Понедельник
20 ИюлГолос сообщества Березовского муниципального округа Пермского края
#Нашиголоса
#ПермскийкрайБерезовскийокруг
С 1 ноября 2019 по 31 декабря 2020 года в нескольких субъектах РФ реализуется проект «”Наши голоса”. Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества», с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Заявка №: 19-2-018839.
Команда Березовского муниципального округа Пермского края, в которую входят тьюторы, кураторы, наставники, наставляемые и проявляющие интерес к наставничеству, присоединилась к реализации проекта во втором семестре, стартовавшего в апреле. За это время территориальной группой было организовано 7 практических встреч разной направленности в разных форматах. Стартовали с фокус – группы в онлайн (условия пандемии), на которой обсуждали «Каким быть детско-взрослому сообществу в территории?». Её участниками стали 9 человек, в числе которых были наставник, тьюторы, куратор программы краткосрочного наставничества «Моё будущее», 2 подростка с опытом волонтёрской деятельности и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками и ребятами младше и старше себя в разных программах, образовательных мероприятиях, общественных событиях. К участию также были приглашены взрослые, имеющие богатый опыт организации и проведения детско-взрослых событий и проектов. В качестве гостя в работе фокус – группы приняла участие Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, лидер инноваций в образовании-2017, полуфиналист конкурса «Лидеры России» -2020, член Европейского совета по коучингу и наставничеству (EMCC), генеральный директор АНО «Центр методической поддержки наставничества “Мое будущее”», руководитель Международной школы практической педагогики. В ходе обсуждения появилась идея о взаимодействии сообщества участников программы «Моё будущее» с участниками Российского движения школьников. Вообще идея объединения разного и разных видится как главный ресурс развития любого сообщества. Следующим шагом стало проведение онлайн – конкурса «Креатив-бой», где участникам, школьникам с 5 по 8 класс всех школ муниципального округа было предложено порешать открытые задачи социальной направленности, но для этого им предстояло самостоятельно сформировать команду из 3-4 человек, распределить роли, а ответы выложить в открытой группе ВК. Сумели это сделать 39 ребят, объединившись в 8 команд. Идеи отличались и оригинальностью, и практичностью, и новизной подхода. После знакомства с материалами международного проекта «Голос детей», представленного Е.Лукшей на очередном вебинаре (именно так проходит обучение территориальных групп), появилась идея «Клуба 12+» для подростков во время организованного летнего отдыха. Считаем, что, положив в основу деятельности с подростками практики и форматы проявления позиции и самоорганизации, предложенные Е.Лукшей, позволят взрослым быть интересными молодёжи, строить эффективную коммуникацю, гармонизируют межпоколенческие связи. Пока это только гипотеза, из-за эпидемиологической ситуации организация отдыха в таком формате станет возможной в августе. Но, не теряя времени, активные участники территориальной группы, встретились малым составом на свежем воздухе, потом правда, из-за жары пришлось перейти в большую аудиторию, чтобы обсудить новый инструмент развития детско-взрослого сообщества – «Клуб выпускников программ социального наставничества». В этом году в муниципалитете была реализована программа краткосрочного наставничества «Моё будущее»: 12 подростков встречались в течение полугода с 11 наставниками. Правда, пандемия не всем парам позволила получить запланированные результаты (5и 6 встреча проводились в дистанте, а всем хотелось личной встречи), все же степень удовлетворённости высокая. Об этом говорят результаты анкетирования. К сожалению, пока сами выпускники не видят или не осознают ресурсности для своего развития в таком формате как «Клуб выпускников», быть может, это дело времени. В ходе обсуждения появились интересные инициативы, например, организовать виртуальную площадку, пригласить на встречу выпускников программы, а они уже и выпускники школы, с потенциальными участниками нового цикла программы. Тем более, что в своих анкетах наставляемые, отвечая на вопрос, рекомендовали ли вы бы сверстникам принять участие в программе, все написали «ДА». Мы, взрослые участники сообщества «Наши голоса», очень надеемся, что подростки и молодёжь будут всё активнее включаться в совместные мероприятия. Впереди ещё очень много интересного – следующий триместр называется «Лидерство». Думаем, самое время реализовывать идеи, которые появились в этом триместре «Самоорганизации». Цели и задачи проекта амбициозные. Судите сами.
Источник – сайт «Моё будущее» https://моебудущее.рф/nashigolosa
Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер, предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:
Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в том числе по модели “ребенок-ребенку”).
Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).
Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-“локомотивы”, готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).
Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.
Проект реализуется на основе методологии:
индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, профессором, доктором педагогических наук Т.М.Ковалевой);
теория человеческого капитала;
стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик);
методология PDCA (“цикл Деминга”, включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).
Предложена форма “школы”:
3 триместра: “Самореализация”, “Самоорганизация”, “Лидерство” (согласно задачам 1-3), каждый со своим куратором – специалистом международного уровня.
Задача 4 сквозная, решается по итогам каждого триместра.
Оценка результатов проекта проводится по показателям в категориях: процессуальные и результирующие; фактологические (например, сведения о партнерах программы и территории), количественные и качественные.
Валентина Лашова, муниципальный координатор, руководитель проекта, ФЭ в сфере тьюторства и индивидуализации МТА