Понедельник
22 МайОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ «#SELFSKILLSSYSTEM» КАК ИНСТУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
Образовательное картирование по технологиям «SelfSkillsSystem» как инструмент освоения интегративного мышления
Автор: Лада Лазарева
Образование современного человека в условиях быстро сменяющих друг друга парадигм BANI-мира напрямую зависит от его мышления, позволяющего эффективного оперировать информацией, «схватывать» новое и продуцировать собственные смыслы. Глобальная цель образования предполагает развитие устойчивых навыков интегративного мышления (неисполнительское, нелинейное, продуктивное) с опорой на самообразование. В инновационных практиках эффективным инструментом становления такого мышления, является образовательное картирование.
В широком понимании карта – это один из способов отображения реальной или виртуальной действительности, а её основная функция, по моему мнению, состоит в упрощении действительности для схватывания интересующих объектов с целью ориентирования в них, эффективного применения и управления. Слово «карта» происходит от латинского «charta» (лист папируса) или греческого «χαρτος» (бумага). В английском языке с 1520 года помимо слова «card» появляется «mappe moundу» от латинского «mappe mundi» (mappe – кусочек ткани, салфетка, mundi – мир). Позже словосочетание сократилось до современной формы «map». А в русский язык слово «карта» заимствовано из голландского в начале XVIII века (Петровская эпоха) в значении чертежа береговых очертаний и поверхности моря.
Первые карты появились в первобытном обществе до появления письменности. Они изображались на песке, кусочках коры, бивнях мамонта, папирусе и т.д. Самые древние из них – карты звездного неба. Так резьбе на бивне мамонта с созвездием Ориона более 32000 лет (обнаружена в Германии в 1979г.), а небесному диску из Нербы около 3600 лет (бронзовый диск со вставками из золота, около XVII века до н.э.). Сохранились также древние артефакты с картами местности. Например, Туринская папирусная карта, которой почти 32 века, – это древнейшая бумажная карта, выполненная около 1150 года до н.э. для участников экспедиции, организованной Рамзесом IV в местные каменоломни.
Изначально карта являлась инструментом отражения существующих в окружающей среде объектов для ориентации в реальном мире. Карта созвездия Ориона на бивне мамонта помогала ориентироваться на небосклоне, отыскивая звезды созвездия, популярного в культурах многих народов: шумеров, мексиканцев, хопи, египтян, греков, китайцев, скандинавов, венгров, славян и др. Существуют гипотезы, что с опорой на эту карту отсчитывали продолжительность беременности, соизмеряли посевной календарь и возводили мегалитические постройки: пирамиды Теотиуакана (Мексика), Гизы (Египет) и Ясен парка (Китай), календарный круг Набта-Плайя (Египет), небесный компас Гавазан (Армения), «святилища» Кольского полуострова (Россия) и др. Древние географические карты дали возможность путешественникам ориентироваться на местности и открывать новые торговые пути. Игральные карты издавна помогали окунуться в игровую действительность и управлять игровыми объектами создаваемого мира. Медицинские карты позволили «схватывать» специфические характеристики пациентов из массива данных и предлагать более точные способы лечения с опорой на историю болезни. По аналогии с медицинскими картами были применены диагностические карты в педагогике для сравнения параметров учебных процессов и эффективного управления ими.
Сегодня спектр назначений карт существенно расширился, а карты сопровождают человека практически во всех сферах жизни. Ниже перечислены примеры разных карт:
-Звездные карты (рисованные, фотографические, планисферные…);
-Географические (морские навигационные, топографические, дорожные, спортивные…);
-Платёжные (банковские, торговые, транспортные, телефонные, совместные, виртуальные…);
-Диагностические (медицинские, психолого-педагогические, фактические, прогнозные…);
-Образовательные (когнитивные, ресурсные, семантические, личностно-ресурсные…);
-Досуговые (метафорические, игральные, звуковые, карты памяти, сыров, вин, сайтов…).
Карта – это модель действительности (реальной или виртуальной) и одновременно инструмент объективации этой действительности. Объективация от латинского «objectivus» (предметный) понимается как опредмечивание, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение, что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта. Картирование одновременно выступает как формат, процесс и результат. Картирование как формат (культурный прототип человеческой действительности) связано со стремлением человека осваивать окружающий мир и объективировать полученные знания, фиксируя их разными способами в зависимости от задач. Картирование как процесс – это создание карты через объективацию действительности. Картирование как результат – это фиксация ресурсов, проявление феноменов, схватывание новых смыслов и др. На мой взгляд, картирование как результат может существовать без создания артефакта в виде карты (картирование телесных ощущений, эмоциональных откликов, ключевых слов, смысловых образов и др.).
Для предъявления карты другим используются различные приемы визуализации. Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») общее название приёмов представления числовой информации, физического явления или феномена в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Визуальное мышление – использование естественной способности человека видеть (не только глазами, но и мысленно), позволяющей обнаруживать идеи, которые в противном случае оказались бы незамеченными; быстро и интуитивно развивать их, а затем доносить так, чтобы окружающие быстро понимали и принимали их. При этом процесс визуального мышления состоит всего из 4 этапов: посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим.
В отличие от рисунка, фотографии, коллажа, схемы, таблицы, инфографики, нейрографики и других способов визуализации у карты присутствуют 3 основных характеристики:
1.Топика (набор похожих объектов);
2.Масштаб (измеримое качество объектов);
3.Направленность (понятная геометрия расположения объектов).
В России картирование успешно применяется в учебно-воспитательном процессе со второй половины XIX века, когда на основании трудов Ушинского К.Д., Сеченова Н.М., Пирогова Н.И. и др. были разработаны первые диагностические карты к педагогике. Применение ментальных карт (mind map, интеллект-карты, карты памяти) способствует эффективному изучению тем, т.к. самостоятельно структурируя материал в формате mind map, картирующий нарабатывает новые нейронные связи, становясь соавтором знания. Дорожные карты визуализируют временную шкалу timeline, улучшая показатели по освоению материалов, сдаче учебных и профессиональных работ в обозначенные на карте сроки. Но в данных примерах картирующий редко является субъектом, поэтому картирование не становится для него образовательным процессом.
Образовательная карта – «это карта, отражающая субъективный опыт её создателя в процессе образования, сделанная с использованием условных знаков и условной масштабности» [1, с. 17]. Это субъективная модель действительности образования. А «процесс работы с картой, где объективируются не только внешние, но и внутренние ресурсы человека называется личностно-ресурсным картированием» [1, с. 17-21]. Исходя из определения, важно различать образовательные карты и карты, применяемые в образовании.
В современных реалиях образовательное картирование становится особым способом организации и визуализации собственного мировоззрения, а также эффективным инструментом пересборки своего образа будущего. Человек как «сложное существо» одновременно принадлежит «многим сферам, средам и мирам», проявляя «стремление к инновациям во всех сферах, …благодаря существованию сознания, которое обладает высшей степенью интеграции» [2, с. 3]. В современном человеке «проявляются или осознанно используются им в той или иной ситуации» все 4 человеческих типа, сформировавшихся в процессе филогенеза: Homo naturalis, Homo sapiens, Homo confuses, Homo beatus [6, с. 267-268]. Человек счастливый «интегрирует трансформационные наработки предыдущих эпох», не отрицая себя прошлого, и «накапливает новый опыт себя настоящего: своих моделей, приемов, сценариев, ролей в жизни» [6, с. 267-268]. Ему важно не «найти себя» или «восстановиться в том виде, в котором я себя помню», а «построить себя», т.е. «создать себя таким, каким я хочу быть» [6, с. 267-268].
Освоение интегративного мышления по технологиям «#SelfSkillsSystem», созданным на базе Академии возможностей «LADьЯ» (г. Москва) [3, с. 130-133] проходит на стыке философии с разными научными областями (психология, педагогика, социология, тьюторство и др.), интегрируя знания нескольких научных направлений:
– Системо-мыследеятельностная методология (СМД методология) Г.П. Щедровицкого;
– Развивающее обучение Д.Б. Эльконина и др.;
– Интегративная психология В.В. Козлова;
– Двуполушарный подход О.Л. Соболевой и др.;
– Практики тьюторства Т.М. Ковалевой и др.;
– Метамодерн П.М. Пискарёва и пр.
На основе интегративного подхода была разработана модель становления анторопорактика (см. Рисунок 1), которая в редуцированном виде применима к освоению разных практик, включая практику интегративного мышления.
Рис.1: Сопоставление фокусировки «ЛАДО» и модели становления антропопрактика Лазаревой Л.И.
Модель освоения интегративного мышления, аналогично модели становления антропопрактика, состоит из 4 уровней, каждый из которых, соответствует одному из 4 типов, проявляющихся в человеке согласно теории «Метамодерн»:
- Практик (образное мышление Homo naturalis, премодерн).
- Мастер (эмоциональный интеллект Homo sapiens, модерн).
- Профессионал (словестно-логическое мышление Homo confuses, постмодерн).
- Эксперт-исследователь (интегративное мышление Homo beatus, метамодерн).
В завершении приведу примеры типологизации карт через фокусировку по «ЛАДО» с опорой «Парадигмальный анализ».
ЛИЧНОЕ (Любимое для Себя):
– банковские, карты желаний и интересов, медицинские, телефонные, телесные…
АВТОРСКОЕ (Актуальное для Мира)
-географические, диагностические, звёздные, политические, эмоциональные…
ДОМАШНЕЕ (Доброе для Дома)
– карты сайтов, маршрутные, ментальные, сырные…
О… (Открытое, окрыляющее для Чуда)
-астрологические, игральные, метафорические, образовательные, смысловые…
Резюмируя вышесказанное с учетом результатов, полученных в экспериментальных и контрольных группах по освоению интегративного мышления [4], [5], [6] можно сделать следующие выводы.
- Эффективность образования человека в реалиях BANI-мира зависит умения оперировать информацией, «схватывать» новое и продуцировать собственные смыслы с опорой на разные типы мышления (интегративное мышление).
2.Конструкт навыков, необходимых для становления интегративного мышления является уникальным и обнаруживается в процессе пробных действий с собственным мышлением.
- Для освоения интегративного мышления важно «возвратно-поступательное движение» с планированием, организацией, реализацией и рефлексией собственных пробных действий в становлении мышления.
- Образовательное картирование по технологиям «#SelfSkillsSystem» позволяет проявить, выбрать, пересобрать и реализовать собственный конструкт навыков, необходимых для становления интегративного мышления.
Список литературы
- Ковалева Т.М., Климова Т.А., Лазарева Л.И., Митрошина Т.М., Тюмина М.В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… : коллективная монография / Науч. ред. Т.М. Ковалёва. – М., 2018 – 104с.
2.Козлов В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. – М.: ГАЛА-Издательство, 2008. – 112 с.
3.Лазарева Л.И. История становления посреднического действия тьютора в Академии возможностей «LADьЯ» // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность» Материалы XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции) 29–30 октября 2019 г. / Научные редакторы: Т.М. Ковалева, А.А. Теров, технический редактор: Н.В. Лебедева, 2019. – С.130-135.
4.Лазарева Л.И., Мачехина О.Н., Ростовская А.Е., Шаповал Н.А. Групповой тьюториал «Сам Себе …?» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=p0cfBF5XVsg (дата обращения: 24.04.23)
5.Лазарева Л.И. У истоков самости: сопровождение становления селф-скиллс средствами картирования на разных возрастных ступенях // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности, становление субъектности, формирование self skills». Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27 октября – 28 октября 2020г. / Научные редакторы: Е.А. Волошина, Т.М. Ковалева, А.А. Теров, 2020. – С.165-175.
6.Пискарёв П.М. Метамодерн и интегративная методология гуманитарного знания : дис. … д-р психол. наук: 19.00.01. – Ярославль, 2019. – 461с.