ТЬЮТОР: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ
 /  Инклюзивное образование / ТЬЮТОР: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

ТЬЮТОР: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Статья 5 наших коллег из Чувашии.

М.А.Аржанцева, тьютор

МБДОУ «Детский сад № 164» г.Чебоксары

Статья подготовлена в процессе реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей, издана в третьем номере журнала «Народная школа» Минобразования Чувашии.

Эта история началась пять лет назад, когда в детском саду появился самый обыкновенный мальчик с очень необычной судьбой. Прежде, чем Кирилла родители полностью доверили тьютору, педагогу, который должен был сопровождать ребенка во время пребывания в детском саду, два месяца с ним рядом находилась мама. Все это время она помогала тьютору наладить контакт с ребенком, рассказывала об особенностях его характера, о возможностях реальных и, конечно же, трудностях, которых у нашего воспитанника было гораздо больше, чем у любого взрослого с его многочисленными проблемами. Ведь у Кирюши, так зовут нашего воспитанника, с рождения нет рук, и он никак не мог обходиться без посторонней помощи и опеки. Именно этот факт и обусловил появление тьютора в его жизни.

При поступлении ребенка в детский сад перед нами встал ряд вопросов, на которые мы не сразу нашли ответы:

– не все родители сверстников Кирилла приняли его;

– у педагогов возник страх перед тем, как организовать совместное пребывание ребенка с ОВЗ с нормотипичными детьми, смогут ли дети общаться друг с другом?

– как будет проходить взаимодействие педагога с ребенком с ОВЗ?

-сможет ли ребенок полноценно осваивать содержание образовательной программы?

– как сделать так, чтобы он не «отставал» от других детей и чувствовал себя на равных с ними?

Нужно было организовать его пребывание в детском саду так, чтобы он принимал пищу, занимался, играл вместе с ними. Кроме того, очень длительно и тяжело протекала адаптация ребенка, привыкшего все свое время находиться рядом с мамой.

Тьютор призван создать такие условия, чтобы ребенок с ограниченными возможностями смог осваивать тот материал, который дается в детском саду, адаптировать его и находить пути расширения ограничений. Мы выявили, имеются ли сопутствующие проблемы для того, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут и составить адаптированную образовательную программу.

Ребенок с аплазией верхних конечностей нуждается в поддержке, причем постоянной, в любую минуту ему может потребоваться помощь. Причем это касается не только вопроса обслуживания, но и педагогической поддержки: часто бывает так, что теряются как воспитатели, так и специалисты, и родители. На это и существует тьютор как педагог, который сопровождает процесс развития ребенка, помогая подопечному выстраивать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию. Конечно, в самом начале нашего общения с Кириллом в большинстве случаев мне, как тьютору, приходилось принимать какие-то решения интуитивно, спонтанно, исходя из конкретной ситуации, степени развития и его индивидуальных возможностей. Катастрофически не хватало знаний. Сейчас я являюсь участником республиканского проекта «Тьютор для особых детей», и уже совместно со своими коллегами продолжаю осваивать секреты тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии. А в самом начале моего тьюторского пути было очень сложно. Но удалось пройти курсы повышения квалификации в трех педагогических учебных заведениях нашего города и дистанционно познакомиться с основами тьюторства в Волгоградской гуманитарной академии. Были изучены нормативные документы, опыт социализации людей, испытывающими похожие трудности, так как нет аналога работы с такими детьми в детском саду.

Моей главной задачей стала успешная социализация ребенка, поддержка самостоятельности Кирилла, научение его жить так, чтобы ни он, ни окружающие не замечали его дефекта. Так и случилось, позже сами сверстники рассказывали о том, что они не видят разницы между собой и их другом Кириллом.

Поэтому работа началась с вовлечения ребенка в совместную игру, в разнообразную деятельность вместе с ребятами. Игрушки и пособия приобретались из высококачественного материала с целью удобства пользования ими и возможностью санитарной обработки. Организовывали пространство так, чтобы Кириллу было удобно брать игрушки, манипулировать ими. Для удобства приема пищи, развития культурно-гигиенических навыков, практических занятий, нами были приобретены кресла, которые регулируются, для того, чтобы положение тела находилось на необходимом уровне. Так как ребенок все выполняет ногами, соответственно, передвигается по полу босым, и большую часть времени проводит на полу, то постелили ковры, стали отапливать полы. Так, постепенно и дети, незаметно для себя, подстроились под эти условия и, естественно, в унисон стали перемещаться с ним, помогая ему во всем.

Кроме того, в детском саду работает целая команда профессионалов – специалистов, помогавших Кириллу в реализации его индивидуального образовательного маршрута. Огромную работу проделали учителя-логопеды, педагог-психолог, включались

инструктор по физкультуре, музыканты и воспитатели. Конечно же, вся работа велась с учетом потенциальных возможностей ребенка.

Важным условием принятия ребенком программы является желание и интерес самого ребенка, потому что только тогда происходит полноценное развитие ребенка, полноценное проживание детства, поэтому мне, как тьютору, периодически приходилось и приходится проявлять педагогическую чуткость и такт, ежеминутно подмечая по его взглядам, жестам, движениям малейшие изменения в настроении, появление новых потребностей. Иначе что-то ребенок не дополучит, не успеет, не удовлетворит свои желания, а это значит, что окажется ущемленным.

Но, понятно, что у него не все получалось так быстро, как у других детей, особенно в продуктивных видах деятельности, поэтому мы задались целью создать для него ситуацию успеха, то есть организовать такую деятельность, совместную с детьми, в которой бы он чувствовал бы себя на равных с ними, так, чтобы и дети испытали, как трудно что-либо выполнять, не прибегая к помощи рук.

Так мы пришли к тому, что стали с детьми использовать нетрадиционную технику рисования ногами. Перед нами открылось широкое поле деятельности. Проводя разминку, мы прибегли к здоровьесберегающим технологиям Су-Джок, стопотерапии, нетрадиционным упражнениям для развития стоп, что способствует профилактике плоскостопия и закаливанию всего организма, так как дети выполняют упражнение босиком.

Для проведения занятий мы использовали разнообразные материалы, в соответствии с тем, какая будет тема и чем планируется рисовать. Кроме того, для развития мышц стопы, выполняли гимнастические упражнения с мячами, гимнастическими палками, использовали гимнастические коврики и дорожки.

С родителями воспитанника – тесный контакт, особенно много усилий прилагалось к этому на начальном этапе. Это ежедневные вопросы, совместные поиски путей преодоления трудностей, это и убеждения в необходимости тех или иных рекомендаций тьютора и специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда), это разрешение непонятных ситуаций и просто их выслушивание, когда родители выражают тревогу, опасения, это и знакомство их с нормативными документами. Родителям мы обязательно рассказывали и рассказываем о том, чему научился ребенок, пытаемся найти совместные пути достижения новых целей. Это очень важно демонстрировать родителям успехи их ребенка, готовность педагогов помочь им.

А на каждом этапе развития возникали и возникают новые трудности, так же как и у других детей. Но в нашем случае все значительно сложнее, потому что некоторые

навыки приобретаются годами, поэтому новое достижение – это большая победа для всех: для ребенка, родителей и тьютора.

По согласию с родителями были организованы переговоры с директором детской юношеской спортивной адаптированной школы, благодаря чему Кириллу представилась возможность заниматься плаванием. Это было крайне важно не только для укрепления позвоночника, но и для формирования способности преодолевать жизненные трудности. На протяжении пяти лет Кирилл занимается с тренером в бассейне физкультурно-оздоровительного комплекса ЧГПУ им. И.Н Ульянова. Он хорошо плавает, участвует в соревнованиях, на которые приезжают ребята поддержать своего друга.

Кроме того, с самого начала мы стали привлекать Кирилла к участию в художественно-творческих конкурсах, позже он стал принимать участие в хореографических состязаниях, в конкурсах чтецов различного уровня, как заочных, так и очных, где он часто становился призером и даже победителем. Он – участник благотворительного марафона «Время помогать – 2017», выступал на концертах, организованных с целью поддержки детей с ОВЗ.

Ожидаемым результатом проекта «Границам вопреки», который мы представили на Всероссийском конкурсе им Л.С Выготского – среда для обмена педагогическим опытом в сфере дошкольного образования, ориентированного на ребенка, и стали победителями в 2018 году, являлось:

ü адаптация и социализация; выход ребенка с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

ü реализация конституционных прав ребёнка с ОВЗ на образование в соответствии с его возможностями;

ü получение им образования в соответствии с индивидуальными возможностями, освоение ООП ДО;

ü реализация себя в обществе;

ü повышение качества жизни;

ü улучшение социально-экономического положения семьи ребенка с ОВЗ.

Сейчас, пройдя большой путь, можно сказать, что мы добились того, чего даже и сами не ожидали. Сегодня Кирилл почти полностью самостоятелен: практически обслуживает себя, принимает пищу (как твердую, так и горячую жидкую), все время находится среди детей, активен, полностью социализирован. У него много друзей, имеются свои интересы и достижения. К нему приковано внимание педагогического сообщества и на него равняются. Ребенок отличается особым упорством, сформированной

волей, умением успешно преодолевать психологические барьеры. Он живет полноценной жизнью, любит и радуется, испытывает счастье в общении со своими друзьями.

Сегодня, спустя пять лет, можно смело сказать, что в детском саду успешно освоен инклюзивный подход и создана авторская практика тьюторского сопровождения ребенка с особенностями развития, благодаря чему в активную жизнь детского сада включен не только ребенок с ограниченными возможностями здоровья, но и большую пользу от происходящего получил детско-родительский и педагогический коллективы.

Сейчас Кирилл учится в первом классе гимназии. А я продолжаю быть его тьютором.

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости