Понедельник
12 СенИтоги экспедиции “Лето наших открытий – 2022”
Эколого-краеведческая исследовательская экспедиция «Лето наших окрытий – 2022»
Прошло уже два месяца, как закончила работу наша ежегодная эколого-краеведческая исследовательская экспедиция. А впечатлениями хочется делиться и сейчас!
Место проведения: у села Яган-Докья, Малопургинский район, Удмуртская Республика.
Сроки проведения: со 2 по 10 июля 2022 года
Количество участников: 105 детей и 42 взрослых – студентов, преподавателей, учителей, тьюторов, родителей (общее количество 147 человек)
Организатор: МБОУ ДО “Центр детского творчества Устиновского района”, г. Ижевск.
Руководитель экспедиции: Трясцина Татьяна Матвеевна, методист ЦДТ, тьютор.
Девиз экспедиции: «Познаем окружающий мир глазами, ногами, руками, душой». В условиях экспедиции происходит эмоциональная встреча городских школьников с миром живой природы. Достоинством экспедиции является возможность для её участников под руководством учёных комплексного изучения природных сообществ и историко-культурного наследия народов Удмуртии. Школьники, выезжая в сельскую местность и общаясь с местными жителями, учатся толерантно вести себя с представителями других культур, исследуют этнические особенности культуры и быта населенного пункта. В воспитательном аспекте живое общение школьников с природой, с учеными, друг с другом, трудно переоценить. Подросток получает «другое образование».
Экспедиция организовывалась совместно с «Союзом учёных Удмуртии» (Удмуртская республиканская общественная организация Союз научных и инженерных общественных отделений). В экспедиции участвовали образовательные учреждения городов и районов Удмуртии, кроме того, участвовали две семьи из других регионов: одна из г. Бийска Алтайского края, а другая из Ленинградской области. Всего в экспедиции приняли участие педагоги и учащиеся из 39 ОУ Удмуртии, преподаватели и студенты из 2 ВУЗов.
Экспедиция “Лето наших открытий” – это образовательное событие, в разработке содержания которого участвуют как взрослые, так и студенты, и школьники. Образовательное пространство экспедиции организовано по тьюторской модели. Тьюторская модель организации предполагает три основных такта деятельности: выявление и оформление образовательного запроса участника экспедиции, для реализации этого запроса создание образовательной среды и навигирования в ней, а также рефлексия осуществляемой деятельности. Образовательное пространство экспедиции не структурировано, насыщено, избыточно и вариативно. Школьник учится выбирать из этого пространства то, что ему необходимо для реализации его образовательного запроса. Подросток, исходя из своего интереса и запроса, составляет свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Тьюторы и учителя, с тьюторскими компетенциями на групповых тьюториалах помогают подросткам определиться с выбором того, чем они будут заниматься в экспедиции. Образовательный запрос участник оформляет в «Полевом дневнике» и составляет индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Подросток, основываясь на своём интересе, увлечении, выбирает направление деятельности (лабораторию): ботаника, зоология, природопользование, краеведение с социологией. Определяется с формой представления результатов деятельности: исследование или проект (в т.ч творческий). Образовательный процесс построен не по линейному расписанию занятий. С помощью тьютора, подросток выбирает из образовательного пространства экспедиции те занятия и виды деятельности, которые ему необходимы для реализации ИОМ.
Получилось следующее распределение по реализованным ИОМ: по природопользованию – 17 человек (18,1%), в т.ч. 15 исследований и 2 проекта; по краеведению –16 человек (17 %), в т.ч. 7 исследований и 9 проектов; по ботанике – 22 человека (23,4 %), в т.ч. 9 исследований и 13 проектов; по зоологии – 39 человек (41,5%), в т.ч. 26 исследований и 13 проектов.
Кроме основной направленности деятельности подросток выбирает из дополнительных мини курсов интеллектуальной, прикладной, творческой и спортивной направленности. Параллельно проводилось 7 и более мастер-классов ежедневно.
Результат: 60,6% подростков защитили отчеты о проведённом исследовании и 30,9% представили отчёты по реализованным проектам на мини конференции в конце экспедиции.
Отчитывались по отрядам, где были разновозрастные школьники. Многие впервые вообще проводили исследования или разрабатывали и реализовывали проект, и тем более выступали с результатами. Но все достойно справились с задачами благодаря взаимопомощи и участников экспедиции, и тьютора, и учителя-руководителя работы, и научного консультанта. Итого: 94 тем отчётов-работ, в т.ч. 57 тем исследований и 29 тем проектов, плюс 8 работ, которые сделали дети детсадовского возраста и 1-2 классов.
Тематика исследований очень разнообразна: Видовой состав птиц и особенности их гнездования, рукокрылые, «Влияние погодных условий на вокальную активность лягушек», «Изучение видового разнообразия пауков», «Флуктуирующая асимметрия билатеральных признаков фолидоза прытких и живородящих ящериц», особенности топонимики села Яган-Докья, разнообразие моллюсков, и т. п.
В этой экспедиции было зафиксировано более 150 растений в т.ч. лилия кудреватая – краснокнижное растение.
Из 18 видов амфибий и рептилий, встречающихся на территории Удмуртской Республики, в районе экспедиции выявлено 5 видов земноводных (озерная, трявяная и остромордая лягушки, серая и зеленая жабы) и 5 видов рептилий (змеи гадюка и уж, ящерицы прыткая, живородящая и веретеница ломкая). В период экспедиции здесь в жаркую погоду (первая декада июля) отмечена высокая численность гадюк, ужей и безногих ящериц веретенниц. Гадюки отмечены двух морф – черной и коричневой.
Отловлено и окольцовано 28 птиц: 15 видов 2 отрядов – Дятлообразных (1 вид) и Воробьинообразных. Нам удалось обнаружить много гнезд, в том числе и осторожных видов хищных птиц – черного коршуна и обыкновенного канюка. Видеосъемка этих гнезд с птенцами осуществлена с помощью дрона. Среди отмеченных видов птиц есть редкие, включенные в Красную книгу УР – это обыкновенная пустельга из семейства соколиных и обыкновенный осоед из семейства ястребиных.
В рамках тематического блока «Вода» организовали сплав на катамаранах по реке Иж: от Второго Ижевского лесопункта до с. Яган. 30 участников экспедиции – школьников от 14 лет на 6 катамаранах 15 км сплавлялись по реке – учились слажено работать в команде – управлять катамараном, провели некоторые полевые исследования по ходу сплава – растительности, птиц, гидробионтов и т.п. Эмоции у подростков и взрослых просто зашкаливали! По итогам сплава каждому была вручена берестяная медаль «Победителю водной стихии». Сплав организовали через турклуб «Ижсплав» – рекомендую!.