Воскресенье
18 АвгСемейный тьюториал как элемент тьюторского сопровождения пары родитель-ребенок в условиях семейного образования
Виктория Лебедь (Краснодар)
Разработка и апробация сценария семейного тьюториала велась в рамках обучения на программе переподготовки “Тьюторская деятельность в образовании” Томского государственного университета на материале деятельности парк-школы “Лучистая” в Краснодаре.
Личностный смысл промежуточной аттестации
Я являюсь тьютором в парк-школе. Это первый опыт подобной организации обучения у наших учеников. Часть из них до этого училась в школах с планово-урочной системой.
Парк-школа предоставляет широкие возможности для моей работы. Образовательный процесс имеет здесь не плановый, а вероятностный характер, прогресс учеников оценивается ретроспективно. Основа обучения – работа студий и проектная деятельность, и тьютор может быть полезен как в одной, так и в другой. При этом в парк-школе возникает интересный феномен, который редко можно так явно наблюдать в традиционной школе: запрос детей на соответствие получаемых ими знаний и навыков так называемой “норме”.
У учеников много свободы в выборе занятий. Время, которое они проводят в занятиях, напоминающих стереотипный образ “учебы”, относительно невелико, что не соответствует их ожиданиям. У многих после начального периода “расшколивания”, в который они проверяют границы и убеждаются, что в парк-школе учеба это действительно право, а не обязанность, растет тревога в связи с несоответствием их учебных будней общественным ожиданиям. Дети говорят о том, что боятся “отстать в учебе” от сверстников. Здесь на помощь могут прийти аттестационные тесты как способ самопроверки. Но иррациональный страх “провалить экзамен” часто так силен, что ребенок не готов использовать тест как диагностический инструмент. В этом случае парк-школа предлагает такой вариант как подготовка к аттестации с тьюторским сопровождением. Подготовка ведется учеником самостоятельно и с привлечением учителей. Задача тьютора – сопровождать процесс постепенного присваивания учеником ответственности за планирование, осуществление и результат самоподготовки, с осознанием им собственных ресурсов, а также ресурсов парк-школы и иных.
Стоит помнить о том, что при семейной форме обучения государство возлагает ответственность за организацию учебного процесса на законных представителей ребенка. Поэтому тьютор сопровождает ребенка не в отрыве от семьи, а в контакте с ней.
Рассмотрим несколько примеров тьюторского сопровождения семьи при подготовке к аттестации.
Прецедент 1. Саша и Евгения
Саша, 14 лет, ученик 8 класса, и его мать Евгения.
Первый семейный тьюториал проходил в августе, до начала учебного года. Инициатором тьюториала стала Евгения, Саша демонстрировал недоверие и сопротивлялся попыткам общения.
На этапе диагностики применялись коммуникативные техники: активное слушание, возвращение, отзеркаливание, “челнок”. Целью ставилось исследование образовательной ситуации в семье. Выяснилось, что Саша считает процесс образования в школе “некачественным”: “Я там последние два года просто сижу, ничего не делаю, там невозможно учиться”. Высказывает желание перейти на семейную форму образования. Евгения, мать Саши, беспокоится о том, что самостоятельно ее сын не сможет подготовиться к экзаменам и останется без аттестата.
Далее последовал проектировочный этап, результатом которого стал план Евгении перед принятием решения о переводе или не-переводе ребенка на семейное образование собрать больше информации о формальной стороне вопроса и его технической организации. Саша вызвался помогать с поиском в интернете информации по теме.
Вторая встреча произошла в первых числах октября.
Выяснилось, что план удалось реализовать, информация собрана. Логичным следующим шагом видится принятие решения, однако, Евгения пока не готова к этому.
Исходные данные – противоречие в приоритетах. Саша мечтает о финансовом успехе и считает, что школа “ворует его время”, которое он мог бы тратить на обучение тому, что, с его точки зрения, важно для зарабатывания денег. Евгения считает самым ценным для подростка – быть в коллективе сверстников и получить документ об образовании. После нескольких сближающих кругов активного слушания участников с отражением их высказываний второй стороне (“Евгения, я слышу, что Саша… А как вы?”), попеременного расширения и сужения рамки, приходим к максимально возможному прояснению позиций обеих сторон. Найдена точка пересечения, что позволило перейти к обозначению действия. Несмотря на то, что Саша не видит для себя ценности в программе обязательного общего образования, он согласился с мнением матери, что наличие документа, это образование подтверждающего, может быть для него полезно, и готов уделить время его получению. Евгения озвучивает решение расторгнуть отношения Саши со школой и воспользоваться для прохождения аттестации за 8 класс одним из дистанционных сервисов.
Интерес Саши возрастает, когда заходит речь о возможности сдать аттестацию за восьмой и девятый классы до 31 декабря текущего года. Свой план по итогу тьюториала он сформулировал так: максимально быстро “разобраться” с аттестациями, получить аттестат уже в этом году и “забыть” об обязательном образовании (см. приложение А, рисунок 1).
В течение следующей недели Евгения забирает документы ребенка из школы и заключает договор с дистанционным сервисом.
Знаком того, что в процессе первых двух тьюториалов удалось наладить контакт с подростком, стало озвученное Сашей желание приехать на индивидуальный тьюториал. Уже знакомый с принципами работы тьютора, он сразу озвучил свой запрос на посредническое действие – побыть с ним рядом во время прохождения первого дистанционного теста и консультировать в технических вопросах. После подробного обсуждения всех этапов, запуска теста, проговаривания вслух первых вопросов и своих рассуждений по поводу ответа на них, выражает готовность дальнейшую работу проделать самостоятельно. В течение следующего получаса проходит тест. Спрашивает, есть ли какие-то ограничения по скорости прохождения аттестации. Услышав вместо ответа вопрос: “Как ты думаешь, где можно узнать об этом?” – перелопачивает весь сайт и убеждается, что ограничений нет. Уезжает с намерением продолжить аттестацию дома. Спустя сутки присылает сообщение, что сдал 14 тестов.
Следующее сообщение пришло от Евгении через месяц. Последние 4 теста за 8 класс оказались для Саши не такими простыми как предыдущие. Обнаружив свои ограничения, он был вынужден взяться за учебники. Процесс пошел не так быстро, как он ожидал. Попросил финансовой помощи у матери на частные уроки, подключены два учителя-предметника. Саша думает о том, чтобы отказаться от идеи сдавать аттестацию за 9 класс в этом году, поскольку для возможности участия в ОГЭ-2019 закончить тестирование нужно до 31 декабря. На предложение матери пройти тьюториал по этому поводу отвечает, что необходимости в помощи тьютора не испытывает.
Результатом сопровождения явилось, во-первых, понимание и сознательное подчинение норме со стороны Саши, а во вторых – опыт создания и реализации новых норм как Саши, так и Евгении. И, конечно, присвоение Сашей субъектной позиции в отношении собственной учебы было бы невозможно без признания со стороны Евгенией его взгляда на образовательный процесс легитимным, весомым и важным.
Прецедент 2. Полина и Софья
Полина, 13 лет, ученица 7 класса, и ее мать Софья.
Первый семейный тьюториал состоялся в начале октября. Полина учится в общеобразовательной школе во вторую смену. Она говорит, что в школе ей нравится общение с одноклассницами. Почти по всем предметам у нее отметки “удовлетворительно”. По некоторым предметам (например, по химии) Полина, по ее словам, не знает абсолютно ничего, но учитель ставит ей тройку за тройкой, не пытаясь помочь разобраться в предмете. Полина говорит, что, несмотря на плохое зрение, ее сажают на задние парты, откуда к тому же плохо слышно. Софья, мать Полины, настойчиво уговаривает дочь перейти на семейную форму образования, чтобы “не тратить время на бесполезную школу”, но Полина отказывается, она хочет продолжать видеться с подругами в школе.
После применения ресурсного расширения по социальному вектору в виде обсуждения как имеющихся в наличии студий, так и возможности организации других, Полина проявляет небольшой интерес к возможности посещать парк-школу в первой половине дня. В частности, она говорит о том, что ей хочется попробовать себя в живописи и актерском мастерстве. Также она признается, что хотела бы понимать хоть что-то из происходящего на уроках геометрии и химии (культурно-предметный вектор).
Мать с дочерью решают, что Полина будет приходить в парк-школу по утрам четыре раза в неделю, чтобы при помощи учителей справляться с домашними заданиями, подтянуть знания по программе и в результате улучшить свои отметки, но официально останется на очном обучении в государственной школе и будет посещать ее в обычном режиме.
Второй тьюториал был проведен через месяц. На нем разбирается факт отсутствия мотивации у Полины к получению знаний, требуемых программой. Внешняя мотивация отрицательная: разобрав и подготовив большое домашнее задание по геометрии, Полина не получила возможности продемонстрировать свой успех, поскольку учитель не захотел слушать ее ответ и поставил ей “тройку” просто так. Это стало для Полины шоком: до сих пор она была уверена, что ее низкие отметки это результат слабых знаний. Говорим о том, что оценивание бывает разное, выходим на собственные критерии оценивания Полиной ее образовательного движения.
Из школьных предметов личностно значим для Полины только один – литература. К тому же, она занимается вокалом и мечтает поступить в театральный институт. Я предлагаю Полине при поддержке Софьи создать ресурсную карту, посвященную ее мечте. Несмотря на то, что в фокусе внимания запрос Полины, Софья проявляет гораздо большую активность, чем ее дочь. В результате Полина замолкает, взгляд ее стекленеет. Как тьютор, задачей для себя я ставлю уделить равное количество своего внимания проявлениям обеих участниц тьюториала, в равной степени к ним обращаться, равное количество времени слушать. Также я отражаю их реплики друг другу и озвучиваю свое понимание невербальных посланий, осуществляя посредническое действие в их обучении конструктивной и равноправной коммуникации. Например, в процессе попытки Софьи уйти в монологическую речь и говорить за себя и за дочь, моя реплика звучала так: “Софья, я вижу, что вы настроены решительно и уже хорошо представляете для себя желаемый результат образования дочери. Полина, похоже, ты не очень согласна с тем, что говорит Софья?” Постепенно Полина начинает проявляться ярче. Становится заметно, что Софья удивлена некоторыми репликами дочери, противоречащими ее предложениям, но принимает эту новизну с готовностью. К окончанию работы над картой обе воодушевлены, наперебой предлагают друг другу добавить все новые и новые элементы).
Спустя три недели Полина всерьез задумывается о том, что для поступления в интересующий ее вуз хорошо бы иметь высокий средний балл в аттестате. Это становится для нее фактором в пользу семейного образования: при дистанционной сдаче промежуточных аттестаций четко видны критерии оценивания, есть расписанная программа, отсутствует субъективный человеческий взгляд (в своей школе Полина на плохом счету и не верит в лояльность учителей). По этому поводу происходит третий семейный тьюториал.
Обсудив плюсы и минусы разных сервисов для дистанционного прохождения аттестаций, Софья и Полина выбирают один из них. Однако, если раньше Софья однозначно высказывалась в пользу семейной формы образования, то теперь, когда Полина сама предложила этот вариант, Софья начала сомневаться. На мое предположение о том, что, похоже, ей трудно принять это важное решение, Софья говорит, что не уверена в способности Полины концентрироваться на учебе без регулярного контроля школы. Полина горячо убеждает мать в том, что не чувствует никакого контроля со стороны школы, что продуктивно заниматься ей удается только самостоятельно или в индивидуальном контакте с педагогом. И хотя раньше Полина говорила, что ходит в школу ради общения, а образовательный компонент не имеет для нее значения, становится заметно, что возможность получить в этом году более высокие отметки Полину вдохновляет. Результатом тьюториала становятся расписанные планы действий: для Софьи – по переводу дочери на семейную форму образования, для Полины – по подготовке к аттестации по первому из выбранных ею предметов – алгебре.
Технологизация тьюторского сопровождения семьи
На этих нескольких примерах из моего опыта работы в парк-школе я хочу показать такую универсальную форму работы с запросом семьи на сопровождение подготовки ребенка к аттестации, учитывающую всю разность исходных данных, как семейный тьюториал.
Согласно профессиональному стандарту МТА, «тьюториал – открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ».
«Ключевые функции индивидуального тьюториала:
- выявление, фиксация, проектирование и анализ образовательных целей и интересов тьюторанта;
- выявление ресурсов и построение ресурсной карты под выявленные образовательные запросы;
- сопровождение построения и реализации ИОП (индивидуальной образовательной программы);
- организация рефлексии образовательных проб, событий, движения по ИОП;
- подбор адекватного способа преодоления трудностей в деятельности;
- поэтапное корректирование ИОП и образовательных стратегий»[4].
При построении семейного тьюториала я опиралась на базовые принципы работы тьютора. Так, для успешной беседы, необходимо установить эмоционально комфортные диалогичные отношения. «В целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации» [1].
В моей практике работы с семьей понятие тьюториала уточняется. В первую очередь, я вижу тьюториал как место встречи картин мира его участников. В семейном тьюториале их минимум трое: ребенок, родитель и тьютор. Задача тьютора – при помощи техники вопрошания, активного слушания, отражения чувств, попеременного сужения и расширения рамки, фокусировки, исследовать видение семьи, прояснить ожидания родителя и ребенка друг от друга и от тьютора, сделать видимыми ресурсы семьи и точки пересечения интересов пары родитель-ребенок, познакомить с ресурсами парк-школы и другими – для того, чтобы стало возможно сформулировать и зафиксировать четкие, конкретные и измеряемые образовательную программу и/или образовательный заказ. Так, в случае с Сашей таким заказом стала помощь в организации аттестаций за два класса в течение трех месяцев, а в случае с Полиной – подготовка к поступлению в театральный вуз. По прошествии времени (через один-два месяца) тьюториал повторяется для сверки плана с реальным процессом, уточнения и, по необходимости, внесения корректировки.
«Каким же образом строится работа тьютора с родителем? Для нас важно понимать, что тьюторское сопровождение выстраивается, во-первых, как посредничество (в понимании концепции Б. Д. Эльконина).
Во-вторых, как оспосабливание — то есть поиск и приобретение новых способов для освоения функций и прохождения этапов выстраивания образования для ребенка.
И в-третьих, как собственно передача тьюторского инструментария к применению родителем»[3].
Помимо семейных тьюториалов (2-4 в течение года), тьюторское сопровождение подготовки к аттестации ребенка на семейном образовании включает в себя регулярные индивидуальные тьюториалы для учащегося без присутствия родителя для сопровождения рефлексии тьюторанта, анализирования процесса обучения и уточнения будущих шагов.
Взяв за основу технологическую карту тьюторского сопровождения, описанную в учебном пособии «Технологии тьторского сопровождения» Е.С. Гладкой и З.И. Тюмасевой [2], я приступила к разработке алгоритма тьюторского сопровождения пары родитель-ребенок. Он включает в себя следующие этапы.
- Исследование ребенка и родителя, анализ стартового уровня, выявление индивидуальных особенностей.
- Постановка цели и определение образовательных задач, определение сроков.
- Отбор содержания образовательного маршрута.
- Определение модели образовательного процесса.
- Планирование и создание индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
- Диагностика текущих результатов и возможная коррекция образовательного маршрута.
- Подведение итогов работы.
Протокол семейного тьюториала при этом будет выглядеть следующим образом:
1. Исследование ребенка и родителя, анализ стартового уровня, выявление индивидуальных особенностей:
– рассказ родителя о ребенке, рассказ ребенка о самом себе;
– переживания родителя, восприятие образовательного процесса ребенка в семейной среде, переживания ребенка, его восприятие образовательного процесса;
– история образования ребенка, обозначение основных этапов, вех, прерываний (взгляд родителя и ребенка).
2. Постановка цели и определение образовательных задач, определение сроков:
– обсуждение идеологии семьи в вопросах образования, выдвинутых идей, задач;
– разворачивание вариативности целей и сроков;
– проговаривание тьюторской позиции, обозначение сфер ответственности всех сторон;
– заключение образовательного контракта.
3. Отбор содержания образовательного маршрута:
– идеи ребенка, идеи родителя, мои идеи – фиксация эмоционального отклика;
– анализ причин выбора ребенка и родителя: интересы, трудности, впечатления, встречи, мое влияние.
4. Определение модели образовательного процесса:
– опора на тип предпочтительного контакта, деятельности, способность говорить, писать, рисовать, играть, двигаться, фантазировать, анализировать, рефлексировать.
5. Планирование и создание индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации:
– особое внимание на невербальные сигналы ребенка, не допускать монолога родителя, демонстрировать раздумье, сомнение, возвращать ребенка и родителя к себе: «Как думаете, это реально? Как считаешь, тебе будет это интересно?»
– фиксация каждого выбранного этапа плана.
6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция образовательного маршрута:
– пришел ребенок один или в сопровождении;
– осознает ли сам ребенок свои достижения и свои трудности;
– какие механизмы избегания деятельности или сопротивления можно отметить;
– на каком уровне прерывается деятельность (ощущение, осознание, возбуждение, действие, достижение результата, осмысление);
– каковы потенциальные возможности ребенка, в чем его точки опоры;
– стратегии посреднического действия тьютора, их обоснование (для чего? в чем конечная цель?), методы, продолжительность.
7. Подведение итогов работы (на каждой встрече, каждом этапе или в конце сотрудничества);
– оценка пройденного пути и перспектив (отдельно ребенком и родителем);
– осознаны ли ребенком изменения в себе, в отношении к родителю и тьютору, к другим участникам образовательного процесса (учителям, партнерам по обучающим группам), к образовательному процессу как явлению;
– как представляет родитель функцию образования ребенка в семейной жизни, какую позицию занимает;
– есть ли благоприятное развитие или нет?
– какова их ответственность в этом развитии?
– как смотрят на опыт сотрудничества с тьютором;
– какова моя субъективная реакция на ситуацию: радость, удовольствие, удовлетворение, неудовлетворение, бессилие;
– в чем я вижу прогресс: познавательный интерес, ответственность, автономность, сотрудничество, саморегуляция;
– произошло ли наращивание, укрепление субъектности, находятся ли ребенок и родитель в контакте со своими желаниями, способны ли разделить полученный опыт друг с другом;
– что я понял(а) о себе благодаря этому опыту.
Таким образом, можно сказать, что технология тьюторского сопровождения семьи – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия тьютора, родителя и ребенка, гарантирующий достижение поставленной цели.
Проведенный анализ позволил выявить противоречия, которые должны быть разрешены при проектировании подготовки к аттестации: между необходимостью освоения конкретного массива знаний и навыков и осознанием этой необходимости всеми участниками образовательных отношений; между необходимостью активного включения семьи в процесс проектирования подготовки к аттестации и тем, что часто для родителя, ребенка или их обоих смысл проектирования остается неясным; между необходимостью для ребенка обеспечения личностно-ориентированного обучения и недостаточной готовностью родителя к выбору, реализации и разработке образовательных практик для достижения планируемых результатов.
Семейный тьюториал – это формат работы тьютора, позволяющий выстроить сопровождение семьи как целостной единицы при подготовке к аттестации.
Список литературы:
- Анохина В.А. «Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения». Методический материал в помощь тьютору. Уварово 2014-2015, c.13
- Гладкая, Е.С. Технологии тьторского сопровождения. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – с. 17
- Климова Т.А. О семейном образовании. [Электронный ресурс] Проект: «Порталы и сайты образовательных организаций» на платформе компании «Синергия-Инфо» https://vogazeta.ru/articles/2017/9/25/quality/ 318-tyutory_i_roditeli
- Ковалева Т.М. и др. Профессия «тьютор». – М.: МПГУ, 2012.- 245 с.