ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ «#SELFSKILLSSYSTEM» КАК ИНСТУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
 /  Библиотека / Дошкольное образование / Книжная полка тьютора / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ «#SELFSKILLSSYSTEM» КАК ИНСТУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ «#SELFSKILLSSYSTEM» КАК ИНСТУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Образовательное картирование по технологиям «SelfSkillsSystem» как инструмент освоения интегративного мышления

Автор: Лада Лазарева

Образование современного человека в условиях быстро сменяющих друг друга парадигм BANI-мира напрямую зависит от его мышления, позволяющего эффективного  оперировать информацией, «схватывать» новое и продуцировать собственные смыслы. Глобальная цель образования предполагает развитие устойчивых навыков интегративного мышления (неисполнительское, нелинейное, продуктивное) с опорой на самообразование. В инновационных практиках эффективным инструментом становления такого мышления, является образовательное картирование.

       В широком понимании карта – это один из способов отображения реальной или виртуальной действительности, а её основная функция, по моему мнению, состоит в упрощении действительности для схватывания интересующих объектов с целью ориентирования в них, эффективного применения и управления. Слово «карта» происходит от латинского «charta» (лист папируса) или греческого «χαρτος» (бумага).  В английском  языке с 1520 года помимо слова «card» появляется «mappe moundу» от латинского «mappe mundi» (mappe – кусочек ткани, салфетка,  mundi – мир).  Позже словосочетание сократилось до современной формы «map». А    в русский язык слово «карта» заимствовано из голландского в начале XVIII века  (Петровская эпоха)  в значении чертежа береговых очертаний и поверхности моря.

          Первые карты появились в первобытном обществе до появления письменности. Они изображались на песке, кусочках коры, бивнях мамонта, папирусе и т.д. Самые древние из них – карты звездного неба. Так резьбе на бивне мамонта с созвездием Ориона  более 32000 лет (обнаружена в Германии в 1979г.), а небесному диску из Нербы около 3600 лет (бронзовый диск со вставками из золота, около XVII века до н.э.). Сохранились также древние артефакты с картами местности. Например, Туринская папирусная карта, которой почти 32 века, – это древнейшая бумажная карта, выполненная около 1150 года до н.э. для участников экспедиции, организованной Рамзесом IV в местные каменоломни.

         Изначально карта  являлась инструментом отражения существующих в окружающей среде объектов для ориентации в реальном мире. Карта созвездия Ориона на бивне мамонта помогала ориентироваться на небосклоне, отыскивая звезды созвездия, популярного в культурах многих народов: шумеров, мексиканцев, хопи, египтян, греков, китайцев, скандинавов, венгров, славян и др. Существуют гипотезы, что с опорой на эту карту отсчитывали продолжительность беременности, соизмеряли посевной календарь и  возводили мегалитические постройки: пирамиды Теотиуакана (Мексика), Гизы (Египет) и Ясен парка (Китай), календарный круг Набта-Плайя (Египет), небесный компас Гавазан (Армения), «святилища» Кольского полуострова (Россия) и др. Древние географические карты дали возможность путешественникам ориентироваться на местности и открывать новые торговые пути. Игральные карты издавна помогали окунуться в игровую действительность и управлять игровыми объектами создаваемого мира. Медицинские карты позволили «схватывать» специфические характеристики пациентов из массива данных и предлагать более точные способы лечения с опорой на историю болезни. По аналогии с медицинскими картами  были применены диагностические карты в педагогике для сравнения параметров учебных процессов и эффективного управления ими.

          Сегодня спектр назначений карт существенно расширился, а карты сопровождают человека практически во всех сферах жизни. Ниже перечислены примеры разных карт:

-Звездные карты (рисованные, фотографические, планисферные…);

-Географические (морские навигационные, топографические, дорожные, спортивные…);

-Платёжные (банковские, торговые, транспортные, телефонные, совместные, виртуальные…);

-Диагностические (медицинские, психолого-педагогические, фактические, прогнозные…);

-Образовательные (когнитивные, ресурсные, семантические, личностно-ресурсные…);

-Досуговые (метафорические, игральные, звуковые, карты  памяти, сыров, вин, сайтов…).

        Карта – это модель  действительности (реальной или виртуальной) и одновременно инструмент объективации этой действительности. Объективация от латинского «objectivus» (предметный)  понимается как опредмечивание, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение, что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта. Картирование одновременно выступает как формат, процесс и результат.  Картирование как формат (культурный прототип человеческой действительности) связано со стремлением человека осваивать окружающий мир и объективировать полученные знания, фиксируя их разными способами в зависимости от задач. Картирование как процесс – это создание карты через объективацию действительности. Картирование как результат – это фиксация ресурсов, проявление феноменов, схватывание новых смыслов и др. На мой взгляд, картирование как результат может существовать без создания артефакта в виде карты (картирование телесных ощущений, эмоциональных откликов, ключевых слов, смысловых образов и др.).

         Для предъявления карты другим используются различные приемы визуализации. Визуализация (от лат. visualis, «зрительный»)  общее название приёмов представления числовой информации, физического явления или феномена в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Визуальное мышление –  использование естественной способности человека видеть (не только глазами, но и мысленно), позволяющей обнаруживать идеи, которые в противном случае оказались бы незамеченными; быстро и интуитивно развивать их, а затем доносить так, чтобы окружающие быстро понимали и принимали их. При этом процесс визуального мышления состоит всего из 4 этапов: посмотреть,  увидеть,  вообразить, показать  другим.

          В отличие от рисунка, фотографии, коллажа, схемы, таблицы, инфографики, нейрографики и других способов визуализации у карты присутствуют 3 основных характеристики:

1.Топика (набор похожих объектов);

2.Масштаб (измеримое качество объектов);

3.Направленность (понятная геометрия расположения объектов).

             В России картирование  успешно применяется в учебно-воспитательном процессе со второй половины XIX века, когда на основании трудов Ушинского К.Д., Сеченова Н.М., Пирогова Н.И. и др. были разработаны первые диагностические карты к педагогике. Применение ментальных карт (mind map, интеллект-карты, карты памяти) способствует эффективному изучению тем, т.к. самостоятельно структурируя материал в формате mind map, картирующий нарабатывает новые нейронные связи, становясь соавтором знания. Дорожные карты визуализируют временную шкалу timeline, улучшая  показатели по освоению материалов, сдаче учебных и профессиональных работ в обозначенные на карте сроки. Но в данных примерах картирующий редко является субъектом, поэтому картирование не становится для него образовательным процессом.

           Образовательная карта – «это  карта, отражающая субъективный опыт её создателя в процессе  образования, сделанная  с использованием условных знаков и условной масштабности» [1, с. 17]. Это субъективная модель действительности  образования. А «процесс работы с картой,  где объективируются не только внешние, но и внутренние ресурсы человека называется личностно-ресурсным картированием» [1, с. 17-21]. Исходя из определения, важно различать образовательные карты и карты, применяемые в образовании.

            В современных реалиях образовательное картирование становится особым способом организации и визуализации собственного мировоззрения, а также эффективным инструментом пересборки своего образа будущего. Человек  как «сложное существо» одновременно принадлежит «многим сферам, средам и мирам», проявляя «стремление к инновациям во всех сферах, …благодаря существованию сознания, которое обладает высшей степенью интеграции» [2, с. 3]. В современном человеке «проявляются или осознанно используются им в той или иной ситуации» все 4 человеческих типа, сформировавшихся в процессе филогенеза: Homo naturalis, Homo sapiens, Homo confuses, Homo beatus [6, с. 267-268]. Человек счастливый «интегрирует трансформационные наработки предыдущих эпох», не отрицая себя прошлого, и «накапливает новый опыт себя настоящего: своих моделей, приемов, сценариев, ролей в жизни» [6, с. 267-268]. Ему важно не «найти себя» или «восстановиться в том виде, в котором я себя помню», а «построить себя», т.е. «создать себя таким, каким я хочу быть» [6, с. 267-268].

            Освоение интегративного мышления по технологиям «#SelfSkillsSystem», созданным на базе Академии возможностей «LADьЯ» (г. Москва) [3, с. 130-133] проходит  на стыке философии с разными научными областями (психология, педагогика, социология, тьюторство и др.), интегрируя знания  нескольких научных направлений:

–  Системо-мыследеятельностная методология (СМД методология) Г.П. Щедровицкого;

–  Развивающее обучение Д.Б. Эльконина и др.;

–  Интегративная психология В.В. Козлова;

–  Двуполушарный подход О.Л. Соболевой и др.;

–  Практики тьюторства Т.М. Ковалевой и др.;

–  Метамодерн П.М. Пискарёва и пр.

            На основе интегративного подхода была разработана модель становления анторопорактика (см. Рисунок 1), которая в редуцированном виде применима к освоению разных практик, включая практику интегративного мышления.

Рис.1: Сопоставление фокусировки «ЛАДО» и модели становления антропопрактика Лазаревой Л.И.

          Модель освоения интегративного мышления, аналогично модели становления антропопрактика, состоит из 4 уровней, каждый из которых, соответствует одному из 4 типов, проявляющихся в человеке согласно теории «Метамодерн»:

  1. Практик (образное мышление Homo naturalis, премодерн).
  2. Мастер (эмоциональный интеллект Homo sapiens, модерн).
  3. Профессионал (словестно-логическое мышление Homo confuses, постмодерн).
  4. Эксперт-исследователь (интегративное мышление Homo beatus, метамодерн).

В завершении приведу примеры типологизации карт через фокусировку по «ЛАДО» с опорой «Парадигмальный анализ».

ЛИЧНОЕ (Любимое для Себя):

– банковские, карты желаний и интересов, медицинские, телефонные, телесные…

АВТОРСКОЕ (Актуальное для Мира)

-географические, диагностические, звёздные, политические, эмоциональные…

ДОМАШНЕЕ (Доброе для Дома)

– карты сайтов, маршрутные, ментальные, сырные…

О… (Открытое, окрыляющее для  Чуда)

-астрологические, игральные, метафорические, образовательные, смысловые…

Резюмируя вышесказанное с учетом результатов, полученных в экспериментальных и контрольных группах по освоению интегративного мышления [4], [5], [6] можно сделать следующие выводы.

  1. Эффективность образования человека в реалиях BANI-мира зависит умения оперировать информацией, «схватывать» новое и продуцировать собственные смыслы с опорой на разные типы мышления (интегративное мышление).

2.Конструкт навыков, необходимых для становления интегративного мышления является уникальным и обнаруживается в процессе пробных действий с собственным мышлением.

  1. Для освоения интегративного мышления важно «возвратно-поступательное движение» с планированием, организацией, реализацией и рефлексией собственных пробных действий в становлении мышления.
  2. Образовательное картирование по технологиям «#SelfSkillsSystem» позволяет проявить, выбрать, пересобрать и реализовать собственный конструкт навыков, необходимых для становления интегративного мышления.

Список литературы

  1. Ковалева Т.М., Климова Т.А., Лазарева Л.И., Митрошина Т.М., Тюмина М.В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… : коллективная монография / Науч. ред. Т.М. Ковалёва. – М., 2018 – 104с.

2.Козлов В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. – М.: ГАЛА-Издательство, 2008. – 112 с.

3.Лазарева Л.И. История становления посреднического действия тьютора в Академии возможностей «LADьЯ» // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность» Материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции) 29–30 октября 2019 г. / Научные редакторы: Т.М. Ковалева, А.А. Теров, технический редактор: Н.В. Лебедева, 2019. – С.130-135.

4.Лазарева Л.И., Мачехина О.Н., Ростовская А.Е., Шаповал Н.А. Групповой тьюториал «Сам Себе …?» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=p0cfBF5XVsg (дата обращения: 24.04.23)

5.Лазарева Л.И. У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности, становление субъектности, формирование self skills». Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской         научно-практической конференции) 27 октября – 28 октября 2020г. / Научные редакторы: Е.А. Волошина, Т.М. Ковалева, А.А. Теров, 2020. – С.165-175.

6.Пискарёв П.М. Метамодерн и интегративная методология гуманитарного знания : дис. … д-р психол. наук: 19.00.01. – Ярославль, 2019. – 461с.

Лазарева Лада Игоревна

Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ», Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье» Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...) Региональный эксперт МТА (Московское отделение), Создатель сертифицированной тьюторской практики, Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem», Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

Related Posts

Библиотека, Дошкольное образование, Москва, Москва и Московская область, Тьюторство в дошкольном образовании
Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста

Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста в Академии возможностей «LADьЯ». Автор: Лада Лазарева Можно ли вырастить

Дошкольное образование, Москва и Московская область, Технологии тьюторского сопровождения, Тьюторство в дошкольном образовании
Картирование в ДОУ

Обновленная версия раздела о картировании в работе дошкольников из книги «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…»

Координатор страницы Дошкольного образования

 Лазарева Лада Игоревна

Лазарева Лада Игоревна

lada@aladya.ru

  • Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ»
  • Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье»
  • Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...)
  • Региональный эксперт МТА (Московское отделение)
  • Автор сертифицированной тьюторской практики
  • Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem»
  • Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости