«В каждом месте, где ты находишься, ты можешь делать добро…»
 /  Пенитенциарное образование / «В каждом месте, где ты находишься, ты можешь делать добро…»

«В каждом месте, где ты находишься, ты можешь делать добро…»

  • Информационно-познавательный проект «Дети над бездной» прошел в вечерней школе Ангарской воспитательной колонии с 12 по 19 октября. Он был посвящен 70-летию памяти Фридл Диккер-Брандейс -художницы,

    оставшейся до конца верной своему делу и заложившей основы современной арт-терапии во время занятий рисованием с детьми в концлагере.

  • В рамках проекта ребятам были предложены для просмотра фильмы “Мальчик в полосатой пижаме”, “Жизнь прекрасна” и “Пианист”. Для первого просмотра ребята выбрали фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Далеко не все поняли смысл фильма. Сложно оказалось поверить в реальность таких страшных вещей. Но сюжет многие хорошо запомнили и не раз потом обращались к его содержанию.

  • Следующим этапом проекта стал классный час, сочетающий в себе информационный блок и вариативную часть, состоящую из нескольких видов рефлексии по теме проекта. Учащийся 10-го класса Валерий Г. составил мультимедийную презентацию, в которой чередовались кадры фотохроники и репродукции рисунков детей из концлагеря Терезин. Классный час начался с беседы. Вместе с ребятами мы обсудили понятие «свобода». Выяснили, что философы определяют два вида свободы – «свобода для» и «свобода от». Человек может быть несвободен физически, но свободен духовно – для творчества, для любви, для саморазвития. На материале презентации рассмотрели практический пример того, как люди, находясь на краю бездны, сохраняли человеческое достоинство и занимались творчеством практически до последней минуты своей жизни. Информация произвела большое впечатление на всех. Слушали очень внимательно, задавали вопросы. Многие не могли поверить в то, что такое действительно могло происходить. С удивлением рассматривали фотографии маленьких узников с номерами на груди, изучали репродукции рисунков.

  • Во второй части мероприятия мы постарались в различных видах творческой деятельности выразить свое впечатление от увиденного и услышанного. Предлагались для выполнения разные варианты заданий. Каждый выбирал то, что ему ближе.

  • Можно было написать короткое письмо участникам тех событий – ушедшим или выжившим. Письма содержали призывы не терять надежду, веру в себя и в свои силы, слова поддержки. Один из авторов писем задал вопрос тем, кто выжил в концлагере – «Как вам удалось выжить там, в этом аду? Что помогало вам держаться?»

  • Другим заданием были копии рисунков детей из концлагеря Терезин. Можно было выбрать рисунок в цвете или графику. Для выполнения копии также были предложены различные материалы – цветные мелки, цветные карандаши, гуашь, акварель, цветная бумага. Ребята отнеслись к заданию очень ответственно. Рисовали увлеченно, каждый старался проникнуть во внутренний мир ребенка, понять, что он переживал, когда создавал свое произведение. В итоге почти все успели за короткое время полностью выполнить копию выбранного рисунка, как будто ощущали ответственность перед автором оригинала.

  • В то время, пока часть учащихся писала письма, а часть делала копии рисунков, оставшиеся выполняли упражнение из преподавательской практики Фридл Диккер-Брандейс. Задание называется «Графический диктант». Преподаватель называет предметы или объекты, в это время учащиеся должна быстро зарисовать их на одном листе, уловив при этом самую суть вещей – форму или содержание. Несмотря на то, что предметы назывались одни и те же, изображения у всех получились разные. Не задумываясь, каждый вложил в рисунок частичку себя.

  • Завершающим элементом мероприятия стала экспресс-рефлексия. Учащимся были предложены белые фигурки летящих птиц разной формы. На птице было предложено написать свои ассоциации со словом «свобода». Варианты получились, опять же, очень разные – «любовь», «семья, отец, дом», «жизнь», «вдохновение», «любовь, дети, жизнь», “счастье” и др.

  • Затем ребята посмотрели еще один фильм из предложенного списка. Итогом проекта стала папка с информацией о творчестве детей концлагеря Терезин, диск с презентацией и слайд-фильмом, репродукции рисунков детей из концлагеря Терезин и работы наших учащихся. 

  • Но самым неожиданным для ребят стало то, что наш проект получил продолжение. Два письма были отправлены одной из бывших маленьких узниц гетто Терезин – Михаль (Мауд) Беер из Тель Авива. И она прислала ответ, в котором описывала свою судьбу и говорила о том, какую роль сыграло в ее жизни опыт выживания, самообразования и саморазвития в условиях концлагеря. 

  • Все материалы проекта войдут в экспозицию Музея боевой славы, который находится в Ангарской воспитательной колонии.

Координатор страницы Пенитенциарного образования

Андреева Юлия Петровна

Андреева Юлия Петровна

uta.77@mail.ru

Образование:

  • Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого, преподаватель изобразительного искусства и черчения.

Место работы:

  • Эксперт Центра развития талантов Новгородского государственного университета

Профессиональные интересы:

  • Тьюторское сопровождение, смыслопоисковая деятельность, творчество, пенитенциарная педагогика, ресоциализация

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости