Вторник
30 МарОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Гуремина Нонна Викторовна,
кандидат географических наук, научный консультант,
ФГБОУ ВДЦ «ОКЕАН»,
г. Владивосток, Россия,
Лавриненко Татьяна Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Дальневосточный федеральный университет,
г. Владивосток, Россия,
Актуальность данного исследования обусловлена ростом интереса иностранных студентов к обучению в российских вузах. Каждый иностранный студент, поступая в российский вуз, с трудом адаптируется к другой стране. Иностранные студенты должны адаптироваться не только к университету, но и к особенностям проживания в молодежном общежитии и к жизни в другой стране в целом: ее культуре, традициям, существующей общепризнанной системе норм и ценностей.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречий:
– между растущим интересом иностранных студентов к обучению в российских вузах и отсутствием системы их сопровождения и поддержки в вузах России;
– между возрастанием значения тьюторского сопровождения в системе российского высшего образования и отсутствием системы тьюторского сопровождения у иностранных студентов;
– между реальными затруднениями в деятельности, мышлении, общении и коммуникации у иностранных студентов, обучающихся в российском университете, и отсутствием методов и инструментов выявления и коррекции этих затруднений самими студентами.
Эффективность адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузах повышается, если реализуются следующие педагогические условия и принципы: мотивация студентов-иностранцев к учебной деятельности через актуализацию их саморазвития, выявлению их образовательного запроса и трудностей обучения [4, c. 148-150], принцип индивидуализации и тьюторское сопровождение [6, c. 158], предоставление помощи компетентного тьютора и наставника [7, с. 512].
На основе проведенного анализа в области адаптации и интеграции иностранных студентов можно разработать мероприятия, которые предлагаются к внедрению в Дальневосточном федеральном университете.
Данные мероприятия можно распределить по трем блокам:
– мероприятия в области социокультурной адаптации (таблица 1);
– мероприятия в области психологической адаптации (таблица 2);
– мероприятия в области межкультурной адаптации (таблица 3).
Таблица 1 – Мероприятия в области социокультурной адаптации
№ | Мероприятия | Предложения по реализации | Ответственность |
1 | Организация прибытия и расселения 1 курса | Организованная встреча и оперативное расселение.
Выбор провайдера мобильной связи. |
Центр русского языка и культуры (ЦРЯК) и Центр привлечения и адаптации иностранных студентов |
2 | Ознакомление
с правилами и требованиями проживания в кампусе |
Информирование студентов по основным вопросам проживания в гостиничном комплексе и пребывания в кампусе ДВФУ | Администрация гостиничных и учебных корпусов |
3 | Ознакомление
с правилами и требованиями образовательного процесса |
Проведение первичных информационных встреч с целью знакомства со структурой ДВФУ, условиями и требованиями образовательного процесса, правилами внутреннего распорядка | Руководство учебных подразделений, отделы по учебно-воспитательной работе, кураторы студенческих групп |
4 | Организация культурно-досуговой деятельности | Организация экскурсий по университету и городу, вовлечение в культурно-досуговую и общественную жизнь университета | ЦРЯК, Центр привлечения и адаптации иностранных студентов |
5 | Консультации педагогов
и наставников для иностранных студентов |
Обсуждение проблемных вопросов, связанных с преодолением трудностей обучения и адаптации иностранных студентов | Руководство учебных подразделений, преподаватели, кураторы, тьюторы |
6 | Содействие профессиональной адаптации иностранных студентов | Участие иностранных студентов в научно-исследовательской, проектной деятельности, программах и проектах, содействие прохождению учебной, производственной и преддипломной практик | Студенческие офисы, кафедры, департаменты ДВФУ |
Таблица 2 – Мероприятия в области психологической адаптации
№ | Мероприятия | Предложения по реализации | Ответственность |
1 | Разработка и организация мероприятий, направленных на развитие социально-психологической и личностной компетенции | Психологическое консультирование и диагностика, разрешение личностно-ориентированных проблем, развитие коммуникативных навыков, проведение индивидуальных и групповых встреч по вопросам организации учебной деятельности, социально-бытовых проблем, преодолению проблем межкультурной адаптации, сохранению здоровья, повышения эффективности взаимодействия. | Педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги |
2 | Языковое сопровождение иностранных граждан | Языковое сопровождение психолого-педагогической деятельности при решении индивидуальных пробоем иностранных граждан
|
ЦРЯК, кураторы, тьюторы, переводчики (по необходимости) |
3 | Профилактика правонарушений и нарушений правил проживания в общежитиях | Ознакомление с правилами проживания на русском и на родном языке, организация встреч с представителями правопорядка | Руководство учебных подразделений, отделы по учебно-воспитательной работе |
4 | Организация и поддержание контакта с родственниками иностранных студентов | Общение с родственниками в случае возникновения проблемных ситуаций и вопросов, отправка благодарственных писем за высокие результаты в учебной и/или внеучебной деятельности | Студенческие офисы, кураторы, тьюторы |
Таблица 3 – Мероприятия в области межкультурной адаптации
№ | Мероприятия | Предложения по реализации | Ответственность |
1 | Формирование толерантного отношения к представителям зарубежных стран, укрепление духа интернационализма | Проведение мероприятий, отражающих национальные традиции, историю и культуру студентов зарубежья.
Организация встреч с представителями зарубежных посольств и консульств. Организация выставок зарубежной литературы |
ЦРЯК, Центр привлечения и адаптации иностранных студентов |
2 | Содействие формирования толерантного отношения иностранных студентов к менталитету, культуре и национальной психологии РФ | Организация экскурсий с целью ознакомления иностранных граждан с историей, культурой и традициями русского народа.
Организация встреч с представителями русской политики, культуры, искусства. Организация выставок русской литературы |
ЦРЯК, кураторы, тьюторы |
3 | Проведение занятий с элементами тренинга, психологических гостиных | Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий по межкультурной адаптации для иностранных студентов на базе школ и структурных подразделений | Преподаватели, кураторы, тьюторы |
4 | Вовлечение иностранных студентов в стипендиальные программы | Разработка и реализация новых стипендиальных программ и конкурсов, ориентированных на иностранных граждан | Департамент стипендиальных программ, партнеры зарубежных посольств и консульств |
В рамках обозначенных мероприятий возможна индивидуальная помощь и поддержка иностранных студентов в виде тьюторского сопровождения. Для реализации каждого мероприятия необходимо подготовить кураторов и тьюторов, которые на протяжении года будут сопровождать иностранных студентов по их индивидуальному запросу. Этапы тьюторского сопровождения приведены в таблице 4.
Таблица 4 – План-график этапов тьюторского сопровождения иностранных студентов
Этапы проекта | Сроки | Цели | Результат |
Этап № 1. Мотивационно-
диагностический |
Сентябрь-октябрь | Знакомство со студентами, изучение их потребностей, выявление запросов. Составление графика проведения индивидуальных встреч с выбором маршрута. | График проведения встреч и мероприятий;
тьюторский и диагностический инструментарий |
Этап № 2.
Проектировочный |
Ноябрь-декабрь | Составление совместного плана участников проекта и ведущего, определение сроков, основных мероприятий, проведение встреч согласно графику мест и времени встреч с возможностью выбора маршрута, перечня достижения основных образовательных результатов. | Составление плана-схемы адаптации и сопровождения; личностно-ресурсное картирование, выход на построение индивидуальной образовательной траектории. |
Этап № 3.
Реализационный |
Январь-май | Активное вовлечение в мероприятия, анализ достижений участников проекта. Оказание помощи студентам в понимании своих возможностей, выявление трудностей в освоении поставленных целей и задач, помощь и поддержка в подборе ресурсов. | Составление отчетной документации, получение экспертной оценки. |
Этап № 4. Рефлексивный | Июнь-июль | Анализ студентами своего пройденного пути и достигнутых на данном этапе результатов, а также их фиксация. | Рефлексивный дневник, получение обратной связи от участников проекта, итоговый аналитический отчет по проекту. |
Рекомендуемый тьюторский инструментарий:
– диагностика мотивации и построение мотивационного профиля личности (по методике Ш. Ричи – П. Мартина);
– диагностика одаренности и построение карты одаренности (по методике А.И. Савенкова);
– ресурсная схема тьюторского сопровождения;
– план-график этапов и проведения тьюториалов;
– личностно-ресурсное картирование;
– рефлексивные дневники.
Таким образом, взаимодействуя с тьютором, иностранные студенты получат сопровождение при реализации индивидуального запроса, анализе личностных ресурсов для формирования образа будущего, смогут определиться в построении индивидуальной образовательной траектории, основанной на личностных смыслах и ценностях, получат поддержку и сопровождение процесса их адаптации к образовательной среде российского вуза.
Список литературы:
- Алиева Л.Р., Соловьев И.А. Проблемы адаптации и интеграции иностранных студентов в Ставрополе. URL: http://vorovskolesskaja.narod.ru/index/problemy_adaptacii_i_integracii_inostrannykh_studentov_v_stavropole/0-658 (дата обращения 15.11.2020).
- Батраева О.М., Савельева О.В., Ширяева Е.В. Адаптация иностранных студентов в техническом вузе: программа педагогической поддержки (из опыта работы)// Высшее образование сегодня. 2016. №3. С. 36-39.
- Груздева О.В., Старосветская Н.А. Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. №1(35). С. 133-142.
- Гуремина Н.В., Лавриненко Т.Д. Анализ факторов выбора вуза иностранными студентами (на примере Дальневосточного федерального университета)// European Social Science Journal. № 7-2. С. 145-152.
- Дацишин П.Т., Николаенко О.А., Стельмощук П.О. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе// International Scientific R 2016. №2 (12). С. 218–220.
- Казанцева А. А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе// Высшее образование в России. 2012 №10. С. 157-161.