Пятница
5 ФевТЬЮТОР ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
Третья публикация наших коллег из Чувашии
Т.Г.Никулина, руководитель республиканского
проекта «Тьютор для особых детей», тьютор
центра духовно-нравственного развития личности
Чувашского республиканского института образования,
руководитель Чувашского регионального отделения МТА
Статья подготовлена в процессе реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей, издана в четвертом номере журнала «Народная школа» Минобразования Чувашии.
«Тьютор для особых детей» – это весьма не простая тема для автора статьи. Более трех лет работая по заказу ректората Чувашского республиканского института образования в данном направлении, не перестаю удивляться тому, что количество «особых детей» с каждым годом неуклонно растет и в мире, и в России, и в нашей республике. Но, говоря об «особых» детях, необходимо сделать уточнение. В категорию «особых» детей попадают не только дети с проблемами в общении, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети с разными нарушениями здоровья, но и одаренные дети или дети с признаками одаренности. И о них тоже надо говорить и писать. В этой сфере тоже немало проблем, но этот предмет «острого» обсуждения – тема другой статьи. Предлагая разговор об «особых детях» в рамках данной статьи, автор, прежде всего, хотела бы обратить внимание читателей на проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, среди которых в последние годы, как отмечают специалисты, значительно увеличилось количество детей с ментальными нарушениями.
Если верить данным Юнеско, то российских детей, имеющих особенности в физическом и психологическом развитии, в нашей стране два миллиона. Очевидно, в эти два миллиона входят и дети с ограниченными возможностями здоровья без статуса «инвалид», и дети, имеющие этот статус. Если посмотреть на официальную статистику, то количество детей-инвалидов с каждым годом в России, действительно, становится больше. Так, в январе 2017 года число детей-инвалидов составило 625 тысяч, на январь 2018 года – 651 тысяча, а на 1 ноября 2018 года по данным Федерального реестра инвалидов в Российской Федерации насчитывалось 665,7 тысяч детей, имеющих инвалидность. А согласно статистике Министерства просвещения Российской Федерации число детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно растет на 5%. К тому же, если учесть, что не все родители по разным причинам готовы к оформлению статуса ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, можно предположить, что общее количество детей с особенностями в развитии значительно больше. И официальная статистика, действительно, фиксирует рост количества детей, чей путь в образовании по тем или иным причинам для педагогических работников, для родителей, медиков или психологов выглядит как
«требующий особого отношения». Однако есть и иное объяснение этого явления, опровергающее динамику роста детей с особенностями в развитии. Так «министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщает, что рост абсолютного числа инвалидов среди детей связано с увеличением числа детей в стране». А также «он отметил, что в России стали более объективно подходить к установлению инвалидности». К тому же «с 2012 года заработал специальный проект по выхаживанию маловесных детей, что также может влиять на показатели детской инвалидизации».
Вероятно, это так. Вполне разумное объяснение. Но для меня, как для практика, важно то, что мы с коллегами наблюдаем сегодня в реальной действительности, в условиях инклюзивного образования. А мы видим, что «особых» детей в обычных детских садах и школах становится все больше. И это хороший знак о многом говорящий. Именно на это и была направлена инклюзия образования. Введение инклюзии сегодня предоставило возможность детям с ограниченными возможностями и инвалидностью получать образование в обычных детских садах и школах. Одним из условий полноценного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательные организации является наличие специалиста сопровождения, задача которого организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок был максимально успешен и при этом мог бы вписаться в коллектив детского сада или школы. Таким специалистом является тьютор. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения». В мае 2008 года должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования в (приказ Минздрава РФ от 05.05.2008 г. №216н), а в 2010 году введена в реестр профессий, как должность педагогического работника высокой квалификации (приказ Минздрава РФ от 26.08.2010 №761н). В настоящее время утвержден Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – «тьютор» (приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 26.01.2017 г. №45406).
Задача тьютора – обеспечить сопровождение процесса формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка. Введение в образовательную программу организации таких ценностей, как «детская активность», «работа со смыслами», «формирование образовательного опыта», «учебной самостоятельности учащихся», актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свои основные классические функции, но при этом приобретает и новые, особые составляющие. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист,
который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательной организации. Для тьютора в инклюзивном образовании «объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства».
Качественная работа тьютора, сопровождающего индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, невозможна без работы с его семьей, без оказания помощи в формировании вокруг ребенка толерантной к нему социокультурной среды. Тьютор в инклюзивном образовании, учитывая потребности и особенности всех участников окружения ребенка, становится своеобразной платформой для регулирования толерантных отношений между взрослыми (родители, врачи, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя – логопеды и т.д.), ребенком с ОВЗ и детьми, его окружающими.
Введение в штат тьюторов стало особенно актуальным на фоне принятия Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»). Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание школы и оплачивать его работу из бюджетных средств. Однако многие руководители образовательных организаций не могут этого сделать, так как на сегодняшний день дипломированных специалистов с соответствующим образованием, профессионально владеющих технологиями тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии, практически нет, поэтому к сопровождению детей с ОВЗ зачастую привлекаются педагоги «помогающих профессий» из числа логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, которые в свою очередь тоже испытывают затруднения в работе с такими детьми. В качественной методической и психологической помощи нуждаются и учителя, работающие в обычных классах, в которых по адаптированным образовательным программам занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Сложность ситуации заключается еще и в том, что в последние годы значительно повысился спрос на тьюторов со стороны семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Таким образом, серьезной проблемой на сегодня является отсутствие профессионально подготовленных тьюторов, несформированность тьюторских компетенций у специалистов сопровождения и педагогов, работающих с детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, отсутствие системы сопровождения профессионального развития тьюторов на этапе их становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования у педагогов тьюторских компетенций.
На фоне имеющихся проблем в нашем институте образования было принято решение о создании системы обучения и сопровождения тьюторов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья на этапе становления в должности «тьютор», педагогов (учителей, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов и т.д.) и специалистов сопровождения (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов) на этапе развития тьюторских компетенций. Так появилась идея разработки модели сопровождения профессионального развития тьюторов, педагогов и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реализовать которую было задумано в формате проекта «Тьютор для особых детей» в 4 этапа, с октября 2016 по декабрь 2019 года (приказ БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» № 5 от 12.01.2018; приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 970 «О реализации третьего этапа реализации проекта «Тьютор для особых детей» от 06.06.2018).
Соорганизаторами проекта стали МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары, БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии, МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары, МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары, а также специалисты в области специального (коррекционного) и инклюзивного образования института образования.
В качестве ведущих консультантов проекта были приглашены Карпенкова Инна Вячеславовна, кандидат социологических наук, психолог Центра “Наш Солнечный мир”, тьютор, член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», Осипова Евгения Юрьевна, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3» Минобразования Чувашии, Трофимова Валентина Ивановна, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников института образования, Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары,
В состав участников проекта вошли 32 человека. Из них 9 специалистов решали организационно-управленческие вопросы и обеспечивали руководство функциональными службами проекта (Ресурсной службой, Школой для родителей особых детей и Экспертной службой), а 23 человека, получив статус «тьютор проекта», работали в 4-х тьюторских группах. При этом 9 человек из них официально работают в должности «тьютор», а 14 педагогов обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ либо в качестве специалистов сопровождения (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов), либо
в качестве воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старших вожатых и классных руководителей. Участники проекта представляют интересы 14 образовательных организаций, 6 из которых являются коррекционными образовательными организациями, а 8 организаций реализует инклюзивные практики.
В конце 2019 года проект завершается межрегиональным образовательным форумом «Тьюторство для особых детей», где будут подведены итоги реализации проекта.