Организация взаимодействия между участниками образовательного процесса в центре семейного образования
 /  Семейное образование / Тьюторство в семейном образовании / Организация взаимодействия между участниками образовательного процесса в центре семейного образования

Организация взаимодействия между участниками образовательного процесса в центре семейного образования

Вашему вниманию представлена статья по материалам выпускной квалификационной работы, в которой обобщен опыт введения тьюторского сопровождения в работу центра семейного образования “Клевер” (г. Краснодар). Автор публикации Елена Аксанова – руководитель центра и выпускница программы профессиональной подготовки “Тьюторская деятельность в сфере образования” Томского государственного университета. 

Центр семейного образования «Клевер Клуб», где я являюсь организатором и руководителем, находится в городе Краснодаре. Открытие центра состоялось в 2016 году. Как это часто бывает в семейном образовании, основной предпосылкой открытия центра стала необходимость заниматься обустройством образования моих детей. Я была вдохновлена идеями Льва Толстого, Марии Монтессори, Януша Корчака, Михаила Казиника и др. – и я представляла, что хочу получить в результате. Но как сочетать в себе эти идеи, местами противоречивые, какие из этих идей актуальны в современном быстроменяющемся технологичном обществе, какие инструменты использовать и какие методики применять – об этом были весьма смутные представления. Первый год работы прошёл практически «вслепую».  Мы приглашали для проведения тренингов и семинаров современных выдающихся деятелей педагогики – Анатолия Сторожева, Евгению и Светлану Гин, Викторию Бродских и др. На второй год работы были сделаны разные пробы, и был найден курс «Тьюторская деятельность в образовании» в НИ ТГУ. Именно во время обучения на этом курсе для меня многое встало на свои места, а практики индивидуализации и тьюторского сопровождения вошли в жизнь нашего центра. В Краснодаре на сегодняшний день отсутствуют школы и центры с каким-либо опытом тьюторской работы. Поэтому многое пришлось разрабатывать и придумывать самим. Сейчас на постоянной основе в “Клевере” работают два педагога, воспитатель и тьютор (тьютор у нас совмещает функции руководителя). Также мы приглашаем порядка 10 специалистов для проведения дополнительных занятий и консультаций.

Взаимодействие тьютора и родителей. Специфика тьюторского сопровождения в семейном образовании, как я считаю, в том, что тьютор здесь выступает и как куратор – он сопровождает не просто образовательный процесс в стенах какого-либо учебного заведения, но и  урочную и внеурочную жизнь тьюторанта, сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы ребенка, координирует взаимосвязь участников образовательной деятельности (ребенок – родитель – педагог), а также сопровождает родителя как важного участника образовательного процесса ребенка.

Одними из главных принципов семейного образования являются приоритет индивидуальных интересов и особенностей ребенка над школьной программой, сохранение интереса к знаниям, построение и сопровождение индивидуальных планов обучения.

При такой форме получения образования ответственность за весь образовательный процесс и его результаты, равно как и ответственность за воспитание и формирование личности ребенка, берут на себя родители, и субъектом образования становится семья. Родитель при такой форме образования является  активным участником образовательного процесса. Когда родители обращаются в центр семейного образования – они делегируют часть этой ответственности центру. Но в отличие от более распространенной формы обучения – очной в школах – не передают эту ответственность полностью. К примеру, наш центр принимает детей только три дня в неделю – оставляя достаточно время для общения с семьей и возможности реализации родителями своей доли ответственности. В таких условиях особое значение приобретает организация взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учеником – родителем – педагогом – тьютором.

Специфика оказания образовательной услуги в том, что заказчик и потребитель услуги “раздваиваются”: заказчиком является родитель, а потребителем – ребенок. В силу объективных причин родитель является представителем интересов ребёнка при формировании образовательного заказа. Соответственно существует прямая зависимость между осознанностью его выбора и полнотой реализации интересов его ребёнка (1). Кроме того, совершенно негуманно складывается ситуация, когда ученик и тьютор обсуждают и выбирают те возможности для развития, которые неизвестны, непонятны либо не поддерживаются родителями.

Т.В.Толоконникова в своей статье «Семейное образование и субъектность в образовательном процессе» определяет главную суть семейного образования: включенность родителей. И важно обеспечить эту включенность технологически (4). Важно изначально разграничить зоны ответственности, потому что в нашем сознании сильна установка перекладывания ответственности за развитие, образование, воспитание на третьих лиц. Эта установка часто присутствует даже среди осознанных родителей детей-«семейников», и она часто противоречит желаемой включенности, чем порождает повышенную тревожность родителей.

Для организации сопровождения и взаимодействия с родителями, я  предлагаю использовать две формы работы. Первая – через индивидуальные беседы и консультации; вторая – через организацию и проведение родительских обучающих семинаров.

Первую встречу с родителями я считаю целесообразным провести еще до личного знакомства с тьюторантом. Тогда появляется возможность посмотреть на ребенка глазами родителей, не имея пока на этот счет никакого личного мнения. При первой встрече необходимо узнать об индивидуальных особенностях, интересах ребенка и прояснить запросы родителей на образование.

Вопросы и темы для первой встречи с родителями:

– каким родители видят своего ребенка: какие, как им кажется, у него мечты, какие интересы и увлечения, какие таланты и способности, какие трудности; как они относятся к его интересам и способностям; какие имеют ожидания на его счет;

– насколько родители оценивают уровень самостоятельности ребенка; какие у него есть обязанности и как он к ним относится;

– какие у ребенка есть особенности (особенности развития, физиологические, психологические, особенности питания);

– какая у ребенка образовательная история (чем занимался/увлекался ранее и чем занимается/увлекается сейчас, кто для него выбрал эти занятия, с желанием или нет посещал/посещает эти занятия, что его там привлекало/привлекает, почему перестал заниматься или почему продолжает занятия);

– где, по какой программе, за какой класс, сколько раз в год и в какой форме будут проходить аттестации;

– образовательный запрос (задачи).

Формулирование и уточнение образовательного запроса родителя – один из итогов данной встречи. Почему так важно четко сформулировать образовательный запрос? Потому что необходимо понимать ожидания родителей. Если, к примеру, родитель желает вырастить чемпиона по плаванию или гения физики, то нужно сразу понимать: насколько родитель готов отойти от своих ожиданий, если они не находят отклика у ребенка; насколько родитель готов признать права ребенка на ошибку, на его «самость». После общения с ребенком, наблюдения за ним, примерно через 2-3 недели, становится понятно, насколько возможно удовлетворение образовательного запроса родителя. И если это невозможно, если образовательный запрос родителя не соответствует потребностям ребенка (его возрасту, его возможностям, его интересам, его целям), то необходима корректировка образовательного запроса.

Что же делать, если родители не готовы корректировать свой запрос? Скорее всего, они будут искать другие центры, других тьюторов, учителей, наставников, которые возьмутся реализовывать именно их запрос. Тьютор здесь – может только «показать» родителям сообразность их запроса возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. На основании наблюдений за ребенком, тьютор может доуточнить запрос либо переформулировать его. В нашей практике был случай, когда мы пытались балансировать между образовательным запросом родителей, в котором они были очень негибкими, и реальными интересами и возможностями ребенка. К сожалению, такой подход потерпел неудачу. Ни ребенок не мог в полной мере развиваться в сфере своих интересов, ни родители не были удовлетворены полнотой удовлетворения их запроса. Поэтому лучше быть прямыми и честными еще на первом этапе. Если, например, ребенка привлекает искусство, он хочет писать картины и на уроках по математике разрисовывает поля и цифры, а в свободное время изучает свойства красок или разглядывает репродукции известных художников, то вряд ли возможно удовлетворить запрос «побеждать во всех математических олимпиадах». Поэтому важно не просто сформулировать образовательный запрос, но и согласовать его в процессе работы.

Еще одна встречавшаяся в моей практике проблема формирования образовательных запросов – это неверная трактовка. «Главное – интерес; остальное – приложится», – говорит родитель на первой встрече. «Здорово», думаем мы – и начинаем в полной мере развивать интересы ребенка. Но приходит время аттестаций, и родитель оказывается неприятно удивлен, что его ребенок – не лучший в каких-то предметах. «Но ведь ему интересно учиться! Он реализуется в сфере своих интересов и возможностей!», – спорим мы. Однако спорить с родителями – дело неблагодарное. Поэтому лучше сразу, еще в самом начале выстраивания отношений и формирования запросов – примерно через месяц после первой встречи, когда уже понятны мотивы, интересы, способности ребенка – нарисовать родителям примерную картину того, к чему мы идем, и получить родительское одобрение. Сейчас мы понимаем , что с каждым родителем нужно встречаться каждые полтора-два месяца: рассказывать ему о результатах работы, возвращаться к «листу родителя», дописывать и доформулировать: более активная роль родителя предполагает больше обратной связи.

Изначально я придерживалась позиции заполнения «родительского листа» со слов родителей, в беседе с ними (метод интервьюирования). Теперь я склоняюсь к тому, чтобы родители отвечали на вопросы самостоятельно, письменно, а уже позже мы вместе могли бы их ответы обсудить, дополнить, прояснить (метод анкетирования в сочетании с беседой). Достоинствами анкетирования по сравнению с интервьюированием являются независимость ответов респондента от личности анкетера и достаточность времени у респондента для обдумывания вопроса и формулировки (выбора) ответа. (2) К тому же самостоятельное заполнение анкеты дает возможность получить письменные ответы на такие вопросы, которые по ряду субъективных причин устно остаются без ответов.

Второе направление работы по взаимодействию тьютора и родителей – через образование и просвещение самих родителей. Организация и проведение, тематических встреч, семинаров, тренингов. Они выполняют двойную функцию и служат, во-первых, средством сплочения и общения родителей между собой, а, во-вторых, позволяют родителям и тьюторам «говорить на одном языке», исходить из одних принципов и ценностей. В частности, развитие ответственности и самостоятельности невозможно без поддержки родителей в этих вопросах.

Это очень важно, чтобы родители и педагоги посредством тьютора были «на одной волне», транслировали единые принципы. Эти единые принципы станут хорошей базой для дальнейшего развития ребенка.

Взаимодействие тьютора и ребенка. Самое интересное, на мой взгляд, в работе тьютора – непосредственное общение с детьми. На первой встрече мы просто разговариваем. Тьютор задает вопросы, ребенок отвечает, тьютор фиксирует ответы в «листе ребенка». В данном случае анкетирование, т.е. самостоятельное заполнение граф ребенком часто невозможно в силу малого возраста. На первой встрече нам важно выявить интересы ребенка, образовательный опыт, его представления о себе самом, его ощущения себя во взаимодействии с семьей, родителями, сверстниками, друзьями, педагогами; узнать что он любит, а что нет, чему хотел бы научиться, о чем мечтает. Уже на данном этапе становится понятно, есть ли понимание между ребенком и родителями. Насколько они знают его, совпадают ли их ответы. После заполнения «листа ребенка» мы предлагаем ребенку лист с выбором дополнительных предметов. На начало этого года их было 16. Большинство из занятий проходят параллельно, поэтому мы просим расставить выбранные дисциплины по приоритетам. К этому листу возвращаемся каждые пару месяцев: интересы детей часто меняются, им хочется попробовать еще что-то, что раньше казалось неважным и неинтересным.

На Тьюторских часах, которые проходят раз в неделю, мы составляем с детьми ресурсные карты. «В отличие от других подобных дидактических средств (рисунков, чертежей, таблиц и пр.) карта имеет три присущих именно ей характеристикик: топика (наличие различных объектов с использованием их уловных обозначений), направленность (центральное и удаленное от центра положение объектов), масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов)» (4). Учитывая младший школьный возраст наших тьюторантов, мы с ними составляем «карты желаний», «карты интересов», «карты целей» и т.п. Периодически мы возвращаемся к составленным ранее картам, чтобы проверить – актуальны ли эти цели и желания, что мы сделали для их воплощения, насколько продвинулись в изучении важного для себя. Групповая работа интересна тем, что в процессе обсуждений дети слышат другие версии, отличные от своей, наблюдают за продвижением коллег по индивидуальным маршрутам, могут заинтересоваться чем-то новым.

Бывает, что изначально цели «навязываются» сверху и не являются истинными для ребенка. Например, родители желают видеть ребенка сильным и смелым и находят олицетворение этих качеств в образе воина. И приходит ребенок, который мечтает стать военным, в листе занятий выбирает занятия самбо, и все его интересы связаны с изучением оружия. Но наблюдая за ним, отмечаем, что ребенок очень миролюбивый, всех кругом мирит, сводит все конфликты сверстников на шутку, в свободное время предпочитает петь и организовывать спектакли. И уже через пару месяцев для ребенка становятся интересны занятия вокалом и актерским мастерством, где он чувствует себя «как рыба в воде». Наблюдение за ребенком при его нахождении в образовательной среде: его коммуникациями, проявлениями, как он ведет себя, когда сталкивается с трудностями, с отказами, как выходит из конфликтов, как общается с педагогами, со сверстниками, с младшими, старшими, какие виды деятельности выбирает, в какие игры играет, какие примеряет на себя роли, насколько развиты у него самостоятельность, концентрация внимания, умение завершить начатое – одна из основных линий работы тьютора. Свои наблюдения желательно фиксировать в «Дневнике наблюдений».

Также важную роль играет организация и сопровождение детей в разных образовательных событиях и мероприятиях. В нашем Центре семейного обучения проводится множество образовательных мероприятий: встречи с интересными людьми, экскурсии, проектная деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, концертах. Работа по сопровождению в них может вестись для одного тьюторанта или для группы; она строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты или их педагоги.

Таким образом, основными формами работы тьютора с детьми являются:

– индивидуальные беседы;

– групповые тьюториалы;

– ресурсные карты;

– образовательные события;

– наблюдение.

Взаимодействие с педагогами. Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с педагогами, важно знать, по программе какого класса проходит обучение и сколько аттестаций в год предполагает. Педагог (или тьютор) составляет по каждому предмету образовательную карту в виде ментальной карты, где обозначены темы, которые предстоит изучить. Ментальные карты – это такой способ представления информации, который позволяет нашему мозгу воспринимать, анализировать, хранить и вновь представлять (извлекать) информацию во много раз эффективнее, чем при традиционных методах изложения. Принципы построения ментальных карт соответствуют тем же принципам, на которых строятся механизмы нашего мышления и запоминания: использование многоцветных комбинаций, ассоциативность, иерархичность. В случае успешного прохождения тема закрашивается – и в любой момент времени и тьютор, и родитель, и сам ученик могут понять, сколько пройдено, а сколько осталось пройти в каждом дисциплинарном курсе. В начале своего общения с ребенком преподаватель тестирует его на знание тем прошлого класса, и при условии неусвоения каких-либо тем, добавляет эти «неусвоенные» темы в образовательные карты. Те успехи и трудности, которые выявлены педагогом, он заносит в  «лист педагога». Все листы контроля также прикладываются к образовательным картам ребенка, потому что бывают случаи, что во время сдачи аттестации ребенок переволновался и не показал никаких результатов. Благодаря наличию «контрольных листов», мы можем показать родителю, что ребенком эти темы усвоены и причина неудачной аттестации в другом. Только тогда можно начать работать с истинной причиной неудачи в аттестации, когда она признается всеми участниками образовательного процесса. Например, если мы все понимаем: и родители, и педагоги, и сам ребенок, – что ему сложно даются устные ответы и надо с этим что-то делать, в его ИОП можно включить занятия ораторским искусством, проводить устные игры, конкурсы чтецов и пр., убирая страх устных выступлений перед публикой. Основная задача педагога при этом – контролировать усвоение общеобразовательной программы.

На этапе работы тьютора с педагогом необходимо также выявить предпочтительные методики обучения для каждого конкретного тьюторанта. Для этого педагогом и тьютором совместно определяются и фиксируются психотип ребенка, его ведущий канал восприятия, его наклонности. Например, у нас есть очень неусидчивый ребенок с ярко выраженными лидерскими задатками. Ему в принципе неинтересна никакая работа сидячая монотонная работа. Зато имея возможность выполнять задания стоя у доски, перед всем классом, он занимается с большим интересом и имеет огромные успехи. Или другой ребенок: с ведущим визуальным каналом восприятия. До него доносим информацию в виде табличек, схем, используем видеопрезентации, плакаты. Умение подобрать верный подход в обучении, верные методики важно как для результативности образовательного процесса, так и для поддержания познавательного интереса.

Свои наблюдения, выводы из личных встреч, рекомендации фиксируются тьютором в «листе тьютора». Этот «лист» дополняется и изменяется в течение всего года. Тьютору важно обратить внимание на то, как оценивает себя ребенок, совпадают ли его желания с тем, чем он вынужден заниматься, каким хотят видеть ребенка родители и каким он сам себя воспринимает, каковы особенности взаимоотношений ребенка с родителями, учителями, сверстниками, какова основная мотивация в деятельности ребенка на данный момент, что для ребенка наиболее ценно, какие у него имеются трудности, к чему он испытывает интерес и учитывается ли этот интерес в семье ребенка, а также насколько развиты у ребенка ответственность и самостоятельность в принятии решений, в быту, в обучении и др.

Также тьютор должен выстроить взаимодействие и с руководством Центра. Это необходимо, чтобы сразу понять, насколько возможно перестраивание образовательной среды под нужды будущих тьюторантов, какими ресурсами обладает центр, какие ресурсы, в том числе материальные, можно привлекать и использовать. Важно также включить в рабочее расписание время для индивидуальных и групповых тьюториалов, время для общения с детьми и педагогами.

Таким образом, тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, как на первичном этапе построения ИОП, так и при ее дальнейшем сопровождении. Тьютор сопровождает ребенка в пути по индивидуальному маршруту и помогает проанализировать образовательную траекторию.

Учитывая специфику Центра семейного обучения, можно выделить следующие направления его деятельности:

  1. Сопровождение родителя
  2. Сопровождение построения Индивидуальной образовательной программы тьюторанта
  3. Организация образовательного пространства
  4. Организация и сопровождение в образовательных событиях

Как мы видим, все без исключения направления деятельности деятельности центра координируются тьютором. И именно от того, каким образом тьютору удастся выстроить свою работу, обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса в рамках Центра семейного обучения, будет зависеть успех в реализации этих направлений, в достижении целей работы Центра в целом.

Елена Аксанова

Список источников:

  1. Григоренко Е.В. Евстигнеева И.А Практика тьюторского сопровождения формирования образовательного заказа https://thetutor.ru/direction_of_activity/doshkolnoe-obrazovanie/montessori-pedagogika/praktika-tyutorskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-obrazovatelnogo-zakaza-roditelej-v-nachalnoj-shkole-2/ (дата обращения: 30.11.2018).
  2. Болюбаш, Я.Я. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность / Я.Я. Болюбаш, И. Е. Булах, М. Г. Мруга, И. В. Филончук. – К. : Мастер-класс, -2007 – 272 с.
  3. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредования // 12-е Международные чтения памяти Л.С. Выготского: матер. чтений РГГУ (14–17.11.2011). М.: РГГУ, 2011 С. 47–51.
  4. Толоконникова Т.В. Семейное образование и субъектность в образовательном процессе [Электронный ресурс]: Библиотека Межрегиональной https://thetutor.ru/category/biblioteka/ (дата обращения: 08.11.2018).

 

 

 

 

 

Координатор страницы Семейного образования

Дьякова Алина Геннадьевна

Дьякова Алина Геннадьевна

alinasan@list.ru

О себе:

Являюсь соучредителем Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ», председателем Совета Отделения в республике Удмуртия. Пишу статьи, брошюры по теме семейного образования (анализ законодательства в сфере семейного образования и опыт его применения в России), модерирую самый первый сайт хоумскулеров, созданный Игорем Чапковским, идеологом семейного образования в России http://www.familyeducation.ru/ и веду собственную ВК группу "Семейное образование в Ижевске".

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости