Вторник
18 АпрДеятельностная олимпиада в школе “Основа” г. Симферополь
С 15 по 18 марта 2023 года 7 учеников семейной школы «Основа» (с 4 по 8 класс) г. Симферополь приняли участие в VIII Всероссийской деятельностной олимпиаде, которую проводил государственный университет г. Владимира.
«Основатели» — так назвали свою команду ребята — участвовали в олимпиаде впервые и дистанционно. Несмотря на то, что симферопольцы не заняли призовых мест в общекомандном зачете, ребята получили грамоту за 3 место в групповой работе за научную обоснованность решения открытой задачи по естествознанию, а также грамоту за 3 место в групповой работе по конструированию. Очевидными эффектами олимпиады — это заметили тьютор и учителя, работавшие с детьми — было то, что дети как будто чуть-чуть подросли после этого События — стали внимательнее к товарищам по команде (несмотря на разницу в возрасте), уверенней выступать перед публикой, стали смелее браться за непривычные учебные задачи, стали ставить личные образовательные цели. Директор поддержала инициативу тьютора провести в школе деятельностную олимпиаду, потому что ценности этого соревнования совпадали с видением будущего семейной школы. Увидев наши фото и видео репортажи с места События, директор призналась, что, затевая свой образовательный проект, мечтала видеть детей в своей школе вот такими увлеченными, талантливыми и «всемогущими»! За несколько дней до начала олимпиады тьютор школы провела работу по выявлению детского интереса: ребятам было предложено подумать над тем, есть ли у них свой личный исследовательский вопрос, ответ на который они не знают, но очень хотели бы получить. Вопросы в результате появились такие:
Если ли общий язык у кошек и собак?
Как не ссориться с родителями?
Как клеточки организма соединяются в единое целое?
Какова самая частая причина войн?
Как выбор любимого жанра музыки зависит от психологических и физических параметров человека?
Как составить образ своего дракона из книг разных писателей?
Почему на землю упал тунгусский метеорит?
Работа тьютора на олимпиаде заключалась в выявлении образовательных интересов участников, углублении интереса до исследовательского вопроса, создании образовательной среды под этот вопрос. Особая работа заключалась в собирании участников в команду: первоначальный состав несколько раз менялся — кто-то внезапно по тем или иным причинам покидал команду, зато взамен приходили как будто случайно другие — и в последний момент остались в этом месте и в это время те, кто прожил три дни олимпиады на одном дыхании с командой.
Тьютор, по большому счету, своим пониманием ценностей, смыслов происходящих процессов удерживала рамку этого События, была как бы проводником между организаторами и участниками. Очень важную, временами ключевую, роль сыграла поддержка тьюторского сообщества, экспертов.
Учителя, которые по зову сердца и совершенно добровольно согласились принять участие в этой не похожей на предметную олимпиаде, активно помогали тьютору: составляли исследовательские задания по детским вопросам, сочиняли задания для культурно-исторического квеста, оценивали работы ребят в качестве в жюри, поддерживали их на протяжении всех дней олимпиады.
В первый день наши участники, разделившись на две команды, решали открытую задачу по естествознанию, представляя себя в роли ученых-палеонтологов. Ребята очень слаженно действовали в такой ситуации неопределенности: выдвигали гипотезы, отбрасывали неподходящие, на их взгляд. Взрослые увидели своих учеников с новой стороны: инициативных, увлеченных, настойчивых в достижении общей командной цели!
В тот же день ребята, которые хотели попробовать себя в конструировании, собирали движущуюся платформу, а так же модель жука, который тоже мог передвигаться. В результате все конструкции преодолели положенное расстояние под аплодисменты болельщиков.
После такого насыщенного первого дня олимпиады ребята были уставшие, но довольные — те, кто еще сомневался, сможет ли участвовать в следующие дни, твердо заявили, что будут и что очень интересно.
Во второй день наши участники представляли для жюри олимпиады обобщенное для двух команд решение открытой задачи: творчески, но в тоже время непротиворечиво, обосновали взаимосвязи внутри сообщества доисторических животных. Затем была работа с детскими вопросами в Лаборатории: например, чтобы ответить на свой вопрос, как избежать ссор с родителями, один участник вместе с учителем провел опрос взрослых в школе и прохожих на улице.
Все это время мы были на связи с организаторами и жюри олимпиады, в режиме реального времени высылали записи выступлений и запуска моделей ребят для оценивания. После второго дня некоторые ребята попросили, чтобы их записали уже на следующую олимпиаду. Учителя говорили, что все эти дни чувствовали прилив энергии, которая передавалась от увлеченных детей.
В третий день олимпиады ребята решали индивидуальные задания по одному из выбранных предметов: математика, русский язык, литература или английский язык. Задания были интересные, но сложные, как раз на применение знаний, а не просто на их демонстрацию. Ребята осознали, что у многих пробел именно в способе действий для решения таких задач.
Далее участники проходили культурно-исторический квест, узнавая объекты города по старым фотографиям, опрашивая прохожих, знают ли они, чей это памятник. Сначала ребята стеснялись спрашивать незнакомых людей, но потом поняли, что если сначала оценить, готов ли человек общаться или он очень занят и спешит, а потом вежливо и культурно сформулировать свой вопрос и объяснить ситуацию, то прохожие относятся с пониманием к действиям ребят. Некоторые прохожие благодарили детей за то, что узнали от них новую интересную информацию.
В тот же день мы выбрали одного участника, чье исследование по своему вопросу показалось самым интересным: как собрать образ своего дракона из книг разных писателей. Эта девочка представляла команду «Основатели» на онлайн тинэйджер конференции. Организаторы олимпиады, в духе этого События, подарили ей книгу о драконах, которая вместе со значками и сладостями пришла в посылке.
Как круги по воде от брошенного камня, деятельностная олимпиада дала импульс для некоторых ребят продолжить свои исследования в сопровождении тьютора, а учительница физики, которая помогала тьютору организовывать на олимпиаде конструирование, стала применять идеи движущихся моделей на своих внешкольных кружках. Учительница английского языка поделилась своими личными и профессиональными открытиями: во-первых, не нужно бояться пробовать новое, а, во-вторых, олимпиада показала ей, как на самом деле нужно «прокачивать» метапредметные навыки, о которых столько написано во ФГОС.
Завершающим этапом События было награждение участников, вручение грамот и памятных значков — здесь собрались все ученики нашей школы. Наши олимпийцы рассказали о своих впечатлениях. Ребята смонтировали клип из фотографий и видео олимпиады и показали его на большом экране.
Директор школы пообещала ребятам, что в следующем году мы постараемся приехать во Владимир и участвовать очно, а для этого будем готовиться и повышать уровень наших метапредметных навыков.
Тьютор школы “Основа” Наталья Шишкина