«Шаги к успеху»
 /  Сельская школа / «Шаги к успеху»

«Шаги к успеху»

В 2015-2016 учебном году в нашей школе работала проблемная группа по тьюторскому сопровождению учащихся. Моя программа тьюторского сопровождения «Шаги к успеху» составлена на основе индивидуальных образовательных программ тьюторантов – группы учащихся из 8 и 11 классов.

Для учащихся 11-ых классов актуальными были проблемы выбора, подготовки и сдачи экзаменов, профессионального самоопределения и социальной практики, в развитии личностных качеств и в укреплении здоровья.

Для 8-классников – предпрофильная подготовка, выбор предметов для сдачи экзаменов в 9 классе, социальная практика, умение презентовать себя в социуме, самоанализ, рефлексия.

Исходя из общих проблем, интересов и запросов учащихся, была поставлена основная цель: помочь в профессиональном самоопределении, учитывая интересы, устремления и потребности; в личностном росте и в укреплении здоровья. А учащимся 8 классов еще помочь в предметном самоопределении, в социальной практике, глубже узнать свое «я».

При реализации программы использовались различные формы работы:

индивидуальные встречи и беседы; групповые тьюторские встречи; тьюториалы; образовательное событие; образовательное путешествие; профессиональные пробы; тренинги; встречи с интересными людьми; встречи по проблемам профориентации; работа с родителями (индивидуальная и собрание – встреча) и другие. Применялись такие методы работы, как проблемный, рефлексивный и другие. Основной инструмент работы – работа с вопросом.

Формы подведения итогов работы по реализации программы тьюторантом: рефлексивное эссе, пополнение портфолио достижений; презентация результатов выполнения ИОП.

Тьюторское сопровождение заключалось в организации движения тьюторанта (его шагов к успеху), которое строилось на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Развитие учащегося осуществлялось по трем направлениям: предметное, социальное, антропологическое. В процессе реализации программы выделялось два основных элемента: сопровождение процесса разработки и реализации ИОП и освоения учащимися новых способов деятельности. Использовались основные этапы тьюторского сопровождения: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический.

Тьюторантам 8-классникам оказывалась помощь в составлении и реализации индивидуальных образовательных программ с учетом их интересов, запросов, психологических особенностей и социального опыта. Выпускникам еще с учетом их профессиональных интересов и планов на будущее.

Исходя из ожидаемых результатов, можно сделать определенные выводы. Были решены многие конкретные индивидуальные задачи (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности). У некоторых тьюторантов наблюдалось повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы (особенно у 8-классников). Тьюторанты хорошо проявили себя в социальной сфере; успешны в различных направлениях деятельности (в публичных выступлениях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п.). Создавались условия для презентации, анализа достижений учащихся. Наблюдается развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности (особенно у 11-классников). Были решены проблемы профессионального самоопределения и личностного роста старшеклассников. Многие цели и задачи ИОП выпускников были достигнуты и решены. С тьюторантами 8-классниками необходимо еще работать. Исходя из их ИОП, предстоит дальше развивать готовность к осознанному выбору предметных предпочтений, выбору профиля обучения, направления будущей профессиональной деятельности. Необходимо и дальше помогать в приобретении способов презентации себя в социуме, в приобретении социального опыта применения своих знаний и умений в жизни. Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов. Формировать умения анализировать и рефлексировать свою деятельность; проявлять инициативу; организовывать свою деятельность; рационально распределять свое время; укреплять здоровье. Помочь в личностном росте, исходя из их интересов и устремлений.
   При реализации программы тьюторского сопровождения учащихся не все получилось. Наблюдались трудности при написании эссе (не все тьюторанты ответственно к этому относились); при презентации результатов выполнения ИОП (по определенным причинам по времени); не все учащиеся смогли принять участие в различных мероприятиях, проводимых для тьюторантов. Также необходимо активизировать работу с родителями. Как тьютору мне необходимо и дальше приобретать знания о тьюторских практиках и методах; заниматься самообразованием; вести документацию (тьюторское портфолио).

М.Н.Закирзянова, тьютор МБОУ «Берёзовская СОШ№2»

Координатор страницы Сельской школы

Лашова Валентина Афанасьевна

Лашова Валентина Афанасьевна

vlashova@ya.ru

Образование:

  • ПГПИ, 1984

Место работы:

  • директор МБОУ ДПО “ Берёзовский информационно-методический центр” до 2020 г.
  • Педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Центр детского творчества" Берёзовского округа Пермского края

Профессиональные интересы:

  • Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе и дополнительном образовании.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости