Итоги Летней проектной школы-2015. Мега-проект «Кидбург – город для детей»
 /  Открытое образование / Итоги Летней проектной школы-2015. Мега-проект «Кидбург – город для детей»

Итоги Летней проектной школы-2015. Мега-проект «Кидбург – город для детей»

Итоги Летней проектной школы-2015

Мега-проект «Кидбург – город для детей»

М.В.Тюмина,

 

директор Центра информационно-коммуникационных технологий,

г. Чайковский Пермский край

руководитель Регионального центра развития тьюторских практик (Пермский край)

федеральный эксперт МТА

Летняя проектная школа состоялась с 23 по 27 июня на базе детского оздоровительного лагеря «Огонёк» в Чайковском муниципальном районе (Пермский край).

Участниками школы стали 40 детей (в возрасте 12-14 лет) и 14 взрослых (педагоги разных образовательных учреждений Чайковского муниципалитета).

Основная цель проектной школы – приобретение участниками осмысленного (отрефлексированного) опыта деятельностного самоопределения через проектирование разных сторон и аспектов жизни в лагере, была реализована благодаря созданному открытому поликультурному образовательному пространству. Поликультурность была обеспечена тем, что в модель проектной школы органично были заложены различные педагогические культуры. К их числу относятся: система коллективного взаимообучения (содиалог А.Г. Ривина), методика коллективной творческой деятельности (КТД – педагогика общей заботы И.П.Иванова), лабораторная система обучения (Дальтон-план Е.Паркхерст), проектная система обучения, педагогическая система Марии Монтессори, система тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева), народная традиция (К.П.Захаров). Существенно то, что носители норм названных педагогических культур – участники Летней проектной школы (ЛПШ). Впервые в модель проектной школы была заложена идея проведения профессиональных проб как особого ресурса профориентации с высокой эмоциональной включенностью. Реализация этой идеи была обеспечена коллективно-смоделированными вводными тьюториалами и правилами проведения профпробы, взятыми из опыта тьюторского лагеря «Вперёд, в будущее!» (В.Р.Имакаев).

С первых часов пребывания в ЛПШ дети и взрослые договорились о нормах совместной жизнедеятельности, в частности, о нормах безопасности, общежития, коммуникаций и образовательных нормах. Согласования происходило в интерактивном режиме таким образом, что норма не только провозглашалась, но и присваивалась участниками.

Ресурсы всей ЛПШ были для ребят открытыми и доступными с самого начала, хотя обсуждение этих ресурсов для выстраивания ИОМ было недостаточно эффективным. Анализ рефлексивных текстов ребят (по итогам ЛПШ) показал, что это связано с отсутствием личностных целевых установок участниками лагеря. Вместе с тем, следует отметить, что самоопределение в целях происходило. Например, самоопределиться в посещении мастер-классов ребята смогли (было 18 мастер-классов, а выбрать можно было только 3). И на вводном тьюториале они не только выстроили свой маршрут посещения мастер-классов, но и обосновали свой выбор. К концу третьего дня, когда появилась необходимость определения темы своего участия в мега-проекте, большинство ребят восприняли предлагаемые ресурсы и стали их использовать. Появились заявки на профпробы, на индивидуальные и групповые проекты, на участие в балльно-рейтинговой системе (БРС).

В ходе проектной школы было заявлено для реализации 17 проектных идей, которые прошли через согласование в проектном офисе и были в основном реализованы детьми до начала мега-проекта. Тематика проектов различна, но в основном связана с досуговой деятельностью (спорт, танцы, рукоделие, игры). Результаты реализации проектов обсуждались с тьюторами и оформлялись детьми в небольшие рефлексивные тексты.

Освоение проектной деятельности также происходило через заявку на участие в мега-проекте – каждый офис – отдельный проект. Всего заявлено было 14 тем для офисов. Каждая тема разворачивалась в отдельный проект. Важным этапом в доработке проектов была организованная взаимо-экспертиза проектных замыслов. В ходе взаимо-экспертизы ребята задавали друг другу вопросы, выявляющие слабые места проекта и позволяющие улучшить его. Некоторые проекты офисов видоизменялись, а один проект был не принят. Автору предложено было изменить деятельность и через некоторое время на общем сборе его слушали снова и приняли.

В ЛПШ-2015 сохранилось деление на отряды, хотя названия отрядов изменились. Не стало «основного» отряда, который раньше выполнял задачу подготовки и реализации основного дела дня. Это принципиальное изменение, поскольку основные дела ЛПШ реализовывались через детские инициативы, оформленные в проекты.

Все участники лагеря были разделены на 5 отрядов. Принцип деления – выбор ребят, но с некоторыми ограничениями. В отряде должно быть не менее трёх юношей, не более 2 взрослых и не более 3 человек из одного ОУ. Каждый отряд выбрал себе название и учредил свой отличительный знак. В результате появились следующие отряды: «Созвездие», «Беззаботные», «Кока-кола», «Фанта» и «КИТы». Сохранилось и чередование творческих поручений между отрядами: «Хобр» (хозяйственный отряд быстрого реагирования), «Сюрприз», «СВВ» (солнце воздух и вода), «Пресса», «Фото».

Во главе каждого отряда стоял выбранный ребятами командир. Помимо ЧТП отряды взяли на себя ответственность за подведение итогов дня и отрядную рефлексию. Это была их инициатива, поддержанная руководителями лагеря, хотя в базовой модели предполагалась только общая и индивидуальная рефлексия (а не групповая).

Основным источником трудностей для ребят была ситуация неопределенности, заложенная в модели ЛПШ. Ребята могли работать индивидуально, и в паре, группой и отрядом. Они могли проявлять инициативы по реализации своих проектных идей, заявляться на профпробы, предлагать свои идеи в мега-проект, участвовать в БРС, выбирать мастер-классы для посещения. В таком, непривычно избыточном пространстве, часть детей испытывала дискомфорт, поскольку привычная для учащегося основной школы ситуация – это линейное расписание в школе и готовые, предложенные взрослыми решения. Но именно это, в конечном итоге, больше всего было оценено ребятами в рефлексивных эссе. Ценность выбора в ситуации неопределенности, преодоление страха, непонимания, кажущегося хаоса, отметили большинство ребят. Во многих эссе они пишут о том, что получили огромное удовольствие и радость от того, что сделали САМИ. Безусловно, важную роль в поддержке инициатив и самостоятельности ребят, сыграли взрослые, которые осваивали новую педагогическую позицию – тьютор. (Во многих эссе ребята об этом пишут, как о значимом для них опыте). В этой позиции, главное, не подменять самостоятельный выбор ребенка своим, не подавлять, а поддерживать его инициативы, не подсказывать свои варианты решений в ситуации затруднений, а выдерживать паузу для проявления детского решения. С этой задачей взрослые справились благодаря тому, что в модель ЛПШ была заложена специальная коллективная (для взрослых) работа по моделированию тьюторского сопровождения.

Заложенная в модель динамика изменений позиций взрослых и детей была реализована. 1 день – Взрослые – инициаторы разнообразных дел. 2 день –Взрослые поддерживают инициативы детей. 3 день – Детские инициативы – основа жизнедеятельности лагеря. 4 день – Самостоятельная деятельность детей – основа реализации мега-проекта. 5 день – Индивидуальная рефлексия – показатель качества работы лагеря.

Последний день ЛПШ – рефлексивно-прогностический. В этот день ребята и взрослые в ходе дебатов обсуждали главную идею проектной школы – Кидбург и возможность ее реализации в условиях города Чайковского. Три команды (две детских и одна взрослых) аргументированно доказывали свою точку зрения и задавали друг другу вопросы. В итоге родился текст, которые может быть предъявлен общественности. В нем названы 17 аргументов в пользу Кидбурга и 7 рисков, которые необходимо учесть при реализации данного проекта. Следует отметить, что детская команда, занявшая первое место в дебатах, была, действительно, лучшей, и проявила способность к аргументации, как важное метапредметное умение для основной школы.

Традиционные для летней проектной школы, рефлексивные эссе ребята писали без заданной темы. В результате, часть эссе имеет названия, часть нет. Анонимность была предложена как вариант, которым воспользовалось большинство ребят. Важно, что в текстах эссе ребята повторяли то, что накануне озвучивали при коллективном подведении итогов ЛПШ.

В частности:

1.ЛПШ стало образовательным событием для всех участников.

2.Идея Кидбурга, как мега-проекта всей ЛПШ была принята как интересная, личностно значимая и перспективная.

3.Ребята, прошедшие профпробы, отмечают их как особо значимую деятельность.

4.Проявленная самостоятельность и сделанный выбор отмечается ребятами как важный опыт, приобретённый в ЛПШ.

5.Ребята поняли и оценили другую (тьюторскую) позицию взрослых.

6.Дружба, отзывчивость, доброжелательность отмечены ребятами как основные характеристики людей ЛПШ (ребят и взрослых).

7.Подавляющее большинство ребят хотят приехать в ЛПШ снова.

 

Таким образом, основная цель и ключевые задачи, поставленные авторами модели ЛПШ-15 были в основном реализованы.

Координатор страницы Открытого образования

Вылегжанина Инна Александровна

Vinna-A@mail.ru

Место работы:

  • Средняя общеобразоваетльная школа № 8 г. Чайковский, Пермский край, учитель истории и обществознания, заместитель директора по научно – методической работе. Член правления регионального центра развития тьюторских практик (Пермский край), региональный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства

Профессиональные интересы:

  • Проектирование образовательного пространства и реализация принципа индивидуализации в различных аспектах в условиях средней общеобразовательной школы. Сопровождение педагогов при переходе к новой парадигме образования. Работа с текстом (медиатекстом) как способ самоидентификации человека. Экспертная деятельность в сфере образования.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости