Понедельник
19 ДекТакие разные пробы
Муниципальный проект «Управляй мечтой» в Берёзовском муниципальном округе Пермского края направлен на организацию поддержки профессионального самоопределения девятиклассников из сельских школ. После информационной и диагностической работы, проводимой со школьниками классными руководителями, наступает период подготовки и проведения деятельностных проб. На этом этапе с ребятами плотно и активно работают тьюторы. Нередко ими становятся те же классные руководители, которые к этому времени проходят обучение. Сопровождение старшеклассников в этот период становится для педагогов тоже своеобразной пробой, пробой тьюторских компетенций. К счастью в этом году не было никаких ограничений из-за эпидемиологической ситуации как в прошлые годы. В течение трёх недель велась активная работа в очном и оффлайн формате (всё-таки пандемия многому научила). Например, тьюторскую беседу можно провести и в чате мессенджера, если тьюторант живёт за несколько десятков километров. Обсудить с ним имеющийся опыт, представления о планируемой профессиональной деятельности, местах получения нужного образования, условиях и требованиях, предъявляемых к абитуриентам, вместе перейти по ссылке и познакомиться с новой информацией. Труднее, я бы даже сказала, значительно труднее построить обсуждение в плане выяснения личного отношения к предстоящей пробе, запроса на пробу, её цели. Мне как тьютору не хватает эмоций ребят, телесных проявлений, жестов и реакций, живого голоса. И всё же, когда случается добраться до настоящего желания старшеклассника попробовать то, что ему важно самому, что действительно интересно самому, тогда пробное действие получается взаимообогащающим для всех участников пробы, включая профессионала и тьютора. Анализируя пробы, которые мне выпало готовить, с удовлетворением отмечаю, что удались пробы журналиста, психолога-консультанта, для нескольких человек – будущих айтишников. Кстати, пробы были комплексными, т.е. включали интервью с профессионалом, мастер-класс, а потом испытание с обратной связью. Точно понимаю, что очень много зависит не только от взрослых, которые готовят пробу (тьютор, профессионал), но и от самого подростка. Если девятиклассник не даёт себе труда прислушаться к себе, поговорить с собой, принять хоть какое-то самостоятельное решение, сделать выбор, тогда как ни старайся тьютор и профессионал, открытий не случается. Выбирают одноклассники повара, и я за компанию. Кажется, что взять интервью у профессионала – это самое лёгкое. Или за компанию схожу на мастер-класс или экскурсию. Ещё один вывод связан с организацией, а точнее со временем, которое выделяется или часто не выделяется в образовательном процессе. Только ленивый сегодня не говорит о важности и необходимости профориентации в школе, а как доходит до конкретного дела. Всё только после уроков! Отсутствие достаточного количества времени у старшеклассников, педагогов тоже снижает эффективность проводимой работы. Но наша команда тьюторов, классных руководителей с тьюторскими компетенциями не теряет оптимизма и готовится к следующему этапу работы. Кто-то из ребят выбрал новый уровень сложности пробного действия, кто-то понял, что надо искать другой вариант, кто-то осознал, что не всё понимает про себя и условия получения выбранной профессии, кто-то хотел бы повстречаться с профессионалом из другой сферы, а кому-то просто необходима поддержка родителей и ближнего окружения, кому-то надо помочь с поиском новых ресурсов. Так что работа продолжается!
Валентина Лашова