О проекте «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии», реализованном в Чувашии
 /  Инклюзивное образование / О проекте «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии», реализованном в Чувашии

О проекте «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии», реализованном в Чувашии

Здравствуйте, уважаемый посетитель рубрики «Тьютор в инклюзии»!

Если Вы зашли на сайт МТА, значит, Вас, возможно, интересует тьюторство. Если Вы посетили рубрику «Тьютор в инклюзии», значит, Вас заинтересовала не просто деятельность тьютора, а деятельность тьютора, сопровождающего детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в условиях инклюзии.

И, если это так, то задержитесь немного на этой странице, дочитайте моё обращение к Вам до конца. Более 4 лет мы с моими коллегами работали над темой «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии». В конце 2016 года мы хорошо понимали, что проблем в этой сфере предостаточно. Инклюзивное образование проживало этапы своего становления. Появился новый опыт сопровождения детей с особенностями развития. Более осмысленным стал запрос родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к лидерам инклюзивного образования. И, пожалуй, самым значимым в этом запросе было желание родителей иметь тьюторов, сопровождающих их детей. И это желание стало активно приобретать законный характер после того, как многим из детей с особенными потребностями ПМПК всё чаще стали настоятельно рекомендовать тьюторов. Значительно увеличилось количество частных обращений родителей, желающих иметь тьютора для сопровождения ребёнка в домашних условиях.

И всем хотелось, и родителям, и руководителям образовательных организаций иметь качественно подготовленных тьюторов. А их просто у нас республике не было, никаких: ни опытных, ни дилетантов. На всю республику был только один тьютор, официально работающий в этой должности, сопровождающий ребёнка с аплазией верхних конечностей. И этот тьютор тоже очень нуждался в помощи, почему позже и присоединился к участникам республиканского проекта «Тьютор для особых детей». Именно этот проект стал началом деятельности по подготовке тьюторов для работы в условиях инклюзии.

Проект реализовывался по заказу ректората Чувашского республиканского института образования усилиями тьюторов-практиков, имеющих опыт тьюторского сопровождения, правда, к тому времени только нормотипичных детей. Важную роль в этом проекте сыграли специалисты в области дефектологии и коррекции развития, специалисты в области педагогики и психологии, а также практики с многолетним стажем работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных образовательных организациях.

Что же самым важным было в нашем проекте? Деятельность тьютора, сопровождающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, конечно, имеет свою специфику. Сопровождение освоения адаптированной образовательной программы является особым предметом деятельности тьютора. И это часть его деятельности уже достаточно хорошо описана в работах специалистов, предложен качественный технологический инструментарий работы с детьми, имеющими разные нарушения развития. И наши тьюторы, конечно же, в процессе сопровождения учились эффективно использовать все эти дидактические приемы, техники, технологии, методы. Но в зоне особого внимания тех, кто отвечал за содержание проекта, было «удержание» участниками проекта «чистоты» именно тьюторского действия, даже, если подопечные наших участников проекта были неговорящими. И это оказалось самым сложным, по мнению наших тьюторов. Поэтому в течение всего проекта мы пытались помнить о том, что детство любого ребёнка – это очень короткий период жизни, а детство ребёнка с нарушениями развития осложнено ещё и особыми проблемами, но это его детство и другого у него не будет. Только и этот короткий период он должен прожить полноценно, не «уходя» в болезнь, а радуясь тому, что у него получается, благодаря развитию других своих потенциальных возможностей.

Ключевые организаторы проекта, Чувашский республиканский институт образования и Чувашское региональное отделение МТА, объединили свои усилия с несколькими соорганизаторами и работа началась. Прошло более четырех лет. И сегодня организаторы проекта, проанализировав полученные результаты, готовы делиться своими размышлениями, находками, решениями. Мы надеемся, что наш материал будет интересен и тьюторам, и специалистам сопровождения, и педагогам образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику, и специалистам системы повышения квалификации, высшей школы, а также управленцам, создающим специальные условия для качественного обеспечения тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. С этой целью мы готовы опубликовать на страницах сайта МТА информацию о проекте, о модели и механизмах его реализации, описание авторских практик участников проекта, статьи, эссе, значительная часть из которых напечатана в институтском журнале «Народная школа». А часть материала вошла в сборник педагогических практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Тьютор для особых детей».

Мы будем очень рады, если будем Вам полезны. Конечно, мы очень волнуемся, размещая наработанный нами материал в публичном пространстве. У нас с коллегами сложилась определённая система сопровождения профессионального развития педагогов на этапе становления в должности «тьютор» для тех, кто уже работает в этой должности, и на этапе развития тьюторских компетенций педагогов, работающих специалистами сопровождения, учителями, воспитателями, социальными педагогами, классными руководителями и т.д. Но вместе с тем у нас у самих осталось много вопросов, на которые мы продолжаем искать ответы. Поэтому нам очень важно услышать Ваши отзывы, замечания, советы, предложения, которые можно оставить на страницах данной рубрики или выслать в формате видео. А возможно с Вашей стороны последуют и вопросы, ответы на которые можно будет искать вместе. Статьи из сборника будут опубликованы на этой странице в следующих постах.

Никулина Татьяна Григорьевна,

руководитель Чувашского регионального отделения МТА,

руководитель республиканского проекта «Тьютор для особых детей»,

тьютор центра духовно-нравственного развития личности

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости