Четверг
29 ФевСемейное образование для ребенка с ОВЗ – нет места, более нуждающегося в тьюторе
Тьютор в семье может присутствовать в разном качестве. Родитель-тьютор или тьютор для родителя, тьютор для ребенка с особыми потребностями из-за проблем со здоровьем, получающего образование в семье, или тьютор для ребенка с особыми потребностями из-за сложного распорядка занятий, связанного с участием в олимпийской сборной – вот раздолье для тьюторской практики, согласитесь? Важнейшая наша задача -–сопровождение индивидуальной образовательной траектории – это тропинка с бесконечным ветвлением. А на семейной форме индивидуализация образования имеет самые большие возможности.
И особенно приятно, когда семья получает на этом пути помощь от специалиста, который понимает ее нужды в комплексе.
Воспитывая сама ребенка с РАС (сейчас уже взрослого), я понимаю, насколько такая поддержка необходима – мне пришлось перевести ребенка на семейное образование, взять на себя все задачи по обучению, но никто в те годы так и не смог подсказать мне, что требуется ребенку с такими особенностями, чем я могла бы облегчить его путь.
Сейчас мне приходится довольно часто консультировать такие семьи, и во многих ситуация совсем сложная. Сегодня одна мама взмолилась – неужели его не могут оставить в покое! – потому что она просто не знала, как решаются проблемы в образовании для таких детей.
В покое – не надо. Нужно помочь.
Сегодня наши коллеги поднимают вопросы и другого характера – есть школы, которые, не имея ресурсов для решения проблем таких детей, насильно переводят их на семейную форму. В подобных случаях родители вообще не готовы учить своего ребенка самостоятельно, не выбирают СО осознанно, и мы никак не можем утверждать, что на семейной форме ребенку будет лучше, чем в школе. Да, его «оставят в покое», как выразилась сегодня мама, но не это ему нужно. Ему, как и всем, нужно образование. Ему, может, более других это нужно…
Нет ничего хуже, чем необразованность. Больной от рождения ребенок – судьба. Необразованный – преступление взрослых по отношению к ребенку, который и так от рождения обделен. Однако мог бы получить вместе с образованием целый мир, который доступен ему в меньшей мере, чем здоровым детям.
Хелен Келлер, одна из самых известных инвалидов, которая стала первым выпускником со слепоглухотой в мире, на всю жизнь осталась со своей учительницей. Нисколько не сомневаюсь, что та была ее тьютором и наставником. Хелен стала слепоглухонемой в возрасте 19 месяцев из-за неизвестной болезни, и только благодаря Энн Салливан ее жизнь не прошла во тьме невежества. Мне кажется, жизнь таких учительниц не менее достойна изучения, мы должны перенимать опыт.
Возможно, наше будущее будет выглядеть, как вот это начинание в Югре, где начала работу онлайн-школа «Мама-тьютор». Позвольте мне представить новость из ·Люди с инвалидностью:
«Проект позволит семьям, в которых есть дети и молодые взрослые с особенностями развития, получить необходимые знания, навыки и психологическую поддержку.
Принять участие в онлайн-школе могут жители не только ХМАО — Югра, но и других регионов России. Планируется провести три потока обучения для родителей или значимых взрослых, воспитывающих детей разного возраста — от 0 до 6, от 7 до 12, от 13 до 17 лет, а также отдельный поток для семей, в которых есть молодые люди с особенностями здоровья старше 18 лет».
Ведущие школы – специалисты с многолетней практикой реабилитации людей с ментальной инвалидностью, в том числе РАС. Цель программы — помочь родителям улучшить взаимодействие с ребенком, сделать его более самостоятельным и выбрать для него оптимальный маршрут коррекции.
Первый поток обучения, предназначенный для родителей малышей, уже стартовал.
Сургутская автономная некоммерческая организация Центр инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье» проводит онлайн-школу «Мама-тьютор» уже во второй раз. В 2023 году было получено более 420 заявок из 83 населенных пунктов. Организаторы учли предыдущий опыт и пожелания участников и обновили программу – она стала «более адресной и эффективной для каждого родителя». В 2024 году проект реализуется при поддержке гранта губернатора Югры.