Пятница
13 МайСельская школа: какой быть?
Целый год образовательные организации Берёзовского муниципального района работали над созданием программ развития. Какой быть сельской школе, чтобы суметь ответить на все современные вызовы? Какие изменения необходимы в организации образовательного процесса, чтобы решать имеющиеся проблемы:
- снижение учебной мотивации учащихся в основной школе
- недостаточный учет разного уровня обучаемости при увеличении разнородности учащихся
- отрыв знаний от практики (жизни)
- недостаточная работа с интересом учащихся
- традиционные формы и методы обучения, мало способствующие формированию УУД
- снижение качества обучения и эффективности работы на уроке при инклюзии
- недостаточная компетенция педагогов для работы в классах с малой наполняемостью и инклюзией
- преобладание репродуктивных форм организации учебной и внеурочной деятельности, не способствующих раскрытию индивидуальности, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
- загруженность педагогов (1,5-2 ставки).
Ключевыми идеями программ развития стали:
- повышение качества образования и формирование компетенций через развитие познавательного интереса и учебной мотивации обучающихся
- создание современной сельской школы, обеспечивающей качество образования и личностный рост каждого ученика через индивидуализацию образовательного процесса
- создание образовательной среды, обеспечивающей формирование у учащихся личных образовательных мотивов и универсальных учебных действий
Задачи, которые ставят перед собой школы:
- Совершенствовать урок как пространство для индивидуализации и формирования УУД
- Организовать для учащихся в образовательном пространстве места проб и выбора, обеспечивающие формирование творческого и проектного мышления
- Организовать освоение учителем роли организатора самостоятельной образовательной деятельности учащихся
- Создать управленческие механизмы, обеспечивающие проявление и реализацию учащимися личностного образовательного интереса
- Развитие информационной образовательной среды.
И независимо от того, какое бы образное название ни выбрала образовательная организация
- «Школа – пространство выбора»
- «Школа для всех и каждого»
- «Школа открытых образовательных возможностей»
всеми подчеркивается необходимость перехода к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса.
В числе проектируемых образовательных результатов школы видят такие, как:
- Достижение оптимального результата качества и вариативности начального, основного и общего среднего образования
- Повышение уровня сформированности у обучающихся позитивной мотивации и компетенции осознанного выбора профессии и жизненного пути, готовности к профессиональному самоопределению
- Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни, семейные и гражданские ценности
- Удовлетворенность обучающихся и родителей качеством образовательных услуг
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов
- Модернизация научно-методического банка школы в соответствии с требованиями ФГОС
- Расширение образовательных услуг и партнерских отношений школы
- Сформированная открытая образовательная среда
Большинством образовательных организаций в качестве проектируемого образовательного результата видится реализация принципа индивидуализации, показателями же достижения результата называются:
- Способность обучающихся к проектированию и реализации ИОМ
- Способность обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности
- Способность обучающихся к осознанному выбору и дальнейшему построению ИОМ
- Готовность обучающихся к выбору направления профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.
- Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся в процессе реализации ИОМ
- Удовлетворённость потребителя предоставляемой услугой.