Четверг
10 ДекНовый Семейный центр-школа
КОНЦЕПЦИЯ НАШЕГО СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА-ШКОЛЫ«Школа должна подходить детям, а не наоборот — дети школе» Александр Нилл – основатель школы «Саммерхилл».1. Школа, в которой нет учителей.
Только педагоги-психологи.Мы создаем родительскую школу для наших прекрасных и уникальных детей, которым не подходит традиционная система обучения. Традиционная школа не склонна учитывать индивидуальность, приводя всех детей к единому среднему «знаменателю». А наши дети – это изначально одаренные, чувствительные дети, порой они бывают подвижны и неусидчивы или медлительны и неспешны, часто им сложно долго сохранять свое внимание, и обычные уроки их сильно утомляют. У каждого из них свои особенности развития памяти, речи, свой темп развития и свои особенности адаптации и социализации в большом коллективе. Значит, нашим детям нужны не традиционные педагоги, а педагоги-психологи (тьюторы). Специалисты, которые помогут каждому ребенку учиться, развиваться, чувствовать себя комфортно, уверенно и, что очень важно, быть в процессе общего очень интересного познания мира.Принципиально наши психологи разрабатывают не программу обучения, а программу развития. Эта программа позволяет осваивать стандарты образования и готовит детей к сдаче переводных экзаменов в следующий класс, но это является для нас второстепенным. Прежде всего – это программа развития, которая адаптируется индивидуально под каждого ребенка.2. Школа, в которой нет уроков. А есть эксперименты, путешествия, исследования, анализ настоящей жизни, занятия в музеях и библиотеках.Наша программа развития строится в соответствии с возрастными и индивидуальными интересами и особенностями и включает в себя 5 направлений:Окружающий нас мир: география, биология, зоология, физика, химия.Мировая художественная культура и история.Русский язык и литература.Математика и экономика.Иностранные языки (английский, немецкий, французский).Программа развития нашей школы включает в себя основной материал государственной программы образования, но реализует его в творческой форме и совместно с родителями. Может применяться структура обучения эпохами.Формы освоения материала и цели использования таких форм:1. Занятия в музеях и библиотеках. Цель: увлекаем осваивать необходимый материал и стимулируем интерес задавать вопросы и находить ответы на них.2. Нейропсихологические упражнения, занятия на развитие левого и правого полушария, освоение программы по скорочтению, развитию памяти и внимания. Цель: задействуем индивидуальные ресурсы психики для запоминания правил, законов, абстрактных понятий.3. Анализ и описание событий и впечатлений от реальной жизни на прогулках и путешествиях (на русском и иностранных языках). Цель: учимся видеть детали, развиваем вербальное мышление, осваиваем языки.4. Составление и решение задач на основе реальной информации, полученной в магазинах и банках. Цель: учимся идти от частного к общему.Структура учебного дня:Круг (дети делятся чувствами, потребностями и желаниями на сегодня).Образовательно-поисковая часть работы по одному из направлений (индивидуальная, в парах, коллективная; в форме прогулки, игры, занятия в музее, библиотеке, в учебной комнате).Круг (обсуждение полученного опыта, подведение итогов, получение домашнего задания).В нашем семейном центре-школе дети занимаются 3 раза в неделю (вторник, среда, четверг). Дома делают домашнее задание с родителями и самостоятельно. Часть материала по стандартам государственного образования остается на изучение дома (классный педагог-психолог выдает родителям описание этой части программы и рекомендации по ее освоению).3. Школа, в которой важен не объем знаний, а заинтересованность в получении их.Советской школе, предшественнице сегодняшней, необходимо было выпустить не столько думающего человека, сколько «идеологически подкованного», загруженного «правильными» знаниями о мире. К сожалению, следы этого подхода остаются и в современной школе. Мы за то, чтобы не учить ребенка, о чем думать, а учить его как думать. Мы за то, чтобы ребенок захотел разобраться в том, что его заинтересовало. За то, чтобы ребенок захотел искать ответы на возникающие у него вопросы.Для этого, прежде всего нам, родителям, нужно освобождаться от стереотипов мышления, нерешительности, психологии «маленького человека», страха перед системой. И поверить в то, что совершенно очевидно – лучше нас самих никто не сможет помочь нашему ребенку развиваться свободно и найти свой собственный путь в этой жизни.4. Школа, в которой важна не оценка, а развитие.Виктор Драгунский – автор «Денискиных рассказов» – плохо учился в школе. Лев Толстой не закончил высшего учебного заведения. Великих физиков в будущем Эйнштейна и Ландау учителя считали неспособными к обучению в детстве… Нижинский не мог сдать школьные экзамены в Санкт-Петербурге, а без этого его не могли принять в Государственный балет. Он просто не мог выучить школьные предметы — его мысли были далеко от них. Как рассказывает его биограф, экзаменаторы смошенничали, выдав ему тексты ответов вместе с бумагой для подготовки. Как велика была бы потеря для мира, если бы Нижинскому пришлось сдавать экзамены по-настоящему!Но подумайте сами – что нам известно о судьбе примерных отличников-одноклассников этих людей?!.. И вспомните историю своего пребывания в массовой школе – низкие оценки решали судьбу ребенка.Наш семейный центр-школа помогает родителям, самостоятельно решившим обучать своего ребенка и оформившим его по форме СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ в школе по месту жительства. Ребенок не ходит в традиционную школу, не получает каждый день травмирующие его оценки, а только в конце учебного года сдает переводные контрольные работы в школе, к которой он прикреплен.5. Школа, в которой не ровняют под один стандарт, а ищут индивидуальный подход к каждому.Мы знаем, что индивидуальный подход к ребенку возможен при условии работы профессионалов и использования различных форм развития. Мы работаем в малых группах, используем все возможности психологии, нейропсихологии и психотерапии для поиска нестандартных путей решения различных ситуаций в обучении.Мы считаем, что ребенок, имеющий свой уникальный путь развития, не должен быть аутсайдером в обычной стандартной школе. Индивидуальность ребенка имеет право развиваться своим путем. Мы хотим, чтобы наша школа обеспечивала ребенку не невроз, а уверенность в себе.6. Школа, в которой ценен каждый ребенок и каждый взрослый.Семейный центр-школа организуется и поддерживается всеми участниками проекта. Поэтому каждый ценен, и каждый вносит свой важный вклад в жизнь нашей школы. Родители могут быть одновременно педагогами-психологами, администраторами, сопровождающими в исследованиях, походах, путешествиях, советчиками и помощниками в различных событиях школы.Управление школой осуществляется Советом Школы.В нашу школу принимаются дети после собеседования, а родители после подписания организационного договора и согласия с ценностями, описанными в концепции нашей школы, в документе «Возможные риски проекта» и ознакомлением с «Программой развития». Прежде чем заключить договор, можно попробовать наши формы обучения в течение недели. Концепцию нашей школы мы создаем вместе с родителями, приходящими к нам сейчас.В конце каждой учебной недели проводится Большая группа – на ней присутствуют все дети и взрослые (как педагоги-психологи, так и родители). Цель – объединение всех для помощи каждому. Задачи – обмен впечатлениями, подведение итогов недели, планирование ближайших событий, принятие общих решений по текущей жизни школы.7. Школа, которую мы делаем вместе!Всем давно понятно – традиционная школа как фабрика массового производства основывается на представлениях взрослых о том, каким ребенок должен быть и как ему нужно учиться. Этот способ обучения ведет отсчет своего существования с тех времен, когда психология как наука была еще неизвестна. Стены классов и зданий тюремного типа суживают взгляд учителя и не дают ему увидеть подлинные цели образования ребенка – уверенность в себе на протяжении всей его взрослой – профессиональной и личной – жизни. Учиться интересно, с радостью, хотеть учиться – с точки зрения психолога возможно и необходимо для счастливого человека, но невозможно в сегодняшней традиционной школе по многим причинам.К счастью, сегодня в нашей стране есть законный способ избежать присутствия в традиционной школе.Хотя общее образование в России и обязательно, получать его в настоящее время по Закону «Об образовании» можно в разных формах: «С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования» (Закон РФ «Об образовании», ст.10 п.1).Родителей, выбирающих форму обучения для своих детей – семейное обучение – становится сегодня все больше. Таких родителей мы и приглашаем объединиться, чтобы создать для наших детей условия для роста и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы подготовить детей к экзаменам, не принуждая, а увлекая. Для этого в Психологическом Центре «Здесь и Теперь» мы имеем первоначальные ресурсы – помещение, хороших детских психологов, тьюторов. 11 с лишним лет мы работаем с детьми с проблемами школьной неуспешности и поведения, помогаем им и их родителям анализировать трудности развития и радоваться жизни. К существующим лагерям, группам, психологическим консультациям теперь логично добавляется семейный центр-школа.14 июля 2012 года – день рождения нашей школы. С 4 сентября 2012 мы стартуем. Начинаем с работы небольшой группы детей 8-10 летнего возраста. Осваиваем программу 3-4 класса.