Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и педагогов, развивающих тьюторские компетенции, в рамках республиканского проекта «Тьютор для особых детей»
 /  Инклюзивное образование / Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и педагогов, развивающих тьюторские компетенции, в рамках республиканского проекта «Тьютор для особых детей»

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и педагогов, развивающих тьюторские компетенции, в рамках республиканского проекта «Тьютор для особых детей»

2ая публикация наших коллег из Чувашии.

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и педагогов, развивающих тьюторские компетенции, разработана с целью реализации ключевой идеи проекта «Тьютор для особых детей», а, именно: обеспечение сопровождения профессионального развития педагогов, работающих в должности «тьютор» на этапе становления в данной должности. А также обеспечение сопровождения профессионального развития педагогов, не работающих в должности «тьютор», но обеспечивающих сопровождение детей с особенностями в развитии и инвалидностью в качестве специалистов сопровождения (учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды и т.д.) или педагогических работников, выполняющих функции учителей-предметников, воспитателей, социальных педагогов, классных руководителей.

1.Состав участников проекта

Процесс реализации проекта направлен на работу с двумя группами педагогов. В первой группе участников – тьюторы, то есть педагогические работники, работающие в должности «тьютор». Их на сегодня по объективным причинам наименьшее количество. Во второй группе – специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и т.д.) и педагоги, являющиеся воспитателями групп детского сада, классные руководители, работающие в классных коллективах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

2.Ключевые процессы реализации проектной идеи

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, включает в себя три ключевых процесса.

1.Процесс первый – обязательное освоение тьюторами, специалистами сопровождения и педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Тьютор в условиях инклюзивного и интегрированного образования» (2 группы, 50 человек). Данная программа предлагает освоение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений, с учетом требований ФГОС ОВЗ.

2.Процесс второй – обеспечение сопровождения профессионального развития тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов на этапе становления в новой должности «тьютор» и на этапе формирования тьюторских компетенций. Сопровождение планируется осуществлять только по отношению к педагогам, получившим удостоверения установленного образца (освоение программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа), добровольно вошедшими в проект «Тьютор для особых детей».

Предполагается работа с группой подготовленных специалистов в 15-25 человек. С этой целью формируются 3-5 групп педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В составе каждой группы – 3-5 участников проекта, которых сопровождает тьютор в формате очного и дистанционного общения. В задачи тьютора входит организация работы с участниками проекта на этапе становления в должности «тьютор» для тех, кто работает или готов продолжить работу в этом качестве после завершения проекта, и обеспечение процесса

сопровождения развития тьюторских компетенций у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в своих образовательных организациях в условиях инклюзии. Методическую поддержку группы тьюторов обеспечивает куратор.

Каждому участнику проекта предстоит в условиях реальной практики осуществить профессиональные (тьюторские) пробы в количестве от 3-х до 5 проб, включая в обязательном порядке пробы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (1-3 пробы) и пробы работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (1 проба). А также участники проекта осуществляют на выбор 1 профессиональную пробу работы со специалистами, сопровождающими ребенка с особенностями (с командой сопровождения) или 1 профессиональную пробу работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью в формате «клубной деятельности».

Далее участники проекта представляют, подготовив и описав на основе проведенных проб авторскую практику тьюторского сопровождения детей с ОВЗ. На этом этапе реализации проекта с педагогами будет организована специальная работа по обучению их письменному оформлению авторских практик. Лучшие практики будут предложены на рассмотрение федеральным экспертам Правления МТА.

Завершится третий практический этап реализации проекта представлением авторских практик на межрегиональном тьюторском форуме «Тьюторство для особых детей» в декабре 2019 года.

3.Процесс третий – обеспечение сопровождения опорных профессиональных площадок проекта, на базе которых будет осуществляться основная практическая деятельность по реализации проекта. По итогам реализации проекта опорным профессиональным площадкам присваивается статус «Стажировочная площадка» с возможностью реализации в постпроектный период модели «Стажировка как самостоятельная форма повышения квалификации» по теме, которая была реализована как ключевая тема площадки.

3. Уровни сопровождения, обязанности и ожидаемые результаты участников проекта

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов/педагогов на этапе его становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций включает в себя два уровня сопровождения профессионального развития тьюторов, осуществляемых каскадным методом.

Первый уровень (высокий уровень сложности) предполагает работу в качестве тьютора группы (ТГ), в составе которой от 3 до 5 человек. На роль тьютора группы приглашаются специалисты, либо имеющие опыт работы в роли тьютора, сопровождающего ребенка с ОВЗ, либо имеющие качественный уровень предварительной подготовки.

Цель работы группы тьюторов (ТГ) – обеспечение сопровождения профессионального развития тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевой инструмент тьютора группы (ТГ) – индивидуальная программа профессионального развития тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ:

· работа с индивидуальными дефицитами и замыслами тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ;

· поиск и апробация оптимальных приемов тьюторского сопровождения конкретного ребенка или группы детей;

· поддержка тьютора на этапах преодоления индивидуальных профессиональных затруднений, достижения индивидуальных профессиональных целей и создания авторской практики.

Основной формат сопровождения тьюторов (ТГ): индивидуальные и групповые тьюторские часы, осуществляемые в очном режиме во время проведения тьюториалов и/или в дистанционном режиме (скайп-тьюториалы) между тьюториалами.

Функциональные обязанности тьюторов (ТГ):

· формирование и реализация своей индивидуальной программы профессионального развития;

· обеспечение сопровождения индивидуальной программы профессионального развития тьютора, сопровождающего ребенка или группу детей с ОВЗ от замысла до представления авторской тьюторской практики;

· участие в подготовке и проведении 9 тьюториалов;

· подготовка и проведение индивидуальных тьюторских часов и/или групповых тьюторских консультаций с участниками проекта, во время проведения тьюториалов и в промежутке между тьюториалами в очном и дистанционном режиме (скайп-тьюториал);

· оформление групповых и индивидуальных заказов на консультации, обучающие семинары и вебинары;

· оказание помощи в подготовке и проведении педагогами трех профессиональных (тьюторских) проб сопровождения детей с ОВЗ, 1 профессиональной (педагогической) пробы для родителей и 1 профессиональной пробы на выбор, демонстрирующих либо работу с членами команды специалистов образовательной организации, либо работу в формате клубной деятельности детей и родителей.

· оказание помощи в создании и в описании авторских практик участников проекта;

· оказание помощи в подготовке презентации авторской практики на межрегиональный

образовательный форум «Тьюторство для особых детей», в составлении аналитического отчета по итогам участия в проекте и/ или в написании эссе, статьи для сборника проекта.

Ожидаемый результат работы тьюторов (ТГ):

· достижение спроектированных результатов собственной индивидуальной программы профессионального развития;

· 70-85% тьюторов группы, создавших авторские практики тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, готовых к работе в должности «тьютор»;

· 70-85% тьюторов группы, готовых к сопровождению детей с ОВЗ из позиции занимаемой педагогической должности;

· 30-45% тьюторов группы, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, способных и готовых к обучению педагогов из других образовательных организаций;

· 1-2 тьютора группы, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, прошедших федеральную экспертизу (5-10%).

Второй уровень (умеренный уровень сложности): работа в качестве тьютора (ТР), сопровождающего ребенка с ОВЗ. Данная группа сформирована из участников проекта, работающих либо в должности «тьютор», либо в одной из должностей специалистов сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.), либо являющихся воспитателями, социальными педагогами, старшими вожатыми и т.д.

Цель работы тьюторов (ТР): готовность к выполнению работы в должности «тьютор» и/или развитие тьюторских компетенций.

Ключевые инструменты индивидуального профессионального развития тьюторов (ТР): индивидуальная программа профессионального развития, учебная профессиональная проба, авторская практика.

Основной формат деятельности тьюторов (ТР): обеспечение сопровождение ребенка или группы детей с ОВЗ, подготовка и проведение 3-5 профессиональных (тьюторских, педагогических) проб, создание, описание и публичное представление авторской практики.

Функциональные обязанности тьюторов (ТР):

· формирование и реализация индивидуальной программы профессионального развития;

· подготовка и проведение закрытых профессиональных проб (количество определяет

сам тьютор);

· подготовка и проведение не менее 3-5 публичных профессиональных (тьюторских и педагогических) проб:

– тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (1-3 пробы);

– работы с родителями детей с ОВЗ (1 проба);

-на выбор – проба работы с командой специалистов, сопровождающих ребенка, являющегося тьюторантом или проба работы в формате клубной деятельности (1 проба);

· описание авторской практики тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии;

· публичная презентация авторской практики (обязательна для всех);

· представление авторской практики на межрегиональном образовательном форуме «Тьютор для особых детей» (не обязательно для всех) или активное участие в организации и проведении форума в качестве организатора, модератора, тьютора (обязательно для тех, кто не делает на форуме публичной презентации своей авторской практики);

· подготовка аналитического отчета/эссе/статьи в сборник по итогам участия в проекте.

Ожидаемый результат работы тьюторов (ТР):

· достижение спроектированных результатов индивидуальной программы профессионального развития;

· практика проведения профессиональных проб сопровождения детей с ОВЗ;

· практика проведения профессиональной пробы работы с родителями детей с ОВЗ;

· практика проведения профессиональной пробы работы с командой специалистов и/или работы в формате клубной деятельности;

· наличие авторской практики тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

· практика презентации своей авторской практики тьюторского сопровождения детей с особенностями в развитии на межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей»;

· получение статуса сертифицированной практики в области тьюторского сопровождения детей с ОВЗ с последующей публикацией практики в журнале «Народная школа» и в республиканском сборнике практик тьюторского сопровождения детей с особенностями развития.

4.Вспомогательные службы проекта

В рамках данной модели планируется создание нескольких вспомогательных служб, задача которых обеспечить ресурсное сопровождение процесса реализации третьего практического этапа проекта.

Ресурсная служба проекта направлена на научно-методическое сопровождение участников проекта, в ходе реализации которого могут обнаружиться разные дефициты тьюторов и

педагогов в области дефектологии, логопедии, психологии, педагогики, индивидуализации и тьюторства. Руководитель Ресурсной службы – Е.Ю.Осипова, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3 для детей с ОВЗ» Минобразования Чувашии.

Формат оказания услуг: индивидуальное и групповое консультирование, проведение обучающих семинаров, вебинаров, тренинговых занятий и релаксационных сеансов для участников проекта.

Планируется оказание услуг по следующим направлениям:

1.управление процессом создания условий для обеспечения тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ (Е.Ю.Осипова, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3 для детей с ОВЗ» Минобразования Чувашии);

2.проблемы сопровождения детей с ОВЗ, связанные с особенностями заболеваний (В.И. Трофимова, заведующая кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования);

3.проблемы обеспечения тьюторского сопровождения детей с особенным развитием – (И.В.Карпенкова, кандидат социологических наук, психолог Центра “Наш Солнечный мир”, тьютор, член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», член методического объединения ГРЦ ИПИО МГППУ (г.Москва);

4.психолого-педагогическое сопровождение участников проекта и родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья – (Т.Н.Удина, директор МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары).

Основная деятельность Ресурсной службы будет организована в соответствии с ключевыми событиями, заложенными в дорожную карту проекта, сформированными на основе предложений специалистов и по запросу участников проекта. В связи, с чем состав Ресурсной службы будет формироваться по мере поступления запросов от участников проекта из числа специалистов разного профиля (преподавателей системы повышения квалификации, преподавателей высшей школы, практикующих специалистов, тьюторов, управленцев). В проекте предусмотрено появление таких запросов и от родителей детей с особенностями в развитии. Коррективы в план работы Ресурсной службы будут вноситься регулярно в процессе проведения тьюториалов.

Ведущими опорными профессиональными площадками Ресурсной службы проекта, на которых планируется демонстрация практической деятельности тьютора в системе дошкольного и начального общего образования, являются МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г.Чебоксары (заведующий – Н.В.Спиридонова.) и БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3 для детей с ОВЗ» Минобразования Чувашии (директор Е.Ю.Осипова).

Ожидаемые результаты работы Ресурсной службы – 80 – 95 % участников проекта (тьюторы групп, тьюторы, сопровождающие детей с ОВЗ, родители, руководители и педагоги опорных профессиональных площадок), удовлетворенных качеством оказанных услуг.

Школа для родителей особых детей. В рамках проекта также планируется организация работы Школы родителей особых детей, цель которой оказание помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в приобретении статуса «эффективный родитель».

А также Школа родителей особых детей должна стать учебной площадкой для проведения участниками проекта профессиональных проб для родителей детей с особенностями в развитии, и исследовательской лабораторией для апробации модели клубной деятельности для детей с ОВЗ и их родителей. Сопровождение участников проекта в процессе подготовки

встреч для родителей в формате профессиональных проб будут обеспечивать тьюторы – навигаторы, Е.А.Михеева и Н.М.Николаева.

Руководитель Школы родителей особых детей – Е.А.Гаврилова, координатор проекта, старший воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3 для детей с ОВЗ» Минобразования Чувашии. Кроме этого для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, в программу Школы для родителей особых детей включены релаксационные сеансы, которые организуют вместе с участниками проекта педагоги-психологи МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары (директор Удина Т.Н.) и другие специалисты Ресурсной службы проекта.

На базе Школы родителей особых детей будут работать две ведущие опорные профессиональные площадки: МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары (директор Исаева И.В., тьютор Николаева Н.М.; практика организации летних лагерей для детей с РАС и организации обучающих семинаров для родителей детей с РАС) и МБДОО «Детский сад № 7 «Солнечный город» Цивильского района Чувашской Республики (заведующий Волчкова Н.В., педагог-психолог Михеева Н.А.; практика апробации модели активации субъективности родителей).

Ожидаемые результаты работы Школы для родителей – 80 – 95 % участников проекта (тьюторы групп, тьюторы, сопровождающие детей с ОВЗ, родители, руководители и педагоги опорных профессиональных площадок), удовлетворенных качеством оказанных услуг.

Экспертная служба проекта. В рамках проекта также планируется создание Экспертной службы проекта, направленной на оказание помощи педагогам в описании своих авторских практик и в прохождении экспертизы практик на региональном и федеральном уровнях.

В состав Экспертной службы проекта войдут федеральные эксперты Чувашского регионального отделения МОО «Межрегиональная тьюторская Ассоциация» (МТА) В.В.Земскова, педагог-психолог, тьютор МАОУ «Гимназия № 5», Е.Н.Иванова, заместитель директора МБОУ «Лицей № 44», Т.Г.Никулина, руководитель проекта, региональный эксперт Г.И.Козлова, заведующий МБДОУ «Центр развития детей-детский сад № 185».

В рамках работы Экспертной службы для участников проекта предусмотрены учебное занятие по вопросам технологии описания практик индивидуализации и тьюторства. А также планируется проведение индивидуальных и групповых консультаций для участников, принявших решение подать заявку на экспертизу МТА.

Ожидаемые результаты работы Экспертной службы проекта: 5-10% участников, прошедших федеральную экспертизу.

План работы Экспертной службы проекта планируется сформировать на основе предложений экспертов и заявок авторов практик. Коррективы в план работы Экспертной службы будут внесены по итогам представленных практик.

5. Организационная модель реализации проекта

Организационная модель реализации проекта предполагает использование разных форматов:

Тьюториалы. В течение 3 и 4 этапов проекта будет проведено 9 тьюториалов, первый – установочный, последний – заключительный, 7 промежуточных тьюториалов – рабочие, в процессе которых планируется обеспечить сопровождение всех участников проекта в групповой и/или в индивидуальной форме.

Индивидуальные или групповые тьюторские часы, которые проводят тьюторы для педагогов своей группы в очном режиме во время тьюториалов и в дистанционном режиме по договоренности между участниками проекта.

Индивидуальные консультации, которые проводят представители Ресурсной службы проекта по заказу участников проекта и/или организаторы проекта по заказу опорных профессиональных площадок.

Групповые консультации проводятся по заказам тьюторов, педагогов, родителей, руководителей и педагогов опорных профессиональных площадок.

Обучающие семинары и/или вебинары проводятся на основе заказа участников проекта с приглашением высококвалифицированных специалистов.

Профессиональные пробы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся участниками проекта изначально в закрытом режиме (количество проб не ограничено) и публично (1-3 пробы). Пробы участников проекта проводятся как в условиях реального времени с приглашением специалистов и участников проекта на свое рабочее место, так и через обсуждение видеосюжетов, представленных участниками проекта в случае, когда осуществить пробу по объективным причинам в условиях реального времени затруднительно или невозможно. График проведения проб обсуждается на тьюториалах и включается в дорожную карту проекта. В случае необходимости в график вносятся коррективы. Об изменении в графике письменно сообщается всем участникам проекта.

Профессиональные пробы для родителей в рамках Школы родителей (1 проба). График проведения проб обсуждается на тьюториалах и включается в дорожную карту проекта. В случае необходимости в график вносятся коррективы. Об изменении в графике письменно сообщается всем участникам проекта.

Профессиональные пробы работы со специалистами сопровождения (команда) или в формате клубной деятельности проводятся участниками проекта на основе выбора. График проведения проб обсуждается на тьюториалах и включается в дорожную карту проекта. В случае необходимости в график вносятся коррективы. Об изменении в графике письменно сообщается всем участникам проекта.

Учебное занятие по описанию авторских практик проводятся федеральными экспертами МТА, членами Чувашского регионального отделения МТА, запланировано 2 занятия.

Экспертиза авторских практик (по желанию авторов) осуществляется федеральными экспертами МТА, членами Чувашского регионального отделения МТА в режиме индивидуальных консультаций и экспертной мастерской.

Публичное представление авторской практики на межрегиональном тьюторском форуме «Тьютор для особых детей» в декабре 2019 года осуществляется по итогам проведения в рамках проекта публичных представлений авторских практик на основе добровольного принятия решения участником проекта.

Церемонии открытия и закрытия проекта (сентябрь 2018 года, декабрь 2019 года) проводится организаторами и участниками проекта.

Рабочие встречи соорганизаторов проекта собираются по мере необходимости, но не менее 4-х раз в течение всего периода реализации третьего практического этапа проекта (май 2018, декабрь 2018 года, сентябрь, ноябрь 2019 года).

Релаксационные сеансы для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, участников проекта, проводятся специалистами МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары Чувашской Республики на основе запросов родителей и предложений тьюторов и педагогов, участников проекта.

6. Тезаурус проекта

Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.

Индивидуальная программа профессионального развития педагога – комплексное описание профессиональной деятельности педагога, отражающее индивидуальные цели профессионального развития, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты.

Стажировка – деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем.

Тьютор в российском образовании – педагогический работник, сопровождающий формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы; термин «тьютор» в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун».

Тьюторант – субъект формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (программы), учебного плана, проекта, сотрудничающий с тьютором.

Тьюторское сопровождение – педагогическая деятельность, направленная на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, учебного плана, проекта. Тьюторское сопровождение — это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

Тьюториал – коллективная деятельность тьютора и тьюторантов в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования в профессиональной практике модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, а также развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способов участников проекта. В рамках данного проекта тьюториал планируется использовать еще и как форму продвижения концептуальных идей и решений организационных вопросов реализации проекта.

Тьюторская компетентность – компетентность, характеризующая педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства; в структуру тьюторской компетентности входит компетенции: аналитическая, проективная, конструктивная, ресурсно-инструментальная, контрольно-прогностическая. Готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов (программ) тьюторантов.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает “окунуться” в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения, средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности педагога. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей освоения нового в приобретении опыта профессиональной деятельности.

Приложение № 1 к Приказу№ 970

Министерства образования

и молодежной политики Чувашской республики

от 6 июня 2018 года

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости