Рефлексивная сессия
 /  Сельская школа / Рефлексивная сессия

Рефлексивная сессия

Совсем недавно прошла защита индивидуальных проектов  девятиклассниками нашей школы. Кто-то получил зачёт, а кто-то нет. У каждого получился свой результат? От чего это зависит? Чтобы помочь детям ответить на этот и другие вопросы, тьюторы пригласили обучающихся 9-х классов на рефлексивную  сессию.

В назначенный день участники проектной деятельности собрались в холле.  Выбрали тьютора, объединившись по 8-10 человек, организовали шесть групп. Что происходило на сессии? Проследим работу одной из групп. Рефлексия собственной проектной деятельности началась с просмотра видеоролика «Нас приняли», где главный герой – выпускник средней школы Бартлби Гейнс, получив восьмой отказ о приеме в университет, открывает свой собственный образовательный центр.  Здесь студенты могут заниматься тем, чем хотят, изучают то, что нужно им. У них появляется право самому выбирать, какие наклонности развивать в себе. Посмотрев и обсудив с тьютором видеоролик, девятиклассники пришли к выводу, что не нужно бояться быть первооткрывателем. Вместо того, чтобы идти по проторённой тропинке, нужно смело выбирать свой путь, отстаивает свои идеи. Отметили, что фильм связан с темой нашего разговора, а именно, индивидуальный проект даёт возможность для саморазвития и самореализации.

На предложение тьютора обозначить положительные и отрицательные моменты работы над проектом, к положительным девятиклассники отнесли возможность самостоятельного выбора темы, разнообразие образовательных продуктов, которые  в итоге получились отличными и полезными.  Отметили, что приятно было работать с куратором и другими специалистами  как своего образовательного учреждения, так и других организаций муниципалитета.

Ребята также обозначили трудности, с которыми столкнулись в работе над проектом: сложно переработать большой объем информации и выделить главное, недостаток материала при изготовлении продукта проекта, волнение перед защитой, ответы на вопросы членов комиссии. Были и такие ответы: поздно начали работать над проектом, делаю это впервые, лень.

Наметили перспективы деятельности. Кто-то решил поделиться результатами своего индивидуального проекта с ребятами школы, кому-то захотелось принять участие в конкурсах проектов разного уровня. Другие же  решили сконцентрироваться на  развитии своих личностных качеств, таких как самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость, решительность.

Затем девятиклассники с увлечением выбирали картинки, предложенные тьютором, отражающие их   эмоциональное состояние, отношение к проекту, чувства, испытанные в ходе работы над проектом. Пришли к выводу, что в процессе проектной деятельности испытали калейдоскоп чувств и эмоций.

Упражнение «Сидящие на заборе» получилось не менее увлекательным. Сидящих на заборе  4 типа: Болельщики, Большой Брат, Змей Горыныч, Недовольные Соседи.

Среди болельщиков оказались те, кто сочувствовал ребятам в работе над проектом, поддерживал словом, «болел» за них, сопереживал:  родители, друзья, одноклассники. По мнению ребят, учителя и родители заняли позицию  Большого Брата, так как  наставляли, направляли их деятельность, помогали им, оценивали. Словом, оказывали действенную помощь. Змей Горыныч – это тот, кто «вставлял палки в колёса», препятствовал им, мешал работать. Им оказалась лень, неумение правильно распределить свое время. К счастью, недовольных соседей – тех, кто оказывал негативное влияние,  выказывал своё недовольство, высмеивал, завидовал им – не  оказалось. Вместе сделали вывод, что человек сам может определять помощников и недоброжелателей. Помощников гораздо больше!

В заключении девятиклассникам  был предложен приём «Семь дней похвалы».

Понедельник. Похвалите себя за то, что получилось.

Вторник. Похвалите себя за доброе дело для другого человека.

Среда. Напомните себе  три качества в себе, которыми можно гордиться.

Четверг. Похвалите себя за достижения своей жизни.

Пятница. Похвалите себя за то, что удалось преодолеть.

Суббота. Похвалите себя за то, что получилось не сделать.

Воскресение. Похвалите себя за внимание к своим чувствам.

Каждый из ребят нашёл, за что себя похвалить!

В итоге девятиклассники написали рефлексивное эссе о собственной деятельности над проектом. Кому нужна была помощь, мог воспользоваться предложенными материалами:

Дорогой друг!

Ты завершил работу над своим индивидуальным проектом! Это был большой путь. Пришла пора подвести итоги.

Предлагаем написать рефлексивное эссе, состоящее из двух частей:

  1. Продолжи предложение:
  • Я ожидал…
  • Я хотел…
  • Я почувствовал…
  • Было интересно…
  • Я реализовал…
  • У меня не/получилось …
  • Меня удивило…
  • Я понял, что…
  • Я смог…
  • Я приобрел…
  • В следующий раз…
  1. Выбери один из афоризмов и объясни его, применяя к себе.
  • «Планы – бесполезны, планирование – бесценно». (Дуайт Эйзенхауэр)
  • Проект – это черновик будущего. (Жюль Ренар)
  • Для нашего развивающегося ума весь мир – это лаборатория. (Мартин Фишер).
  • Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю -я понимаю. (Конфуций).
  • Незнание-не стыдно, стыдно не стремиться к знаниям. (Бенджамин Франклин).
  • Мы учимся, когда мы что-то делаем. (Джордж Херберт).

Выдержки из рефлексивного эссе:

  • Я почувствовала ответственность за проект;
  • Я поняла, что навыки работы над проектом пригодятся мне в будущем.
  • Проектная деятельность раскрыла для меня мои способности. Оказывается, я многое могу и даже могу научить других.
  • Горжусь собой, что все цели, которые я поставил, достиг.
  • Проектная деятельность – это лаборатория и источник информации.

Закончилась рефлексивная сессия оформлением красочного постера (поляна, яблоня, яблоки, луг, цветы, бабочки, солнце, тучи). Каждый из участников дал советы будущим девятиклассникам:

  • выбирать проекты нужно по своим предпочтениям, интересам, возможностям;
  • уделять особое внимание продукту своего индивидуального проекта; выбрать куратора, с которым комфортно работать;
  • не откладывать на потом, ничего не бояться, не лениться, не паниковать;
  • следовать этапам проекта;
  • реализовывать свою идею с удовольствием!

Участники сессии поблагодарили тьюторов за возможность поделиться своими эмоциями и проанализировать свою деятельность по проекту.

И.Н. Оборина, Е.М. Гулак, тьюторы

МБОУ «Берёзовская СОШ №2» с. Березовка, Пермский край

 

Координатор страницы Сельской школы

Лашова Валентина Афанасьевна

Лашова Валентина Афанасьевна

vlashova@ya.ru

Образование:

  • ПГПИ, 1984

Место работы:

  • директор МБОУ ДПО “ Берёзовский информационно-методический центр” до 2020 г.
  • Педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Центр детского творчества" Берёзовского округа Пермского края

Профессиональные интересы:

  • Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе и дополнительном образовании.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости