ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИИ КАК ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КИТАЕ И РОССИИ
 /  Сопровождение иностранных студентов / ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИИ КАК ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КИТАЕ И РОССИИ

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИИ КАК ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КИТАЕ И РОССИИ

Автор статьи – Шань Пин, аспирант из Китая, обучается в аспирантуре Дальневосточного федерального университета, изучает методы обучения студентов в системе высшего и среднего профессионального образования. Его статья посвящена интерактивному методу – дискуссии.

Примечание: материалы даются с сохранением грамматики автора.

  1. Метод дискуссии

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций.

Дискуссия – равноправное обсуждение проблемы преподавателями и студентами. Она возникает, когда перед ними стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее преподаватели и студенты формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

  1. Подходы к применению метода дискуссии на уроках в Китае

В «Программе развития высшего образования Китая» четко указано, что необходимо применять эвристические, дискуссионные и исследовательские методы обучения, стимулировать интерес обучения студентов и максимально включать студентов в процессе обучения. Все виды деятельности должны быть ориентированы на всех учащихся, развивать индивидуальность, поощрять участие каждого и развивать дух сотрудничества. В последние годы метод дискуссии стал одним их наиважнейших методов, который широко используется в Китае в учебных заведениях. Дискуссия – это метод обучения, который мотивирует студентов учиться и объяснять друг другу различные возникающие проблемы. Он характеризуется лучшим проявлением инициативы и активностью, способствует развитию у студентов способности к самостоятельному мышлению, вербальных способностей и творческого духа, а также способствует гибкому использованию студентами знаний и развивает способности анализа и решения проблемы.

Например, преподаватели Шэнь Мэй и Хуан Цюин провели эксперимент в медицинском колледже Цзяин. Они разделили 120 студентов 1-го и 2-го курсов по специальности «Наука ухода за больными» на экспериментальную и контрольную группы: первый курс был экспериментальной группой, где применялся метод дискуссии при изучении заболеваний. Второй курс – это контрольная группа, в которой использовался традиционный метод обучения. Было произведено наблюдение за результатами двух групп учащихся. Они получили результаты – метод дискуссии в случае изучения заболевания может улучшить достижения, укрепить знания студентов, стимулировать интерес к обучению, улучшить способности анализа и решения проблемы, развивать инновационные способности, коммуникацию и командный дух, а также высокую удовлетворенность учащихся.

Таким образом, метод дискуссии при изучении заболеваний имеет положительное значение для улучшения качества обучения по дисциплине «Науки ухода за больными»  и улучшения общего качества обучения студентов, и имеет широкие перспективы применения.

  1. Отличия применения метода дискуссии в обучении в Китае и России.

Метод дискуссии используется на уроках русского языка, но эффект преподавания не идеален: главная причина в том, что в его понимании и процессе реализации есть определенное несоответствие.

Темы дискуссии на занятиях устной практики в России учителя дают в конце занятия, поэтому и учителя, и студенты могут полностью подготовиться к занятиям заранее. А в Китае некоторые учителя считают, что дискуссия должна случайно задавать тему в классе, и студенты начнут дискутировать на эту тему. По этой причине учителя перед дискуссией не предоставляют студентам большой объем информации для чтения, учащиеся не имеют соответствующих знаний из-за недостаточной подготовки, на занятии атмосфера недостаточно активна и скучна. Лучше, если преподаватель выдает темы для обсуждения и соответствующие материалы студентам на предыдущем занятии и поощряет их готовить материалы самостоятельно. В России студенты полностью подготовлены к занятиям и активно выступают со своим мнением на занятиях, дискутируют на различные темы, которые задает учитель.

Эффект данного метода в обучении в Китае стал значительным. Метод дискуссии изменил модель жесткости преподавания, полностью проявил субъективную инициативу студентов, приумножил их любопытство и получил относительно удовлетворительные результаты.

Тем не менее, следует отметить, что этот метод обучения в Китае все еще находится на начальной стадии применения, и необходимы дальнейшие исследования и практика его использования для улучшения обучения студентов. В преподавании гуманитарных и социальных наук дискуссия позволяет студентам делиться друг с другом полученными при самостоятельном обучении знаниями и углублять их понимание.

Литература

  1. Лю Сюцзюань. Сравнительное исследование метода дискуссии на уроках общения в Китае и России / Лю Сюцзюань // Журнал Университета Гуйяна. – 2014. – № 5. – С. 86–88.

刘秀娟. 中俄口语课中讨论式教学法的对比研究 // 贵阳学院学报, 2014. №5.

  1. Шэнь Мэй. Применение метода дискуссий случая заболевания в терапии науки ухода за больными / Шэнь Мэй, Хуан Цюин // Гуандун Профессионально-техническое образование и исследование. – 2012. – № 2. – С. 52–53(申梅, 黄秋英. 病例讨论教学法在内科护理学中的应用 // 广东职业技术教育与研究, 2012. № 2.
  2. Trahar S. Teaching and learning: the international higher education landscape some theories and working practices / S. Trahar. – UK: ESCalate, 2007. – 28 p.

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости