Пятница
8 МайТьюторский час с педагогами
Он-лайн консультацию «Тьюторский час. Смысл и назначение» для педагогов Березовского муниципального округа Пермского края провела Тюмина Марина Владимировна, закончившая магистратуру МПГУ по программе «Тьютор в сфере образования», член Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), Федеральный эксперт МТА в области индивидуализации и тьюторства, член Правления МТА (сертификация тьюторов), руководитель Пермского регионального отделения МТА, сертифицированный практикующий тьютор , автор программы «Найди свое дело!».
Оговоримся сразу, запрос возник в ответ на письмо из Управления образования, где было предложено включить в обучение в удалённом режиме, наряду с классным часом и тьюторский.
Вопросы, которые интересовали педагогов, звучали так: Что такое тьюторский час? Чем он отличается от классного часа? Чем он отличается от урока? Как проводить тьюторский час? Как сделать тьюторский час полезным для изучаемого предмета, для учителя, для учащегося?
Поэтому для начала определились, что же такое тьюторское сопровождение? Если это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося, то какие возможны формы тьюторской деятельности. Может ли быть проведён тьюторский час в какой-то из уже известных, например, индивидуальная тьюторская консультация (беседа), групповая тьюторская консультация, тьюториал (тьюторский семинар)? Попробуйте ответить на этот вопрос сами, если главный смысл тьюториала, по мнению М. А. Мансветовой,автора книги «75 000 знаков для тьютора», проявление самостоятельности, инициативности, активности тьюторанта. Повышение градуса ответственности за «свое» (действие, идею, замысел, проект, отношение….). Главное же назначение тьюториала: поддержка инициативы тьюторанта, помощь в выходе на самостоятельное действие (помощь в переводе мыслей в действие). Что же необходимо сделать учителям предметникам, чтобы ученикам захотелось обсуждать с ними свои интересы, замыслы и идеи, которые никак не связаны с учёбой или только чуть – чуть касаются школьных дел? Марина Владимировна предложила участникам свой ответ: важно сделать шаг к доверительной коммуникации, открытому разговору с подростком так, чтобы они поверили. Как? Заявить о себе в новой позиции, причём необязательно называть себя тьютором. Познакомиться с ребятами заново, например, представить себя необычно, как человека, увлекающегося чем-то, кроме школьного предмета. Организовать знакомство ребят друг с другом из новой позиции, сделать что-то неожиданное, такое, что привлекло бы внимание ребят. Рискнуть и пойти на такой шаг, когда право выбора тьютора, т.е. учителя, приглашающего на тьюторский час, остаётся за учеником. Каждый ученик выбирает того учителя (тьютора), которого сам считает для себя полезным (возможным). У каждого учителя-тьютора 5-10 учащихся (тьюторантов). Договориться о правилах общения с ребятами, на первых порах, может быть, возможны ребята – наблюдатели (аквариум). Они не участвуют в разговоре. Их мнение о встрече выслушивается в конце тьюториала. Есть право промолчать. Каким же может быть тьюторский час? Появились такие предложения: Тьюторский час знакомства, Тьюторский час «Вечеринка идей», Тьюторский час обсуждения замыслов проектов, проектных идей, Тьюторский час презентации реализованных проектов, Рефлексивный тьюторский час. Можно ряд продолжить… На вопрос, что захотелось сделать, участники ответили: принять участие в тьюторском часе «Вечеринка идей». Поэтому через неделю “Вечеринка веселетних идей” состоялась. Марина Владимировна прибегнула к приёму “Аквариум”, и 4 участника из 15-ти заняли активную позицию, все же остальные стали включенными наблюдателями. Обмен идеями состоялся, желание что-то реализовать тоже, провести свой тьюторский час, но уже с ребятами, желающие тоже появились. Несмотря на технические проблемы со звуком, изображением, педагоги пытались прорваться в прямой эфир. И это уже дорогого стоит, так как это уже реальное дело в приобретении новых компетенций в условиях дистанта. Продолжение, думаем, следует. Конечно, Марина Владимировна предложила ресурсы для самостоятельного изучения. Для вас, читатели, тоже открываем: https://ok.mgpu.ru/courses/100-minut-o-tyutorstve-s011/?tab=tab-curriculum 100 минут о тьюторстве (открытый видеокурс) http://es-presto.ru/cb-profile Платформа Фестиваля свободного проектирования (Сетевой институт ПрЭСТО совместно с МТА)
В завершении подчеркнём, что Марина Владимировна не раз подчёркивала во время консультации, что большую роль в оформлении собственного замысла он-лайн консультации, её содержания, сыграло участие в Фестивале свободного проектирования, проведенного в марте в самом начале самоизоляции Сетевым институтом ПрЭСТО совместно с МТА. Кстати, сама я тоже принимала участие, ценю полученный опыт, горжусь некоторыми своими результатами, цифровыми следами.
Валентина Лашова