Практики тьюторского сопровождения особого ребенка в Приморском крае
 /  Инклюзивное образование / Приморский край / Практики тьюторского сопровождения особого ребенка в Приморском крае

Практики тьюторского сопровождения особого ребенка в Приморском крае

Степкова О.В., к.пед.н.,
Лавриненко Т.Д., к.п.н., доцент
тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик

«Общество, осознано или неосознанно отвергающее особых детей и особых людей, само обречено рано или поздно превратиться в отверженное общество”. Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик РАО, советский и российский психолог, педагог, публицист.

В последнее время тема инклюзивного образования детей с особыми потребностями становится одной из самых обсуждаемых на разных уровнях. Особый ребёнок — это ребёнок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Эта категория детей неоднородна и включает в себя детей с разными нарушениями развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Как и где обучать такого ребенка – вопрос не самый простой, с учётом необходимости соблюдать образовательные стандарты.
Инклюзивное образование в Приморском крае имеет приоритетное значение. Одна из основных задач развития системы образования Приморского края – обеспечить равный доступ к обучению для всех юных приморцев. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение, и практики тьюторства развиваются в нескольких направлениях и на разных ступенях обучения. В Дальневосточном федеральном университете была открыта вторая в России магистратура по программе «Тьюторское сопровождение в образовании», затем преобразована в программу «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося», обучение на которой после трехлетнего перерыва возобновлено с 2024 года, выпускники этих магистерских программ работают в школах и дошкольных образовательных учреждениях, продолжая реализовывать магистерские проекты по тюторскому сопровождению детей (Астахова О.В. «Тьюторское сопровождение формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья»; Симчат И.И. «Тьюторская позиция воспитателя дошкольного образовательного учреждения в сопровождении детей с детским церебральным параличом» и др.).
Дальневосточный центр развития тьюторских практик, реагируя на запрос руководства общеобразовательных школ, реализовал дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки учителей «Тьюторство в инклюзивном образовании в условиях реализации ФГОС» (72 часа, 288 часов), разработанные Степковой Оксаной Васильевной. реализованные в школах г. Владивостока (МБОУ СОШ № 61, 62, 63).
Тьюторское сопровождение – это организованное взаимодействие тьютора или педагога, выполняющего тьюторские функции, и особого ребенка и его семьи с целью преодоления трудностей и оказания квалифицированной помощи обучаемому. Ядром тьюторского сопровождения является комплексная диагностика, коррекционно-развивающие мероприятия и просвещение родителей. Одно из ключевых направлений тьюторского сопровождения – сопровождение семьи, поскольку уровень развития ребенка и скорость его продвижения по индивидуальной образовательной траектории зависят не только от диагноза, но и от характера детско-родительских отношений, от условий развития. В этом отношении представляют интерес опыт и направления работы на примере деятельности центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края (далее – ЦПМПК ПК). Данная комиссия, в которой принимаются дети с раннего возраста, рассматривается как организация образовательного процесса и особый ресурс помощи семье. При осуществлении тьюторской сопровождения семьи особого ребенка специалисты ЦПМПК ПК выявляют своеобразие отношения родителей к своему ребенку, уровень их знаний о особых детях, специфику восприятия ими информации. Специалисты ЦПМПК ПК (дефектологи и психологи) – устанавливают партнерские отношения с семьей, объясняют специфику взаимодействия с особым ребенком, методику коррекционно-развивающих занятий, проводят консультативную работу по организации занятий в семье. Медицинские специалисты ЦПМПК ПК – осуществляют дифференцированную диагностику ребенка, консультируют в области лечения. Уникальность ЦПМПК ПК состоит в комбинировании педагогических и медицинских мероприятий. При сочетании двух видов деятельности ‒ удается создать личностно-ориентированную систему медико-психолого-педагогического сопровождения особого ребенка и повысить уровень знаний родителей о детях разной категории. Образование и воспитание детей через просвещение родителей – ведущий принцип работы ЦПМПК ПК. Специалисты ЦПМПК ПК, выполняющие функции тьютора, помогают семьям, имеющим особого ребенка, найти пути взаимодействия с ним, адаптироваться к проблеме, осуществлять эффективную взаимосвязь с социальной средой, обучают родителей и консультируют их относительно форм образования, чтобы максимально удовлетворить потребности ребенка и оправдать ожидания родителей. Родителей привлекают к активному участию в реализации индивидуального образовательного маршрута детей.
Большую роль в развитии тьюторства в нашем регионе играет Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского края «Твой Маяк» (далее – Центр). На базе Центра, каждый год, проводятся научно-практические конференции в смешанном формате (очно и дистанционно). Где активно педагоги и родители особых детей делятся тьюторскими практиками. Также традиционно Центр проводит консультативно-просветительские вебинары и очень популярно заходят для родителей и педагогического сообщества темы посвященные профессии тьютора и тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Таким образом, представлены три основных субъекта, которые содействуют развитию тьюторских практик в Приморском крае, и начинают разворачиваться в различных образовательных учреждениях нашего края.
Дальневосточный центр развития тьюторских практик продолжает свою деятельность, отозвавшись на запрос АНО «Центр развития и поддержки многодетных семей «Инициатива» при Приморском региональном отделении «Национальная родительская ассоциация», по тьюторскому сопровождению особых детей циклом встреч с родителями детей с ОВЗ.

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • Координатор страницы Инклюзивного образования

     Карпенкова Инна Вячеславовна

    Карпенкова Инна Вячеславовна

    innet_karp@mail.ru

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости