Тьюторское сопровождение трудных подростков
 /  Пенитенциарное образование / Тьюторское сопровождение трудных подростков
Тьюторское сопровождение трудных подростков

Тьюторское сопровождение трудных подростков

Тьюторское сопровождение, как педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направлена на выявление и развитие образовательных мотивов учащегося. В то же время трудные подростки, как известно, отличаются достаточно низким уровнем мотивации, что обусловлено, как правило, весьма негативным школьным опытом. Технологии тьюторского сопровождения позволяют сделать образовательный процесс более эффективным и личностно ориентированным. Поэтому решение о тьюторском сопровождении образовательного процесса было принято в вечерней школе Ангарской воспитательной колонии еще в 2012 году.

За это время практика прошла период становления и апробации. В 2014 году на Летнем университете тьюторства во Владивостоке она была сертифицирована как культурно-образовательная инициатива. Опытные эксперты дали ценные советы о том, как развивать практику индивидуализации, какие еще тьюторские технологии можно использовать. И вот в 2016 году, на Летнем университете тьюторства в Архангельске практика тьюторского сопровождения трудных подростков была сертифицирована уже как практика индивидуализации и тьюторского сопровождения.

Несмотря на то, что тьюторство начало развиваться в России сравнительно недавно, методы работы, похожие на тьюторское сопровождение, можно обнаружить в работе многих отечественных педагогов. Это касается, в том числе и сферы пенитенциарной педагогики.

Элементы тьюторского сопровождения можно обнаружить в описании экспериментов в работе с осужденными психологов и социологов. Так, например, в конце 90-х годов ХХ века в Шаховской колонии (Орловская область) социологи совместно с осужденными составляли карту социализации, в которую, кроме основных данных, заносились сведения о способностях сопровождаемого, а также совместно с осужденными составлялась предполагаемая программа ресоциализирующих действий, реализуемых, в том числе, и в образовательной деятельности. Необходимость комплексной помощи, предполагающей создание психолого-педагогических условий для формирования личности, ее социальной адаптации осознается давно. Однако в большинстве случаев такая помощь осуществляется директивно, в форме наставничества, а не сотрудничества. Опасность такого подхода отмечал в своих работах еще Мишель Фуко: «Со временем, однако, тюрьма преобразовала в сфере уголовно-правовой юстиции карательную процедуру в пенитенциарную технику. Но преступность рождается не на границах общества, и не путем целенаправленных изгнаний, а посредством все более плотных встраиваний, под все более неотступным надзором, благодаря накоплению внешних принуждений». (Мишель Фуко. «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Те же мысли высказывает в своем эссе «О свободе» английский философ Джон Милль: «Тому, кто позволяет миру выбрать для него план жизни, не нужно никаких способностей, креме обезьяньего подражания. Тот, кто выбрал план сам, использует все свои способности: наблюдательность, чтобы видеть: размышление, чтобы предвидеть; активность, чтобы собирать материал для решения; умение различать, чтобы решиться; а когда решился – твердость и самоконтроль, чтобы не изменить решению».DSC05067

Ресоциализация, как процесс возвращения в общество, таким образом, возможна при условии понимания личности воспитанника не как объекта исправления, а как субъекта собственного развития, нуждающегося в помощи при переосмыслении окружающего мира для формирования новой, соционормативной культуры. Именно тьюторское сопровождение, базируясь на субъект-субъектной позиции педагога и обучающегося, может вывести пенитенциарную педагогику на новый уровень развития.

Тьюторское сопровождение трудного подростка – такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого обучающийся совершает действие в соответствии с социальными нормами, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Тьюторские технологии это, прежде всего, работа с личным интересом (потребностью) обучающегося и перевод индивидуального интереса воспитанника в побуждение к конкретной конструктивной деятельности. Тьютор, работающий с трудными подростками, использует широкой спектр современных педагогических технологий: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио (достижений и личностного роста), развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д. Поскольку деятельность тьютора ориентирована, прежде всего, на личностное развитие подростка, используется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии — вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д. Однако ключевым инструментом тьютора является вопрос. Особенно эффективен этот инструмент в работе с трудными подростками, которые мыслить некоторыми стереотипами, навязанными им извне, привыкли выступа объектами в деятельности, выстроенной, возможно, правильно и грамотно, но по чужому плану.

full35171ccef0

Современная пенитенциарная педагогика находится в поиске эффективных современных средств воспитания и обучения несовершеннолетних осужденных. Необходимость поиска новых форм и методов организации и проведения работы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях неоднократно отмечалась, в том числе и на Международном пенитенциарном форуме «Преступление, наказание, исправление», который проходил с 5 по 6 декабря 2013 года на базе Академии ФСИН России в г.Рязань. Замысел принятой Правительством Российской Федерации в 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года заключался в том, чтобы не только поднять уровень развития пенитенциарной системы, но и видоизменить ее облик, переместив акцент с репрессивной составляющей уголовного наказания на защиту прав осужденных, их личностное развитие.

Возраст 14-18 лет – это сложный период, который характеризуется формированием собственного мнения, определением своего места в обществе. Подросток с делинквентным поведением противопоставляет себя обществу, не находя для себя места в нем. Единство социализации и индивидуализации при доминировании целей продуктивного образования и задач жизненного и профессионального самоопределения – основа совместной работы тьютора с обучающимся. Педагог на позиции тьютора, а не ментора – организатор самостоятельной деятельности учащихся по освоению содержания личностно значимого образовательного пространства и саморазвитию. Для делинквентного подростка чрезвычайно важно взаимодействие со значимыми взрослыми, способными оказать на него положительное влияние и мотивировать его на саморазвитие.

IMG 1380

Для того, чтобы было понятно, как это происходит в действительности, приведем пример, историю одного из тьюторнтов. Виталий К. (имя изменено) попал в колонию в достаточно юном возрасте, совершив преступление по одной из тяжелых статей. Соответственно, до наступления совершеннолетия он должен был находиться в колонии в течение нескольких лет. Это позволило выстроить с ним достаточно долговременную работу. Поначалу он пребывал в достаточно тяжелом, стрессовом состоянии. Был агрессивен, имел несколько дисциплинарных взысканий. К учебе относился отрицательно, имел низкую мотивацию, неадекватную, заниженную самооценку, и, в то же время, завышенный уровень притязаний. Плохо шел на контакт как со сверстниками, так и с педагогами. Работа с ним начиналась постепенно, ненавязчиво. Работа с тьюторантом возможна при условии заинтересованности самого обучающегося. А ее не было. Сначала был задействован главный инструмент тьютора – вопрос, провоцирующий тьюторанта на размышление. В различных ситуациях задавались ненавязчивые вопросы, ответить на которые Виталий должен был, прежде всего, себе самому. Постепенно он стал все больше задумываться о том, что происходит, что с ним будет дальше. Увидев, что со стороны окружающих нет осуждения, а есть только желание помочь, стал чаще выходить на контакт. В какой-то момент он осознал, что необходима работа над будущим. С этого дня началась наша совместная работа. В процессе тьюториала выяснилось, что у Виталия есть желание реализовать себя в юридической сфере. Оформив это как образовательную цель, он стал анализировать имеющиеся и необходимые ресурсы и выявлять образовательные дефициты. Оказалось, что в наличии из ресурсов только неплохое знание уголовного права. В процессе уголовного дела он очень много читал, и даже подсказывал своему адвокату. Вспомнив о том, как в целом проходил процесс, мы проанализировали, что еще необходимо адвокату. Оказалось, что умения выступать публично, иметь грамотную речь, соблюдать деловой стиль в поведении и внешнем виде, налаживать взаимодействия с различными людьми можно отнести к списку дефицитов. Это было то, что сам Виталий отнес к списку своих дефицитов. Он же отнес это к списку задач по достижению цели – стать юристом. Следующим шагом стало составление программы по восполнению этих дефицитов в образовательном пространстве вечерней школы в воспитательной колонии. И, как ни странно, ресурсов оказалось более чем достаточно. Совместно с учителем русского языка была составлена индивидуальная траектория повышения грамотности. Затем Виталий подготовил исследовательскую работу по обществознанию, защитил ее на школьной научно-практической конференции и был рекомендован для выезда на муниципальную конференцию. Опыт публичных выступлений оказался для него достаточно тяжелым. Тем не менее он достойно выступил на муниципальном уровне и занял призовое место. Для приобретения навыков учебного сотрудничества Виталий несколько раз возглавлял творческие группы для подготовки различных школьных мероприятий, а затем даже возглавил команду учащихся, занимавшихся ремонтом школы. Почувствовать себя в роли адвоката тьюторант смог участвуя в деловой игре «суд», где доказывал собравшимся, что его подзащитный достоин условно-досрочного освобождения. Все эти деятельностные пробы были шагами к достижению образовательной цели. Были достигнуты неплохие результаты – наладились отношения с педагогами и обучающимися, появились грамоты и дипломы за различные достижения, повысилась грамотность, улучшилась успеваемость. Но во время одного из рефлексивных тьюториалов, Виталий признался, что поставленная изначально цель уже не так привлекает его. Совершив ряд проб, он понял, что этот вид деятельности в реальности не совпадает с его представлениями. На основании этих выводов тьюторант принял образовательное решение, отказавшись от ранее поставленной цели. В то же время он признал, что работа по достижению поставленной цели значительно обогатила его личностный потенциал. Благодаря позитивному настрою и реализации в конструктивной деятельности, Виталий смог зарекомендовать себя с лучшей стороны, освободился условно-досрочно и нашел свое место в жизни. Навыки учебного сотрудничества, в котором он сумел достаточно успешно себя проявить, помогли ему найти хорошую работу и занять должность, связанную с управлением людьми. Не последнюю роль в этом сыграл и аттестат с хорошими оценками, который Виталий получил находясь в колонии. DSCN3940

Делинквентные подростки, попадая в колонию, получают возможность выстроить процесс своей ресоциализации с помощью ликвидации пробелов в образовании. Но не учеба является самоцелью в этом процессе. Известный педагог Александр Нилл, работавший в разными, в том числе и трудными, детьми, утверждал: «История показывает, что само по себе учение не так важно, как личность и характер». (Александр Нилл «Школа Самерхилл – воспитание свободой»). Эту же идею подтверждает и Мишель Фуко: «То, к чему он должен стремиться, – это не некоторое знание, которое займет место его незнания. То, к чему он должен стремиться, это некий статус субъекта, которого у него никогда в жизни не было». Мишель Фуко. «Герменевтика субъекта». Главным в этом процессе является самоопределение и самореализация в образовательном пространстве как средство развития экзистенциальной сферы.

Таким образом, возникает некий парадокс – попадая в условия ограничения внешней свободы, подросток сталкивается с понятием позитивной свободы как возможности и наличия ресурсов для реализации своего собственного потенциала (Исайя Берлин). Это подтверждается еще одним постулатом тьюторской идеологии, который заключается в том, что «каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный обучающий эффект, если его использовать соответствующим образом».

 

Координатор страницы Пенитенциарного образования

Андреева Юлия Петровна

Андреева Юлия Петровна

uta.77@mail.ru

Образование:

  • Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого, преподаватель изобразительного искусства и черчения.

Место работы:

  • Эксперт Центра развития талантов Новгородского государственного университета

Профессиональные интересы:

  • Тьюторское сопровождение, смыслопоисковая деятельность, творчество, пенитенциарная педагогика, ресоциализация

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости