О межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей»  
 /  Инклюзивное образование / О межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей»  

О межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей»  

            Конец января и начало февраля стали знаменательными для Чувашского регионального отделения МТА. Три года участники республиканского проекта «Тьютор для особых детей» двигались навстречу межрегиональному образовательному форуму «Тьюторство для особых детей», который состоялся 29 и 30 января 2020 года. В работе форума приняли участие более 200 педагогов, проявивших интерес к вопросам тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущая форума Евгения Юрьевна Осипова, руководитель регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами акустического спектра (РАС), представила участникам форума гостей форума, представителей педагогической общественности г. Москва, Марий Эл, Ямало-Ненецкого округа.

            Участников форума поприветствовали проректор по учебной и организационно-методической работе института образования Светлана Владимировна Петрова

и эксперт и ведущий консультант республиканского проекта Инна Вячеславна Карпенкова, психолог АНО «Наш Солнечный Мир», тьютор Межрегиональной тьюторской ассоциации, старший научный сотрудник ИПИО МГППУ, преподаватель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» при ИНО ЛИНО

МГПУ (г.Москва).

С докладом «Тьюторство для особых детей: проблемы, поиск решений, результаты» вы

ступила руководитель республиканского проекта «Тьютор для особых детей», тьютор БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии, руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Татьяна Григорьевна Никулина, которая представила участникам форума результаты

республиканского проекта «Тьютор для особых детей» (октябрь 2016г. – февраль 2020 г.).

Татьяна Николаевна Удина, директор МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары, ведущий консультант проекта и автор программы психолого-педагогической поддержки родителей детей с особенностями развития, апробированной в рамках проекта, предложила к обсуждению очень важную тему: «Родители детей с ОВЗ как ключевые заказчики услуг в области профессионального сопровождения: их особенности и ожидания».

   Завершилась пленарная часть форума награждением участников республиканского проекта «Тьютор для особых детей», просмотром фильма, рассказывающего о буднях проекта и обращением ко всем участникам форума обозначить те проблемы, которые оказались наиболее острыми в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Далее работа для всех участников форума продолжилась на трёх ведущих площадках проекта:  БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии (руководитель площадки: Е.А.Гаврилова, координатор республиканского проекта «Тьютор для особых детей»). Тема площадки: «Тьюторское сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы».МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики (руководители площадки: Н.В.Спиридонова, заведующая детским садом, С.Н.Ильдеркина, учитель – дефектолог, тьютор одной из групп проекта). Тема площадки: «Сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии».

  1. БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии (руководитель площадки: Е.А.Гаврилова, координатор республиканского проекта «Тьютор для особых детей»). Тема площадки: «Тьюторское сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы».
  2. МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики (руководители площадки: Н.В.Спиридонова, заведующая детским садом, С.Н.Ильдеркина, учитель – дефектолог, тьютор одной из групп проекта). Тема площадки: «Сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии».
  3. МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары Чувашской Республики (руководитель площадки: В.В.Земскова, педагог-психолог, тьютор, руководитель Службы комплексного сопровождения детей с ОВЗ гимназии). Тема площадки: «Поиск оптимальных путей взаимодействия тьюторов, специалистов сопровождения и учителей-предметников в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Участники республиканского проекта представили на площадках свои авторские практики сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Им было задано много разных вопросов. В попытках разобраться в том, чем отличается деятельность тьюторов от деятельности специалистов сопровождения, в частности, от деятельности учителей-дефектологов и учителей-логопедов, возникали и острые споры, свидетельствующие о живом интересе участников форума к данной теме и попытках во всём детально разобраться.

Задача каждой принимающей площадки заключалась ещё и в том, чтобы сформировать банк проблем, которые возникали в процессе работы тьюторов и специалистов сопровождения.  В результате проблемы были собраны по нескольким направлениям: «Проблемы тьютора, работающего в  коррекционной образовательной организации», «Тьютор и дошкольники: проблемы сопровождения в условиях инклюзивного образования», «Тьютор и школьники: проблемы сопровождения в условиях инклюзивного образования», «Тьютор и учителя-предметники: проблемы взаимодействия», «Тьютор и специалисты сопровождения: зоны ответственности и проблемы взаимопонимания», «Тьютор и проблемы его подготовки», «Тьютор и родители подопечного: проблемы взаимодействия», «Проблемы управления созданием условий  обеспечения тьюторского сопровождения».

Завершился форум работой двух площадок, которые прошли в конференц-зале нового корпуса пятой гимназии. Работа проектной площадки «Идеи+» была направлена на поиск и разработку оптимальных вариантов поддержки института тьюторства в области сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Вот здесь и был обсуждён пул проблем, собранных на площадках. Сначала каждый участник определился с той проблемой, которая у него вызвала наибольший интерес, затем участники объединились в группы и приступили к активному обсуждению.  Каждой группой были сделаны весьма интересные предложения.

В ходе аналитической площадки ведущие консультанты и эксперты проекта Инна Вячеславна Карпенкова, Валентина Ивановна Трофимова, Татьяна Николаевна Удина, Евгения Юрьевна Осипова ответили на вопросы участников форума, которые, в свою очередь, поделились своими размышлениями и профессиональными планами на будущее.

 

Т. Г. Никулина, руководитель Чувашского регионального

отделения МТА, руководитель республиканского проекта

«Тьютор для особых детей», тьютор БУ ЧР ДПО

«Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

 

 

 

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости