Навыки тьютора дистанционного обучения в Шанхайском университете
 /  Сопровождение иностранных студентов / Навыки тьютора дистанционного обучения в Шанхайском университете

Навыки тьютора дистанционного обучения в Шанхайском университете

Вэй Цзин, студент магистратуры Департамента психологии и образования ДВФУ, магистерская программа «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося», предлагает тьюторскому сообществу познакомиться с навыками тьютора дистанционного обучения в Шанхайском университете.

 

В процессе учебной практики нами были изучены научно-теоретические статьи по теме «Практика анализа современного состояния навыков тьютора в дистанционном бучении в Китае» (на примере Шанхайского открытого университета).

Шанхайский открытый университет (Shanghai Open University) – это новый тип высшего учебного заведения, организованный муниципальным народным правительством Шанхая, одобренный Министерством образования и управляемый Шанхайской комиссией по муниципальному образованию. Он был раньше известен как Шанхайский телевизионный университет (основан в 1960 году). В 1987 году он был включен в список ключевых университетов Шанхая. С одобрения Министерства образования в 2012 году название было изменено на «Открытый университет» Шанхая, и это был первый университет в Китае с дистанционным обучением, который получил название «Открытый университет».[1] Сайт: http://www.shou.org.cn/

Университет поддерживается современными информационными технологиями и является основной формой дистанционного образования, в основном развивает высшее образование и высшее образование для взрослых. По состоянию на июнь 2020 года школа открыла 54 специальности и зарегистрировала около 80 000 студентов. Это университет с наибольшим количеством студентов в Шанхае. С момента открытия школы в нем обучалось более 550 000 студентов и выпускников колледжей.

В университете введена должность тьютора дистанционного обучения. Нас заинтересовал вопрос о навыках тьюторов дистанционного обучения. На основе изученных научных источников, нами разработана следующая таблица:

Таблица 1.

Навыки тьютора дистанционного обучения

Исследователь  

Навыки тьютора дистанционного обучения

Метод исследования Угол зрения (УЗ)
Чжан Вэйюань[2]

(2000)

Обладать профессиональными знаниями, предоставлять студентам психологическую поддержку и поддержку, заботиться о специальных студентах, оценивать учебу, обеспечивать учебное руководство и консультации, развивать интерес студентов, поощрять студентов взаимодействовать, любить онлайн-обучение и обладают соответствующими знаниями в области онлайн-обучения. Анализ содержания УЗ

обучающегося

Чен Ли и др.[3]

(2004)

преподаватель Знание предметной области, знание учебного дизайна, навыки опроса, навыки обратной связи, навыки оценки обучения, навыки работы с мультимедийным курсом. Метод Дельфи УЗ

эксперта

тьютор Навыки академического консультирования, навыки обратной связи, навыки продвижения дискуссии, навыки опроса, знание предметной области
Сюй Синьи и др.[4] онлайн-преподаватели Знание предметной области, презентация обучения, поддержка обучения, способность управления курсом, эмоциональная поддержка, теоретические знания. Опрос и анкета УЗ

Эксперта, педагоги и принимающего решения

онлайн-тьюторы Связанные психологические знания, навыки общения, навыки социального взаимодействия, навыки анализа потребностей  
И Сянъян[5] Профессиональные знания Педагогика, психология, методика обучения, современные информационные технологии опрос УЗ

Эксперта, педагоги

профессиональный навык Навыки преподавания, исследовательские навыки, использование информационных технологий, навыки общения, навыки сотрудничества.
Ду Юся и др.[6] Овладеть теорией онлайн-обучения, навыками применения технологий, навыками в дизайне обучения, мониторингом обучения, навыками реализации обучения, навыками совместной работы, навыками онлайн-оценки обучения, навыками онлайн-общения, навыками онлайн-обучения Анализ литературы.  
Ло Хонглан и др.[7]

(2008)

Проф. знания Курс знаний, теория дополнительного образования (ДО), тьюторство Опрос и анкета УЗ

Обучающегося, тьюторов, менеджеров, учеников

Пед.навыки Подготовка перед уроком. Процесс обучения. После школьных занятий – поддержка обучающегося.
Профессиональные навыки Информационные способности, профессиональные способности
Соц. адаптивность Способность к общению, способность к сотрудничеству, способность к управлению организацией
Профессиональныйхарактер Самоуверенность, предприимчивость,

профессиональная страсть,

обязанность, привязанность

Ян Суджуан и др.[8]

(2009)

Знание предметного содержания, профессиональные теоретические знания, общие технические способности, профессиональные технические способности, общие интерактивные способности, обучающие интерактивные способности, способность к организационному управлению, способность к оценке и рефлексии. «grounded theory» теория  
Гонг Яньян[9]

(2011)

Базовое отношение, профессиональные знания, профессиональные навыки, профессиональная рефлексия, способность к научным исследованиям Опрос УЗ

Обучающегося, тьюторов, менеджеров.

Лю Сюань и др.[10]

(2012)

Преподаватели Профессиональная этика, Знание предметного содержания, общие навыки взаимодействия, общие технические навыки, навыки учебного дизайна, Навыки онлайн-обучения Опрос УЗ

Обучающегося

Тьюторы Профессиональная этика, Знание предметного содержания, общие навыки взаимодействия, общие технические навыки, комплексные интерактивные навыки, организационные навыки управления, навыки службы поддержки обучения.

Таким образом, результаты анализа научных источников показали, что навыки тьютора дистанционного образования можно разделить на три вида: профессиональные знания, профессиональные навыки, профессиональная привязанность.

Основываясь на этих трех видах, мы провели статистический анализ каждого из этих навыков, которые разместили  в таблице:

Таблица 2

Статистический анализ каждого из навыков в таблице 3

Иссл. ПЗ Проф. навыки ПП
Теория общего образования Предметные знания Теория ДО Теория обучения Интеграция учебного плана Учебный дизайн Поддержка обучения Общие педагогические навыки Навыки сетевого взаимодействия взаимодействия Оценка Обучения Онлайн Навыки тех. применения Научно-исслед. навыки Освоение ресурсов Учебное отражение Навыки сотрудничества Профессиональная этика Профессиональное отношение Профессиональная вера
Чжан Вэйюан   +   +     +     +           + +  
Чен Ли   +   +   + + + + +                
Сюй Синьи   +   + + + + + +   +              
И Сянъян + +     +     +     +       +     +
Ду Юся и       +   +   + + + + + +          
Ло Хонг. + + +       + + + + +         + +  
Ян Су.   +       +   + + + +         +    
Гонг Яньян   +           +       +   +     +  
Лю Сюань   +       + +   +   +         +    
итог 2 8 1 4 2 5 5 7 6 5 6 2 1 1 1 4 3 1

 

Таким образом, на основе данных результатов можно сделать следующие выводы:

  • Наиболее признанным навыком тьютора дистанционного обучения является предметное знание.
  • После предметного знания, навыки, которые все еще имеют большое признание: общие педагогические навыки, навыки сетевого взаимодействия, навыки технического применения дистанционного обучения.
  • Другие навыки с большим признанием: учебный дизайн, поддержка обучения, оценка обучения онлайн.
  • Навыки сосредоточены на «профессиональной компетентности».

Хотя соответствующие выводы сделаны нами на основе работ исследователей в приведенной выше таблице, все еще существуют ограничения. Поэтому мы надеемся получить больше данных с помощью анкет и интервью. И наше исследование продолжится.

 

 

 

[1]Лу Цзюньцзян. Обзор Шанхайского открытого университета. 2014. с. 1-3. https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%8A%E6%B5%B7%E5%BC%80%E6%94%BE%E5%A4%A7%E5%AD%A6/11068160?fr=aladdin#reference-[1]-3503757

[2] Чжан Вэйюань. Обсуждая роль и задачи наставников в дистанционном образовании. Опыт дистанционного обучения учеников. 2000, с. 161-169

[3] Чэнь Ли, Ли Шуан, Фэн Сяоин. Исследование требований к классификации и способностям практикующих специалистов в области дистанционного образования в Китае, Китайское дистанционное образование. 2004, с. 27-30.

[4] Сюй Синьи, Хуан Мэйлин, Ван Иньлин, Анализ функций онлайн-преподавателей и онлайн-тьюторов. [Электронный ресурс] – URL: https://www.docin.com/p-1900043443.html

[5] И Сянъян, Разработка и исследование дистанционного образования, Zhenjiang Высший технический журнал. 2006. с. 71-74.

[6] Ду Юся, Сюй Фуменг. Исследование навыков и развития онлайн-тьютора. Исследование онлайн образования. 2007, с. 28-31

[7] Ло Хунлань, Ян Тинтинг. Исследование компетентности штатных преподавателей в дистанционном образовании. Исследование онлайн образования. 2008. С. 32-35.

[8] Ян Суджуан, Лю Сюань. Исследование способности преподавателей дистанционного образования руководствоваться «grounded theory» теорией. Исследование онлайн образования. 2009, С. 34-38

[9] Гонг Яньян. Исследование особенностей современного дистанционного образования тьюторов. Китайская медицинская наука и технология. 2011, с. 19-23.

[10] Лю Сюань, Ян Судзюань, Эмпирическое исследование основ способностей онлайн дистанционных тьюторов. Исследование открытого образования. 2012. С. 75-79

Координаторы страницы Сопровождения иностранных студентов

 Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

lavritad26@gmail.com

 Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

tamara.borovkova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости