26.04.2019 Работа с будущим ребёнка с особыми образовательными потребностями и его семьи как аспект тьюторского действия
 /  Инклюзивное образование / 26.04.2019 Работа с будущим ребёнка с особыми образовательными потребностями и его семьи как аспект тьюторского действия

26.04.2019 Работа с будущим ребёнка с особыми образовательными потребностями и его семьи как аспект тьюторского действия

Публикуется с сокращениями. Полный текст см. в Сборнике материалов 2 Международной научно-практической конференции “Работа с Будущим в контексте непрерывного образования”
Карпенкова Инна Вячеславна
г.Москва
с.н.с. лаборатории индивидуализации непрерывного образования Московского Государственного Педагогического Университета (ЛИНО МГПУ)
кандидат социологических наук
Аnnotation. The article discusses aspects of tutorial action to accompany the educational route of a child with OOP in creating his image of a professional future and forming the necessary competencies for the implementation of this image.
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты тьюторского действия по сопровождению образовательного маршрута ребёнка с ООП в создании его образа профессионального будущего и формирований необходимых компетенций для реализации этого образа.
Keywords: special educational needs (SEN), inclusion, tutoring, image of the future
Ключевые слова: особые образовательные потребности (ООП), инклюзия, тьюторское действие, образ будущего
На решение вопросов с образовательными маршрутами детей с особыми образовательными потребностями (ООП) на сегодняшний день государством выделяются огромные средства. Сформирована и достаточно объёмная нормативная база, позволяющая эти средства осваивать. Специалистом, профессионально призванным сопровождать образовательную деятельность, является тьютор. Тьюторские компетенции (которыми могут обладать и другие специалисты при соответствующей профессиональной подготовке или переподготовке) включают в себя помощь в составлении адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, формирование образа будущего ребёнка с ООП, работу с семьёй в этом направлении [1]. Благодаря реализации тьюторского подхода гораздо больше учащихся с ООП смогут вести насыщенную разнообразными развивающими событиями и относительно независимую жизнь, чувствовать, что могут быть полезными для других людей, реализовывать себя.
В российских реалиях деятельность тьютора приобрела свою специфику. Достаточно большое количество специалистов, организовывающих инклюзивную практику в саду или школе, стали рассматривать тьютора как помощника воспитателя либо учителя. Обратившись к реестру специальностей, можно точно обозначить отличия этих специальностей и преодолеть недопонимание. Необходимо очертить те ключевые моменты, которые должны присутствовать именно в тьюторском сопровождении ребенка с ООП в инклюзии.
Какова же миссия тьютора, если обобщить требования профстандарта тьютора и его особую роль в команде специалистов, реализующую инклюзивную практику?
– помочь ребёнку научиться учиться;
– помочь педагогу учить ребёнка учиться;
– помочь семье осознать свои ресурсы и научить ориентироваться в образовательной сфере.
В задачи работы тьютора входит анализ и помощь в формировании специальной (инклюзивной) среды. Главная специфика такой среды – это максимально безусловное принятие особенностей поведения и проявления интересов ребёнка и мягкие техники педагогического воздействия. Реализация этой миссии достигается за счёт  составляющих образовательной среды.

Тьютор – это педагог, помогающий ребёнку проявить свои интересы, помочь ему реализовать их, но вместе с тем направить реализацию этих интересов в социально приемлемый контекст. При этом, важно, чтобы и семья разделяла направленность реализации интересов ребёнка.
Преемственность работы тьютора в реабилитационном центре, в саду и в школе (в рамках инклюзии) заключается в одинаковых ценностных ориентациях, принципах в работе, использовании схожих приёмов в сопровождении ребёнка с ООП на занятиях.
Детский сад и школа – это наиважнейший отрезок жизни каждого ребёнка. Он получает не только опыт приобретения знаний, но и учится быть самостоятельным. Одна из главных задач, решаемых в инклюзивной практике, – это успешная социализация ребёнка с ООП, то есть максимальная самостоятельность и реализация своего творческого потенциала [2].
Так как действия тьютора направлены на организацию деятельности ребёнка в образовательном контексте, то любая деятельность ребёнка с ООП должна быть образовательной – развивающей в ребёнке самостоятельность, интересы, осознанность, способность анализировать ситуацию и находить правильные выходы из неё в соответствии с культурными и социальными нормами, принятыми в том обществе, в котором живёт и развивается ребёнок.
Тьютор действует в рамках междисциплинарного подхода. Тьютор должен не только понимать и знать, как разрешить ту или иную ситуацию, он должен обладать и практическими навыками, руководствуясь соответствующими ценностными ориентациями. Поэтому спецификой в работе тьютора с ребёнком с ООП должна стать постоянная включенность в его образовательный процесс.
Включённость предполагает реализацию некоторых задач непосредственно тьютором, а других – привлечением соответствующих специалистов [3]. Например, если тьютор замечает, что у ребёнка в достаточной степени не сформированы коммуникативные навыки, тьютор может организовать на переменах игры на развитие коммуникативных навыков, создав мини-группу (ребёнок с ООП и пожелавшие присоединиться к группе одноклассники), либо тьютор может привлечь психолога к проведению подобных игр. Оценка сформированности у ребёнка с ООП коммуникативных или других навыков также может быть проведена либо тьютором, либо, по просьбе тьютора, школьным психологом (также тьютор может опираться на результаты диагностик и рекомендаций ПМПК и других специалистов, к которым обращались родители).
Для родителей ребёнка с ОВЗ одним из самых трудных шагов является выбор образовательного пути. Действительно, для ситуации с нормотипичным ребёнком родители могут опираться либо на преемственность родительского выбора профессии (династия), либо на интересы самого ребёнка, либо на сочетание обоих вариантов. Для родителей ребёнка с ООП будущее представляется совершенно не определённым (кроме как перспективы жизни их ребёнка в психо-неврологическом интернате). В связи с этим мы затрагиваем большой пласт психологических, этических и материальных вопросов обеспечения образования для ребёнка с ООП. Взаимосвязь составляющих образовательного маршрута ребёнка с ООП является пока недостаточно проработанной. Государство и сами родители выделяют большое количество средств на финансирование образования ребёнка с ООП в системе образования. Но после окончания обучения у молодых людей, как правило, очень мало шансов найти работу по способностям и возможностям. Таким образом получается, что вложение средств в образовательный маршрут ребёнка и затем молодого человека с ООП несоизмерим с возможностями, которые предоставляются затем молодому человеку для реализации полученных знаний, навыков, умений. Создание образа будущего и направленная на его реализацию аккумуляция всех возможных ресурсов – задача и вызов для всей системы образования и будущих работодателей и служб социального обеспечения. Первым специалистом, имеющим соотвествующие компетенции в работе над данной задачей, может и должен стать тьютор (учитывая требования профстандарта).
Тьютор учитывает особенности ребёнка (его прошлое), выявляет его интересы, помогает осознать их. Далее тьютор помогает найти внутренние и внешние ресурсы, которые помогут ребёнку развивать свои увлечения, понять, каким образом ребёнок может приобрести и профессиональные компетенции (настоящее ребёнка). Помогая ребёнку «заглянуть в возможное будущее», тьютор совместно с ним создаёт образ будущего, в том числе помогает ему познакомиться с возможными профессиями.
В дошкольном образовании такая работа осуществляется через ролевые игры, где дети становятся, в соответствии с темой игры, доктором, поваром, строителем и т. п. В начальной школе знакомство с профессиями происходит через наглядные пособия, классные часы и другие виды деятельности, в средней школе это могут быть экскурсии на производство или ферму, в старшей и в колледже – учебная практика.

Создание образа будущего должно проводиться при активнейшем участии родителей (как основных заказчиков образовательных услуг для своего ребёнка). К решению этой задачи тьютор может привлекать психолога школы, знакомить родителей с информацией о различных организациях в городе проживания ребёнка, занимающимися трудоустройством людей с ООП, спортивных секциях (паралимпийских и Специальной олимпиады, спорт ЛИН), поддерживаемого трудоустройства, социальной занятости, досуговых организациях, центрах по созданию поддерживаемого проживания (для того, чтобы жить в тренировочной квартире, нужны определённые навыки, которым нужно учиться, а это – образовательные задачи!).
Например, детям с ООП, как правило, очень сложно ориентироваться в многообразии видов деятельности в образовательной организации. От любого ребёнка требуется запоминать маршруты передвижения по зданию и во дворе во время прогулок, понимать, в каком пространстве (помещении) что нужно делать. Каким образом помочь ребёнку самостоятельно сориентироваться в том, что нужно сделать сейчас? Какие подсказки (карточки, жесты) предложить ребёнку? Кого из сверстников задействовать в решении той или иной задачи? Как проконтролировать действия ребёнка так, чтобы он не заметил контроль и думал, что всё делает самостоятельно? Как поддержать интерес ученика таким образом, чтобы повысить степень его мотивации к обучению и контакту со сверстниками? Все эти и многие другие вопросы должен уметь задавать тьютор и находить на них именно «тьюторские» ответы.
Тьютор действует, исходя из следующих принципов:
– предоставлять инициативу ребенку;
– помогать только тогда, когда понятно, что ребёнок не справится или не имеет пока нужного опыта;
– давать ребёнку больше времени на осмысление ситуации и поиск решений;
– уметь видеть, слышать и чувствовать «за двоих»: за «обычного» и за «особого», то есть учитывать особенности ребёнка, но и помогать ему делать выборы в соответствии с развитием компетенций, соответствующих возрасту и уровню актуального развития;
– влиять своими действиями на среду таким образом, чтобы ребёнок мог справиться сам, либо ему могли легко помочь сверстники или персонал организации (принцип не предполагает, что тьютор бездействует. Тьютор помогает персоналу правильным образом отреагировать на действия ребёнка, сказать нужные слова, вовремя похвалить ребёнка и т.п.).
Таким образом, преемственность в реализации образовательного маршрута ребёнка с ООП может быть выражена в следующей стратегии: в садике учить ребёнка тому, что понадобится в школе, в школе – тому, что понадобится в колледже, в колледже тому, что во взрослой жизни и в профессии. Эта стратегия может реализовываться в соответствии с уровнями профессиональной зрелости ребёнка с ООП:
1). Помощь по дому – уборка, готовка, магазин, помощь в уходе за братом-сестрой.
2). Помощь в Центре, школе – относить вещи, уход за цветами, работа с книгами в библиотеке, уборка инвентаря в спортзале, изготовление наглядного материала (обретение навыков возможных будущих профессий) и т.п.
3). Поддерживаемое трудоустройство и жизнеустройство (организации, обеспечивающие труд людей с ООП и проживание).
4). Свободный рынок труда и сопровождение (помощь в адаптации).
5). Свободный рынок труда – максимальная самостоятельность.

Литература
1. Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю. , Теров А.А., Чередилина М. Ю. Профессия «Тьютор». М., 2012. 124 с.
2. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: курс лекций. М.: ЦРИД «Наш солнечный мир», 2017. 114 с.
3. Джаней Р., Снелл М.Е. Инклюзивная практика обучения: изменение и адаптация школьных учебных программ. М.: РООИ «Перспектива», 2013. 265 с.

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости