Среда
31 МайПо итогам очередного года
Завершился очередной учебный год. Каким он был для меня, для ребят – участников моих программ?
«PROмоеБудущее» – дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа социально – педагогической направленности для подростков 13-15 лет. Общий объём составляет 8 часов, которые реализуются методом погружения: 2 встречи по 4 часа или 4 встречи по 2 часа. Целью программы стало развитие мышления, направленного на будущее: умений и навыков обучающихся, связанных с анализом своих интересов, желаний, поступков, способов их воплощения. На занятиях подростки знакомятся и осваивают инструменты для размышления и действий; с помощью этих инструментов подростки могут проанализировать свои ожидания касательного своего будущего и подготовиться к разным исходам развития событий. Также учатся воспринимать себя в будущем частью сообщества и окружающей среды. Основной формат работы – игра, групповая дискуссия, игровые упражнения, которые проводятся в группах и индивидуально. Программа составлена на основе сборника упражнений «Путеводитель в Будущее», автором которого является коллектив Финляндского Центра по Изучению Будущего, Школы экономики г. Турку, Университет Турку. Особенно нравятся ребятам такие игровые упражнения как «Открытка в будущее», «Бинго- навыки», «Голосование за будущее». На основе утверждений о будущем удается развернуть очень интересную дискуссию.
«Лига ПЕРВЫХ» – дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для обучающихся 12 – 15 лет. Общий объём программы – 144 часа, реализуется как 6 модулей по 24 часа. Цель программы – развитие умений и навыков самоорганизации и самоопределения. Предполагаемые результаты: умение ставить цель выбора и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора, самоконтроль и коррекция планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе – помогают достичь материалы Лики Чекаловой, руководителя Школы навигаторов, автора методики лабораторий “Образование для будущего” и Екатерины Лукши, генерального директора ООО «ЭДТЕХ». Опыт проведения лаборатории в этом году получился интересным, так как вместе со мной в качестве модераторов работы в группах выступили старшеклассники. Совсем иначе ведут себя подростки, когда вступают во взаимодействие с 10 – классниками. Новинкой года стало участие в коуч-сессиях краевого проекта по медиаграмотности, реализуемого на средства гранта Фонда губернатора Пермского края как составной части программы. Образовательная среда для реализации интересов, проб значительно обогатилась, вариативности стало больше за счёт привлечения спикеров, молодых людей, обладающих умениями и навыками для работы в современных мессенджерах и социальных сетях. Активность подростков увеличилась, так как по итогам каждой коуч-сессии они выполняли творческое задание. Наиболее заинтересованные пополнили отряд волонтеров округа.
Программа «Наши голоса» – дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа социально – педагогической направленности для подростков старше 14 лет, которая реализуется на основе технологий наставничества. Общий объём составляет 36 часов, включает как индивидуальные, так и групповые встречи. Цель программы – создание условий для осознанного профессионально-образовательного выбора и формирования индивидуального маршрута, а также личностного развития старшеклассника. Особенностью этого года стала поездка ребят на образовательный интенсив «Соседство» в г. Томск и фестиваль свободного проектирования в г. Чайковский. Благодаря включению этих новых форматов в программу изменился подход к организации занятий в целом. Индивидуальными встречами с наставником воспользовались несколько человек, другие предпочли групповые встречи. За счёт этого собственно и образовательные маршруты получились очень индивидуальными, как и образовательные результаты.
Всё это, безусловно, заставляет думать над новыми форматами организации деятельности с подростками в рамках дополнительного образования. Как известно, формальных требований и здесь хватает. Важно сохранить ценности индивидуализации и тьюторства.
Валентина Лашова