Среда
6 НояДетско-взрослый конкурс «Non-fiction proСЕБЯ» как образовательная ситуация
31 октября – 2 ноября 2019 года методистами МБОУ ДПО «Березовский информационно-методический центр» при поддержке ГАУ ДПО Института развития образования Пермского края в лице Ольги Сергеевны Таизовой проведен краевой детско-взрослый конкурс «Non–fiction proСЕБЯ».
Участниками конкурса (всего 42 человека) стали педагоги и учащиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций г. Лысьва, п. Кишерть и Березовского муниципального округа. В рамках конкурса проведены испытания на проверку метапредметных и предметных результатов: просмотровое чтение и умение обосновать личный интерес к тексту, умение аннотировать текст, умение выразить и обосновать собственное мнение (собственный интерес) в жанре нон-фикшн.
Какие основания считать этот конкурс образовательной ситуацией? Конкурс состоялся в формате образовательного интенсива. В качестве культурно-предметных образцов участникам предлагались тексты из сборников, книг таких авторов как Питер Вольт «30 самых лучших техник для исполнения любого желания», «Записки на айфонах» Александра Цыпкина, Александра Маленкова и Александра Снегирёва, Георгий Данелия «Безбилетный пассажир», Бо Лотто «Преломление. Наука видеть иначе», «Книга, которую читают все» Бернара Вербера, «Писать легко: как сочинять тексты, не дожидаясь вдохновения» Ольги Соломатиной, «Учись видеть. Уроки творческих взлетов» Марины Москвиной. После краткого знакомства участникам предлагалось выбрать одну из них, для того чтобы потом в составе группы презентировать её всем собравшимся. После ярких и эмоциональных выступлений групп, предлагалось сделать выбор фрагмента (главы, небольшой части) для подготовки индивидуальной аннотации в формате стендового доклада. Причём, критерии оценивания разрабатывались и обсуждались всеми участниками до момента начала доклада. Со всеми возникающими вопросами можно было обратиться к экспертам, которыми являлись педагоги и учащиеся, имеющие опыт участия в конкурсе. Конкурс проводится второй год подряд, и такие были как среди взрослых, так и среди учащихся. После того, как каждый участник зафиксировал свой интерес, он приступил к серии пробных действий, в результате которых создал свой текст в стиле нон-фикшн. В качестве образовательных ресурсов учащимся предлагались 2 линейки мастер-классов по содержанию и использованию средств выразительности. Кроме того, для обсуждения идеи, замысла, первой редакции текста организовывались и специально обустраивались разные коммуникативные форматы, которые носили индивидуальный и групповой характер. На мой взгляд, кульминационной точкой конкурса стала экспертная оценка текстов по критериям, которые опять же обсуждались и вырабатывались совместно. Важно, что на этом этапе авторство оставалось скрытым. Из авторской позиции и дети, и взрослые «перешли» в экспертную, оценивая каждый текст по критериям «логос» и «патос». Всё это действо сопровождалось рефлексией в различных формах, что позволяло участникам осмысливать свой опыт, свой прирост, способы деятельности, новые возможности. Главное, что каждый написанный текст носил глубоко личностный характер, в котором ставились или обсуждались вопросы, которые волнуют, побуждают к размышлению, поиску ответа на свой вопрос, нередко своего дальнейшего пути. Основанием для утверждения, что задуманное мероприятие стало образовательной ситуацией, событием служат рефлексивные эссе участников конкурса, в которых они делятся пережитыми эмоциями, чувствами, открытиями, сделанными в эти дни в себе и других.
Валентина Лашова, тьютор, федеральный эксперт МТА в сфере тьюторства и индивидуализации