социокультурной среде и скучают по дому;
– студенты из КНР испытывают трудности в изучении и понимании русского языка;
– студенты из КНР считают, что товары и услуги в России намного дороже, чем в Китае;
Рисунок 1. Роль и функции тьютора
Проблема потребности студента
в тьюторском сопровождении |
Решение проблемы:
тьюторское сопровождение |
Рисунок 2. Анализ проблемы тьюторского сопровождения
– студенты из КНР приехали из южных районов и плохо переносят сильные морозы. Зимой часто болеют простудными заболеваниями;
– студенты из КНР испытывают затруднения в обучении, потому что у них нет опыта проектной деятельности;
– студенты из КНР испытывают трудности в самооценке.
Таблица 3. Компетентностная модель тьютора для студентов КНР в аспекте их трудностей
Рабочие гипотезы
и проблемная область проекта |
Желаемый результат
(варианты решения проблем) |
Студенты из КНР некомфортно себя чувствуют в иной социокультурной среде и скучают по дому | Тьютор должен быть представителем КНР или иметь опыт проживания в Китае (не менее 3 лет) |
Студенты из КНР испытывают трудности в изучении и понимании русского языка | Тьютор говорит на китайском и на русском языках |
Студенты из КНР считают, что товары и услуги в России намного дороже, чем в Китае | Тьютор имеет опыт проживания в России (не менее 1,5 лет) |
Студенты из КНР приехали из южных районов и плохо переносят сильные морозы. Им трудно приспособиться к жизни в России | Тьютор имее психолого-
педагогическое образование, владеет тьюторской компетенцией |
Студенты из КНР испытывают затруднения в обучении, потому что у них нет опыта проектной деятельности | Наставник/тьютор должен иметь опыт проектной деятельности, владеть проектировочной компетенцией |
Студенты из КНР испытывают трудности в самооценке | Наставник/тьютор должен владеть рефлексивной компетенцией |
Таким образом, студенты из КНР, приезжая учиться в ДВФУ, испытывают трудности, поэтому в университете, в том числе и в Школе экономики и менеджмента, нужно развивать наставничество среди иностранных студентов, необходимое для их адаптации к жизни в России [1]. Особенно тьюторство (наставничество) необходимо в проектной деятельности иностранных студентов, поскольку они не имеют опыта такой деятельности и нуждаются в помощи, консультировании и сопровождении их в процессе проектной деятельности.
Также был составлен психолого-педагогический портрет тьютора (рисунок 3). Эта методика помогла установить и уточнить характеристики продукта и визуализировать услугу, которая будет ценной для пользователей.
Кто может быть тьютором для иностранных студентов?
– Студент; – Преподаватель; – Магистрант; – Я из Китая; – Я умный; – Я общительный (коммуникабельный). – |
Каковы мои ценности?
– Информационное сопровождение; – Я говорю по-русски и по-китайски; – Могу оказать поддержку; – Могу поделиться опытом; – У меня есть опыт ведения проектной деятельности; – У меня психолого-педагогическое образование.
|
||
Каково мое сообщество? – Центр русского языка и культуры (ЦРЯК); – Иностранные студенты, проживающие на кампусе; – Студенты и преподаватели психолого-педагогической магистратуры; – Иностранные гости на кампусе ДВФУ и на о. Русский. |
Что делает меня отличным от других?
– Я владею проектной деятельностью; – Я говорю по-русски и по-китайски; – Я хорошо знаю Владивосток; – У меня много полезных контактов; – Я открыт для всех. |
||
Какая передо мной стоит цель?
– Предоставить поддержку и сопровождение иностранным студентам из КНР; – Привлечь иностранных студентов к обучению в ДВФУ; – Оказать им помощь в преодолении трудностей; – Оказать им помощь в адаптации.
|
|||
Рисунок 3. Психолого-педагогический портрет тьютора для иностранных студентов.
Таким образом, проведенное исследование показало, что тьюторское сопровождение иностранных студентов обеспечивает реализацию самоопределения, осмысленного и ответственного отношения формирующейся личности к собственной жизни, своему будущему, личностному и профессиональному продвижению и самоопределению.
Список литературы:
- Боровкова Т.И., Лавриненко Т.Д., Жи Чу Хэн, Чжу Цзяу. Организация сотрудничества в области индивидуализации и тьюторства между китайским и российским университетами // Наука и образование сегодня. 2017 № 1 (12). С. 53-58. URL: https://publikacija.ru/images/PDF/2017/12/organizatsiya-sotrudnichestva-v-oblasti.pdf
- Боровкова Т.И., Чжу Цзяу. Современные модели индивидуализации и тьюторства в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28210
- Гуремина Н.В., Лавриненко Т.Д. Анализ факторов выбора вуза иностранными студентами (на примере Дальневосточного федерального университета)// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Т. 9. № 9-2. 2018. С. 22-33. https://elibrary.ru/item.asp?id=36944074
- Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12-ые Международные Чтения памяти Л.С. Выготского: Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.:РГГУ, 2011.