Четверг
30 АпрФокус-группа он-лайн
29 апреля в режиме он-лайн состоялась фокус – группа «Каким быть детско-взрослому сообществу в территории?». Её участниками стали 9 человек, в числе которых были наставник, тьюторы, куратор программы краткосрочного наставничества «Моё будущее», 2 подростка с опытом волонтёрской деятельности и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками и ребятами младше и старше себя в разных программах, образовательных мероприятиях, общественных событиях. К участию также были приглашены взрослые, имеющие богатый опыт организации и проведения детско-взрослых событий и проектов. Вела встречу Валентина Афанасьевна Лашова, муниципальный координатор и тьютор программы «Моё будущее», а также руководитель одноименного проекта в муниципалитете. В качестве гостя в работе фокус – группы приняла участие Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, лидер инноваций в образовании-2017, полуфиналист конкурса «Лидеры России»-2020, член Европейского совета по коучингу и наставничеству (EMCC), генеральный директор АНО «Центр методической поддержки наставничества “Мое будущее”», руководитель Международной школы практической педагогики. Прежде чем приступить к обсуждению вопроса, вынесенного в название встречи, участники познакомились с кратким анализом реализации проекта «Моё будущее», который стартовал в начале октября прошлого года. Даже условия самоизоляции не остановили индивидуальную работу наставников и подростков, тематические встречи продолжились только, конечно, в другом формате. Каждая пара решала самостоятельно, каким образом состоится «встреча». Большинство воспользовались месенждерами социальных сетей, кто-то вступил в переписку по электронной почте, кто-то общался с помощью видео – звонка. Таким образом, все 11 пар выполнят программу 6 индивидуальных встреч. Пока сохраняется надежда на проведение церемонии закрытия в очном формате, всё же обсуждаются и варианты «удалёнки», как это принято сейчас говорить. Что сегодня говорят подростки? Как оценивают свое участие в программе? Совсем скоро мы узнаем общую оценку, так как каждый из участников заполнит итоговую анкету. А пока приведём отзывы, которые высказывали ребята сразу после встреч с наставниками: «Темы очень интересные и полезные. Есть возможность определиться в выборе профессии и больше узнать о профессиях. Составляла распорядок своего дня, где указывала не только режимные моменты, но и время на разные виды деятельности. На каждой встрече меня удивляет наставник своей грамотностью. Прямо на занятии было выделено время и съездили с наставником в исторический музей с. Березовка; сходили в архивный отдел, где я познакомилась с будущей профессией. Стала чаще задумываться о будущей профессии. Мне приятно, что мне хотят помочь. В школе стала меньше пропускать уроки. Поняла, как себя организовывать во времени; как можно себе облегчить жизнь. Я стала более открытой и уверенной в общении с наставником, также я стала больше высказывать своё мнение. Я стала более серьезной, взрослее и ответственной. Будущая профессия важная, т. к. может повлиять на меня. Нужно быть ответственной, заняться сейчас учебой, чтобы закончить школу. Написал/нарисовала план построения своего будущего в профессиональном определении. Стал разговаривать адекватно с конкретными людьми». Взрослые тоже после каждой встречи проводили обсуждение, думали, как учесть интересы и запросы каждого подростка, фиксировали свои наблюдения. Кураторы отмечают, что подросткам импонирует общение с наставником, его стиль, встречи на его рабочем месте; восхищает начитанность, приветливость, внимательность, пунктуальность, обязательность, мягкость, отзывчивость, открытость и доверие наставников. Заинтересованность подростка своим участием в проекте оценивают от 7 до 10 баллов (10-ти бальная шкала). Наставники, в свою очередь, отмечают как важное для себя: доверие подростков, взаимное обогащение в результате общения, расценивают участие в программе как импульс к саморазвитию, чувствуют высокую ответственность, благодарность за возможность быть полезным подрастающему поколению. Переходным мостиком от аналитического вступления модератора встречи к обсуждению стал вопрос к участникам: можем ли мы по итогам проекта говорить о себе как о сообществе? Если да, то почему? Нет? Тоже почему? Пришли к заключению, что сообщество складывается, появился опыт, который требует своего развития. А вот, чтобы обсуждать следующие вопросы: кому и зачем детско-взрослое сообщество нужно? Важно? Ценно? Как расширить сообщество? Кто управляет сообществом?, модератор предоставила слово М.Ю. Чередилиной, которая коротко рассказала о новом проекте «Наши голоса». Проект реализуется в 14 субъектах с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов и направлен на формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации). Качественными результатами проекта станут: объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий “индекс счастья” лиц в ТЖС; более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.); развитие межрегионального сотрудничества; развитие межсекторного партнерства в территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, образование, наука, добровольчество). В реализации проекта важна концепция: «Наше будущее больше, чем наше прошлое!» Проект методологически и методически обустроен, предполагает обучение участников территориальной группы, которая становится содержательным лидером на месте для формирования и развития детско-взрослого сообщества. Кто может стать участником такого сообщества? Это могут быть подростки, молодые люди до 35 лет, наставники, тьюторы, волонтёры, образовательные организации, организации социального обслуживания населения; местные власти, органы муниципального управления; предприятия производственной сферы и сферы услуг, нуждающиеся в молодых кадрах. Что они могут сделать вместе? Организовать и провести открытую лабораторию по проектированию будущего. Заняться развитие проектной деятельности участников программ, организацией предпрофессиональных, профессиональных и личностных проб. Освоить наставничество по модели “ребенок – ребенку”, эстафетного и многоуровневого наставничества. Стать организаторами образовательных событий, образовательных путешествий. Наконец, освоить специализированные мобильные приложения как инструменты саморазвития. Правда же, это интересно? Тем более, что в нашем муниципалитете есть успешный опыт деятельности разных детско-взрослых сообществ. Неслучайно в ходе дальнейшего обсуждения появилась идея о взаимодействии сообщества участников программы «Моё будущее» с участниками Российского движения школьников. Вообще идея объединения разного и разных видится как главный ресурс развития любого сообщества. Работа фокус-группы закончилась тем, что каждому из участников было предложено озвучить своё решение о работе в составе территориальной группы. Кто-то дал ответ сразу, а кто-то решил ещё подумать, так как чувствует большую ответственность. Но концепт, что «наше будущее больше, чем наше прошлое!» привлекает всех.
Валентина Лашова, муниципальный координатор и тьютор программы “Моё будущее”