4-6.02.2020 Научно-практический семинар «Тьюторские модели современного университета и образовательных практик»
 /  Инклюзивное образование / 4-6.02.2020 Научно-практический семинар «Тьюторские модели современного университета и образовательных практик»

4-6.02.2020 Научно-практический семинар «Тьюторские модели современного университета и образовательных практик»

4 – 6 февраля 2020 года в Дальневосточном федеральном университете (далее – ДВФУ) в г. Владивостоке состоялся научно-практический семинар «Тьюторские модели современного университета и образовательных практик». Данное мероприятие организовали и провели в Департаменте психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук (далее – ШИГН) ДВФУ совместно с Дальневосточным центром развития тьюторских практик. Работа проходила в тематике, отражающей основные направления развития тьюторства в России.

В нем приняли участие более 100 человек: сообщество педагогов общеобразовательных и коррекционных школ г. Владивостока, Приморского края, ВДЦ «Океан», выпускники и студенты магистерских тьюторских программ «Тьюторское сопровождение в образовании», «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося», аспиранты, студенты, преподаватели вузов, родители детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью.

Семинар открыли Директор Департамента психологии и образования ШИГН Калниболанчук Ирина Сергеевна и руководитель Дальневосточного центра развития тьюторских практик Боровкова Тамара Ивановна.

В пленарном заседании принял участие Жданов Сергей Сергеевич, начальник Центра дизайна образовательнх программ ДВФУ, который презентовал сообществу программу поддержки талантливых студентов ДВФУ «Academic Excellence and Honors Education» (АЕНЕ), реализуемую в университете второй год.

Боровкова Т.И. представила Дальневосточный центр развития тьюторских практик как ресурс развития моделей института тьюторства в высшей школе.

На семинаре рассматривались вопросы современных тьюторских практик, моделей тьюторского сопровождения, тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании, повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах организации культурных практик.

Свои доклады и проекты представили доценты ШИГН, тьюторы Межрегиональной лингвистической ассоциации, студенты магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» (ДВФУ).

Также на семинаре были представлены различные мастер-классы: «Образовательное путешествие как технология тьюторского сопровождения в поликультурной среде», «Тьюторское сопровождение индивидуальной траектории обучающегося», «Образовательная картография» и др.

Последний день семинара был посвящен вопросам сопровождения образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В ходе работы была проведена публичная лекция Степковой О.В. на тему «Тьюторство в инклюзивном образовании: проблемы и перспективы развития», где были проанализированы нормативно-правовые документы организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является предоставление услуг ассистент (помощник), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора – этому была посвящена дискуссия. Координатором дискуссии выступила руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края – Степкова Оксана Васильевна.

В рамках её проведения обсуждались вопросы теоретико-методологических и организационно-методических аспектов тьюторства в инклюзивном образовании, вопросы различия статусов тьютора и ассистента (помощника) учителя, специфика организации работы тьютора с детьми ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях, а также большое внимание было уделено вопросам актуальных проблем и перспектив развития тьюторства на современном этапе инклюзивного образования. Одной из задач данного мероприятий являлось формирование единого смыслового и понятийного пространства для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их семьям.

Также в третий день семинара была организована работа Круглого стола по теме: «Проблемы родителей детей с ОВЗ и инвалидностью». В обсуждении вопросов приняли участие родители детей с особыми образовательными потребностями, педагоги и психологи различных образовательных организаций края, реализующие инклюзивное образование.

Участники делились своим опытом и проблемами, с которыми им пришлось столкнуться в инклюзивных образовательных организациях. Одна из родителей, представила общему вниманию личный опыт семейного обучения детей с ОВЗ и поделилась проблемами и личными выводами, которые натолкнули ее на выбор данной формы обучения, а также рассказала о положительных моментах своей практики и целях, которых ей удалось достичь.

Педагоги Образовательной студии «КолеСо» и школы при ВГУЭС (г. Владивосток) поделились своим опытом организации инклюзивного образования, создания «семейной школы» в рамках реализации своей программы, а также рассказали об особенностях и тонкостях обучения детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольников, производимого в стенах образовательной студии. Учебный день в организации разбит на 2 модуля: 1 – занятия по академическим предметам, 2 модуль отведен развитию творческого потенциала детей. При обучении на первое место ставятся вопросы социализации и взаимодействия с семьей.

Участники Круглого стола пришли к выводу о необходимости продолжения дальнейшего развития и совершенствования инклюзивного образования, удовлетворяющего образовательные потребности детей и родителей. В ходе проведения Круглого стола удалось организовать диалог между всеми участниками.

В рамках научно-практического семинара состоялись курсы повышения квалификации по программе «Тьюторское сопровождение образовательных практик», на которых обучились 50 человек. Программа курсов включала следующие темы: нормативно-правовые основы тьюторской деятельности: профессия «тьютор», ее квалификационные характеристики; модели и практики тьюторского сопровождения; методы тьюторского действия; тьюторский инструментарий сопровождения обучающегося.

Участников научно-практического семинара и курсов повышения квалификации сопровождали преподаватели Департамента психологии и образования ШИГН, являющиеся членами Межрегиональной тьюторской ассоциации и Дальневосточного центра развития тьюторских практик.

Трехдневный семинар, посвященный вопросам тьюторского сопровождения, нашел большой отклик у участников, был завершен подведением итогов и открытым микрофоном для всех желающих.

 

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости