СОТРУДНИЧЕСТВО ДВФУ И СЯМЫНЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
 /  Сопровождение иностранных студентов / СОТРУДНИЧЕСТВО ДВФУ И СЯМЫНЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

СОТРУДНИЧЕСТВО ДВФУ И СЯМЫНЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ДРУЗЬЯ, ПРЕДЛАГАЕМ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ, ОПУБЛИКОВАННОЙ В СБОРНИКЕ Международной научной конференции ДВФУ
“Актуальные вопросы развития образования и науки в АТР”.

СОТРУДНИЧЕСТВО ДВФУ И СЯМЫНЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Боровкова Т.И., Лавриненко Т.Д.
Дальневосточный федеральный университет,
г.Владивосток, Россия
borovkova.ti@dvfu.ru, lavrinenko.td@dvfu.ru
Аннотация: представлен опыт сотрудничества в области индивидуализации в рамках Договора о сотрудничестве между Дальневосточным федеральным университетом и Сямыньским университетом. Отмечены достижения и намечены перспективы в развитии научного сотрудничества между ведущими российским и китайским университетами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, индивидуализация, договор о сотрудничестве, инновационная площадка
Азиатско-Тихоокеанский регион рассматривается сегодня не только с точки зрения развития в области экономического сотрудничества, но и в области образования. Очевидно, что обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации зависит от образования, определяющего и уровень развития экономики, и общества в целом.
Поддержание гарантированного обеспечения национальной безопасности государства требует от Дальневосточного региона конкретного участия в развитии добрососедских деловых связей со всеми государствами, включая Китай.
Дальневосточный федеральный университет выступает сегодня флагманом России в АТР: открывает международные образовательные программы, представительства, в том числе и в Пекине, при Китайской общественной академии наук (КОАН).
Поиск новых принципов построения международного порядка в регионе определяется особенно активным взаимодействием России и Китая. К паритетному взаимодействию привлекается студенческая молодежь через Шанхайскую организацию сотрудничества. Студенты ДВФУ не исключение. Например, аспирант Чжу Цзяу и студентки магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» Гао Лу и Ло Янлинь приняли в дистанционном формате участие в мероприятиях III студенческого Форума стран Шанхайской организации сотрудничества в Новосибирске 18-20 мая 2018 года по проблеме «Актуальные вопросы создания благоприятной среды для иностранных обучающихся на территории субъектов Российской Федерации». Цель Форума – повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования путем использования потенциала молодежного международного сотрудничества. В связи с этим иностранные студенты магистратуры представили Форуму проект «Службы тьюторского сопровождения иностранных студентов в департаменте психологии и образования в школе Искусств и Гуманитарных наук», который получил одобрение на площадке ШОС «Школа тьюторов», возглавляемой Президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации профессором Ковалевой Т.М., а также участвовали в обсуждении резолюции Форума.
Ранее, 12 октября 2016 года, был заключен Договор о сотрудничестве между Сямэньским университетом и Дальневосточным федеральным университетом. Предметом договора является открытие на базе Академии оценки качества высшего образования Сямэньского университета инновационной площадки по теме: «Современные технологии индивидуализации образования в педагогических вузах Китая и России». Целью открытия инновационной площадки, инициаторами и участниками которой являются авторы данной статьи, является исследование и разработка, научно-методическое сопровождение и экспериментальная проверка нововведений в области индивидуализации; обобщение и распространение результатов внедрения нововведений в практику образования педагогических вузов России и Китая.
Выпускник магистерской программы Школы педагогики «Тьюторское сопровождение в образовании» Чжу Цзяу, аспирант 3 года обучения ДВФУ, направление 44.06.01 Образование и педагогические науки, в рамках Договора работает над темой: «Сравнительный анализ моделей индивидуализации в образовании Китая и России», в 2017-2018 гг. Чжу Цзяу дважды стажировался в Сямыньском университете. Аспирантом разработана и апробирована модель индивидуализации для участников эксперимента, российских и китайских студентов магистратуры; прочитаны лекции для магистров, аспирантов и преподавателей Академии педагогики Сямыньского университета по теме «Модели индивидуализации в России и Китае». Академия оценки качества высшего образования распространяет результаты апробации модели в практику образовательных организаций Китая, признавая нововведение эффективным.
В рамках Договора о сотрудничестве по Программе «Visiting professors» в декабре 2016 г. был организован визит в ДВФУ Жи Чу Хэна, доктора философии, директора Академии педагогики и Академии оценки качества высшего образования, заместителя директора центра Сямэньского университета развития высшего образования Министерства образования, вице-председателя комиссии по присуждению учёных званий в Китае.
Были организованы встречи с сотрудниками кафедры теории и методики профессионального образования Школы педагогики, публичные лекции профессора Жи Чу Хэн для магистрантов и аспирантов по теме «Качество образования студентов в вузах Китая. Сравнительный анализ», «Проблема взаимоотношений студентов и преподавателей в вузах Китая».
Интересными для магистрантов, аспирантов ДВФУ, в том числе китайских, были семинар по теме «Перспективы сотрудничества Школы педагогики ДВФУ и Академии педагогики Сямэньского университета»; круглый стол на тему: «Комплексная оценка качества образования и профессиональной подготовки будущих педагогов»; диалоги учёных о педагогическом образовании и моделях экспериментальной исследовательской деятельности в области индивидуализации образования Китая и России; дискуссия «Индивидуализация обучения как средство повышения качества высшего образования». По итогам встреч были опубликованы статьи [1, 2, 3].
По приглашению Сямыньского университета директор Школы педагогики Пишун С.В., доцент Школы искусств и гуманитарных наук Боровкова Т.И., аспирант ДВФУ Чжу Цзяу приняли участие и выступили с докладами на Международном научно-практическом симпозиуме стран-членов БРИКС по проблеме оценивания качества высшего профессионального образования (26.05.2017 г.), на Международном симпозиуме по классической реформе института колледжей и Международного института образования (21.12.2018 г.).
В ходе реализации Договора выявлен значительный потенциал развития научного сотрудничества, содержание и формы которого выходят за рамки предмета заключенного договора о сотрудничестве. Кроме индивидуализации образования наметились такие направления сотрудничества как история педагогики, история российской высшей школы, оценка качества высшего образования и др.
План работы по теме инновационной площадки: «Исследование и разработка современных технологий индивидуализации в педагогических вузах Китая и России» на период 2020-2022 г.г. включает следующее:
1. Обобщение данных международных исследований в области индивидуализации.
2. Подготовка коллективной монографии по материалам исследований.
3. Проведение осенью 2019 года Международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие субъектов образования при подготовке
педагогических кадров в информационном обществе», получившее грантовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований, позволит организовать обмен опытом и обсуждение вопросов будущего образования, наметить план подготовки к подаче совместной заявки на грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках международного конкурса 2020 г.

Список литературы
1. Боровкова Т.И. Лавриненко Т.Д., Жи Чу Хэн, Чжу Цзяу Организация сотрудничества в области индивидуализации и тьюторства между китайским и российским университетами // Наука и образование сегодня. 2017 № 1 (12). С. 53-58. URL: https://publikacija.ru/images/PDF/2017/12/organizatsiya-sotrudnichestva-v-oblasti.pdf
2. Боровкова Т.И., Лавриненко Т.Д., Жи Чу Хэн, Чжу Цзяу Оценивание качества образования студентов в России и Китае // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2017/1/26105.pdf
3. Боровкова Т.И., Чжу Цзяу Современные модели индивидуализации и тьюторства в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28210

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости