Детско-взрослый конкурс «Non-fiction proСЕБЯ» как образовательная ситуация
 /  Сельская школа / Детско-взрослый конкурс «Non-fiction proСЕБЯ» как образовательная ситуация

Детско-взрослый конкурс «Non-fiction proСЕБЯ» как образовательная ситуация

31 октября – 2 ноября 2019 года  методистами МБОУ ДПО «Березовский информационно-методический центр» при поддержке ГАУ ДПО Института развития образования Пермского края в лице Ольги Сергеевны Таизовой проведен  краевой детско-взрослый конкурс «Nonfiction proСЕБЯ».

Участниками конкурса (всего 42 человека) стали педагоги и учащиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций г. Лысьва, п. Кишерть и Березовского муниципального округа. В рамках конкурса проведены испытания на проверку метапредметных и предметных результатов: просмотровое чтение и умение обосновать личный интерес к тексту, умение аннотировать текст, умение выразить и обосновать собственное мнение (собственный интерес) в жанре нон-фикшн.

Какие основания считать этот конкурс образовательной ситуацией?  Конкурс состоялся в формате образовательного интенсива.  В качестве культурно-предметных образцов участникам предлагались тексты из сборников, книг таких авторов как Питер Вольт «30 самых лучших техник для исполнения любого желания»,  «Записки на айфонах» Александра Цыпкина,  Александра Маленкова и  Александра Снегирёва, Георгий Данелия «Безбилетный пассажир», Бо Лотто «Преломление. Наука видеть иначе»,  «Книга, которую читают все» Бернара Вербера, «Писать легко: как сочинять тексты, не дожидаясь вдохновения» Ольги Соломатиной, «Учись видеть. Уроки творческих взлетов» Марины Москвиной. После краткого знакомства участникам предлагалось выбрать одну из них,  для  того чтобы потом в составе группы презентировать её всем собравшимся.  После  ярких и эмоциональных выступлений групп, предлагалось сделать выбор фрагмента (главы, небольшой части) для подготовки индивидуальной аннотации в формате стендового доклада. Причём, критерии оценивания разрабатывались и обсуждались всеми участниками до момента начала доклада. Со всеми возникающими вопросами можно было обратиться к экспертам, которыми являлись педагоги и учащиеся, имеющие опыт участия в конкурсе. Конкурс проводится второй год подряд, и такие были как среди взрослых, так и среди учащихся. После того, как каждый участник зафиксировал свой интерес, он приступил к серии пробных действий, в результате которых создал свой текст в стиле нон-фикшн. В качестве образовательных ресурсов учащимся предлагались 2 линейки мастер-классов по содержанию и использованию средств выразительности. Кроме того, для обсуждения идеи, замысла, первой редакции текста организовывались и специально обустраивались разные коммуникативные форматы, которые носили индивидуальный и групповой характер. На мой взгляд, кульминационной точкой конкурса стала экспертная оценка текстов по критериям, которые опять же обсуждались и вырабатывались совместно. Важно, что на этом этапе авторство оставалось скрытым. Из авторской позиции и дети, и взрослые «перешли» в  экспертную, оценивая каждый текст по критериям «логос» и «патос». Всё это действо сопровождалось рефлексией в различных формах, что позволяло участникам осмысливать свой опыт, свой прирост, способы деятельности, новые возможности. Главное, что каждый написанный текст носил глубоко личностный характер, в котором ставились или обсуждались  вопросы, которые волнуют, побуждают к размышлению, поиску ответа на свой вопрос, нередко своего дальнейшего пути. Основанием для утверждения, что задуманное мероприятие стало образовательной ситуацией, событием служат рефлексивные эссе участников конкурса, в которых они делятся пережитыми эмоциями, чувствами, открытиями, сделанными в эти дни в себе и других.

Валентина Лашова, тьютор, федеральный эксперт МТА в сфере тьюторства и индивидуализации

Координатор страницы Сельской школы

Лашова Валентина Афанасьевна

Лашова Валентина Афанасьевна

vlashova@ya.ru

Образование:

  • ПГПИ, 1984

Место работы:

  • директор МБОУ ДПО “ Берёзовский информационно-методический центр” до 2020 г.
  • Педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Центр детского творчества" Берёзовского округа Пермского края

Профессиональные интересы:

  • Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе и дополнительном образовании.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости