Роман о проекте “Соседство” – юбилей XX сессия.
 /  Монтессори-педагогика / Роман о проекте “Соседство” – юбилей XX сессия.

Роман о проекте “Соседство” – юбилей XX сессия.

Участники проекта написали о нём в таких красивых словах, так интересно, что выглядит это как общий роман. (ред.)

С 21 по 26 марта в школе «Эврика-развитие» г. Томска прошла юбилейная XX сессия межрегионального сетевого образовательного проекта для младших школьников «Соседство».

Цель программы – построение образовательного события за счет встречи сверстников между собой, с другим городом, с новыми взрослыми, с новым содержанием образования.

 

Участники: учащиеся 2-3-4-5-6-7-8-10 классов инновационных школ Томска МБОУ СОШ «Эврика-развитие», г. Томск

НОУ «Школа Антропоники», Гимназия № 1 «Универс», Лицей № 6 «Перспектива», г. Красноярск, МАОУ «Гимназия №42», ДРЦ «Вершина», г. Владивосток.

Юбилейная сессия Соседства была построена как тренировка разных качеств, которыми, на наш взгляд, должен обладать любой сосед, да и просто современный успешный человек. Интеллектуальные размышления, изобретательность и креативность  развивали на разных интересных площадках города: в научных институтах, в театрах и клубах, в мастерских людей, которые «умеют это делать», в музейных и городских квестах и т.д.  Тренировали инициативность и ответственность во время всех проб и путешествий. Командность и умение действовать индивидуально прорабатывали с незнакомыми  детьми и взрослыми не только во время проекта, но и в семьях наших соседей.

Сессия программы включает в себя решение учебных задач, немного теории, знакомство с реальными практиками и мастерами «на месте», самостоятельные пробы и обсуждение результатов проб с профессионалом.

Расселение ребят в семьях томичей способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У нас появятся новые СОСЕДИ!

Ведущие программы:

  • профессионалы из различных сфер деятельности – ученые, инженеры, экологи, дизайнеры, художники, социологи, психологи, медийщики, артисты и режиссеры.
  • РО, Монтессори, НооГен, Вальдорф, Свободная педагогика и пр.).

Контакты: руководитель проекта Евстигнеева Ирина, irinafilm@yandex.ru, г. Томск.

 

Все силы Соседства XX

Юбилейное «Соседство» XX.

Совершенно не удивительно, что оно имеет название «Сила Соседства». Действительно – мы вместе – это огромная сила.

С самого начала проекта чувствовалась сила духа команды педагогов и орггруппы подростков, готовой поддерживать, помогать друг друга, работать наравне, плечом к плечу. Каждый новый тьютор с каждым Соседством все быстрее вливается в команду проекта и несмотря на мощный интенсив, находит в нем себя, так же по полной проживая цепь ситуаций неопределенности.

Ну, и, конечно, сила семей, которые раскрыли двери своих домов для приезжих соседей. И сила родителей, которые доверили им своих детей.

Это «Соседство» оказалось необыкновенно сильным по командности, по креативу, по инициативе, по ситуациям выбора и по ответственности за этот выбор. И если вначале выбирать из такого большого количества ремесел, научных лабораторий, социальных проектов было сложно, то к концу проекта у каждого соседа, будь то ребенок или тьютор наметилась своя стратегия: предположить по названию мастерской вид деятельности или вовремя записаться на интересующую тебя тему. Да хотя бы договориться с другом, какое исследование будет интересно делать вместе.

Еще одна сила этого Cоседства была в разнообразии новых образовательных форматов

Впервые попробовали внутрь интенсива вставить релакс-студии (опять же, несколько на свой выбор). Казалось бы, экстрим и релакс вещи противоположные. А вот и не обязательно. Главное, правильно подобрать меру одного и другого. В этот раз получилось! И возможно поэтому сил у соседей в течение дня было больше. Точнее, правильно их распределяли и перезапускали. Это настоящая находка для всех, кто практикует образовательный экстрим.

Большой след у ребят оставил социальный проект в детском саду. С каким желанием каждый из соседей готовился к встрече с дошколятами! Готовили реквизиты для спектаклей, морозили лед и бетонировали горох для опытов, тренировались рассказывать предельно просто о сложных научных явлениях. Для дошкольников эта встреча тоже оказалась очень ярким запоминающимся событием.

Сама идея социально-полезного действа на Соседстве не нова. Уже были прецеденты, когда соседи создавали продукты, которые могут быть полезны жителям города. Так уже дважды было на сессиях в Томске и Владивостоке, когда команды разрабатывали маршруты для образовательного туризма, путеводители и квесты по городу. Так было в Новосибирске, когда 1 июня соседи собирали с горожан их семейные истории и тут же публиковали их для всех, кто пришел в городской парк на праздник детства и семьи. Заметно, что с каждым разом идея делиться с большими и маленькими горожанами своей силой укрепляется и становится неотъемлемой частью программы. И, видимо, это особая сила, которая, чем больше используется, тем больше нарастает.

Что еще нового было? С большим энтузиазмом ребята включились в командную игру «Остров». Это был настоящий тренинг на гибкость мышления, на креативность и на умение чувствовать другого.

А сколько стратегий родилось в умах соседей во время Экономической игры! Каждый не уставал делиться своими открытиями себя нового: «я научился доверять другому», «а я понял, что нужно всегда оставаться внимательным и видеть стратегии других», и «вообще, одна голова хорошо, а вместе зарабатывать лучше».

Различным силам в день науки были посвящены различные исследовательские лаборатории. Соседи наблюдали и мерили силы: речи, соседства, воли, трения, делали неожиданные открытия и не забывали их фиксировать в «Бортовом журнале соседа».

Так ежедневно на карте «Соседства» в журнале появлялись новые острова интересных мест города, судна мастеров и друзей-соседей, горы новых форм образования и архипелаги необычных, порой экстремальных ситуаций. Например, таких, в которых надо было ответить на весьма неожиданные вопросы:

  • как померить свою инициативность или креативность?
  • как решить Нг-задачу про мир, в котором люди ценят и измеряют командность?
  • как сделать веселый праздник за 2 часа?

Ответы на все эти вопросы оказались соседям под силу.

Проект закончился ярким праздником, который, по традиции сами же соседи и сделали.

Куда теперь поплывет наш сильный и большой корабль?! Самый интригующий вопрос о следующем городе Соседства, который звучит в конце каждой сессии. Вот и в этот раз на последнем тьюторском семинаре педагоги загадывали-разгадывали ответ. Результат «гадания» получился очень неожиданный. Еще некоторое время он будет уточняться. Но ведь уже известно, что не так важно в какой город мы отправимся, силу любому месту придают люди

В этой сессии в подготовке программы 6 дней принимали участие более 70 профессионалов из самых разных сфер жизни Томска. Представляете, какая за ними силища?

Ждем-ждем с нетерпением следующей встречи с знакомыми и еще неизвестными соседями городами и людьми!

Да прибудет с нами сила!!!

Елена Крапивец и Катерина Григоренко, тьюторы из Томска

 

Соседи, проверенные временем

10 лет…20 встреч…. Убедительный повод для того, чтобы утверждать: Соседство – проект, проверенный временем. За это время сильно расширилась география участников, изменилось количество соседей, выстроилась система передачи традиций внутри сообщества, определилась степень постоянного и изменяющегося.

«Соседи» договариваются о встрече в определенном городе, ведут определенный образ жизни, познают себя через новые знакомства и отношения. Это характеризуется некой стабильностью, которая присуща живому существу.

И одновременно, мир «соседей» постоянно изменяется, он неустойчив, зыбок, стремителен. Иногда мы вспоминаем прошлое, и с трудом узнаем в нем самих себя. Мы ждем изменений, готовимся к ним, порой волнуемся… Но чаще радуемся тому, что они произошли, что мы все-таки можем управлять некоторыми из них. Это понимание и дает нам внутреннее чувство свободы, уверенность в своих силах, желание шагать в мир нового десятилетия. 

Желаю ценить душевное и настоящее на этом пути, по-моему, именно оно оставляет след в сердце как время, проведенное в счастье.

С уважением к происходящему, Татьяна Костенко, зам. директора детского сада №4 «Монтессори», Томск

 

Мои 6 дней на проекте СОСЕДСТВО ХХ

  • Впечатление

Томск, здравствуй! Я опять здесь! Румяное просыпающееся солнце, белые березы и, по меркам столичного человека, ослепительно белый снег!!! Э-э-эх…

И вот опять эта желанная Встреча – радость, знакомые лица, объятия бесконечные с соседями! Но в особое трепетное будоражащее состояние приходит ум, чувства, эмоции, желания и телесные конструкции с первым выходом к сцене в качестве тьютора (!), хотя ко мне это относится весьма условно.

Я получаю «доверие» – маленький листочек с фамилиями и именами участников команды первого дня. И с этого момента начинаются Открытия! Это возможность оттачивать мастерство: наблюдать, замечать, видеть, анализировать! Это начало нового этапа в жизни, точка роста, настрой «мастера на ученика», «стирание границ и условностей», необыкновенное состояние счастья и ощущение бесконечности!

  • Удивление

Опять НооГеновская задача!  Это моя третья проба, третья команда, третий момент обнаружения умений сопровождать детей по пути поиска. Измерение «командности жителей виртуального мира» оказалось забавным делом. Дети интересно работали с точки зрения наблюдателя. Все по-разному: выдвигали идеи, сохраняли неким образом собственную устойчивость в отношении к своей модели и версий другого участника, приходили на помощь, проявляли по мере возможности ответственность и инициативу. В какие-то моменты активные становились пассивными с виду и отстраненными от общего дела. Но на защите проекта рисунки из собственного блокнотика быстро «телепортировались» на ватман и становились окончательной идеей команды. На ум приходит ассоциация с калейдоскопом – некая сила вращает волшебную детскую игрушку и незатейливые стеклышки вновь создают красивейший узор… Непостижимо! Как у детей все легко получается!

  • Ликование

Для этого было целых 3 повода.

Первым моментом является место моего нынешнего обитания в городе Томске, любимым мною всем сердцем. Это самый центр города. Маленький красивый деревянный терем-теремок с еще более маленькой квартиркой, необыкновенно красивой и наполненной интереснейшими предметами (книгами, коллекциями, подарками, фотографиями).  Хозяйка – настоящая кудесница, одаренная природой непостижимо огромным талантом Любви, Мудрости и Доверия Миру. Это качества истинного монтессори-педагога, коим она и является, оказавшись в далекие девяностые в числе первых учеников этого всемирного направления научной педагогики. Прекрасная Елена!

Второй момент связан с неповторимым опытом создания социального проекта. Это особый случай, потому что идея замечательная! Команда из проекта «Соседство ХХ», ученики 1-3 класса и подростки из орггруппы отправились с научными опытами в детский сад «Маленькие Исследователи» и совершили некий маленький научный переворот.  Малыши от 2 до 6 лет совершенно были «захвачены» состоянием настоящего ученого! Предложенную идею «Удивительные растения» команда продемонстрировала на одном дыхании, хотя по времени это заняло больше часа. Накануне ребята, выслушав идеи, совершенно без моей помощи распределили роли, выработали алгоритм выступления, создали совершенно уникальные авторские плакаты в поддержку своего опыта. Серьезность, последовательность, увлеченность, ответственность – это то, что мы, взрослые, стремимся привить ученикам.

Боги уже выдали эти дары детям при рождении! И только наша суета, и недоверие, извечное желание внести «свою лепту», часто вносят путаницу в детское сознание. И когда в группе оказывается ребенок, подобный первоклашке Андрею Маслову, монтессорский постулат «помоги мне это сделать самому!» и является ключом к успешности и компетентности Ребенка!

Третий момент связан со спектаклем, на который нас пригласили. Нет слов выразить благодарность! Кира, огромное спасибо! «Господин Ибрагим и цветы корана» – это потрясающая притча о родительстве, истине, прощении, любви, улыбке и взрослении. Как такое возможно?..

Именно на «Соседстве», где все озадачены поиском конструктивных решений в современном образовании. Именно про это, когда во мне есть детские обиды, опоздавшие слова для ушедшей недавно из жизни мамы. Именно в момент возвращения любимой дочери через 10 лет жизни за границей и вдруг взявшей на себя неожиданно главную роль в проекте и управлении бизнес-процессами на фоне собственных жизненных задач!

  • Ожидание

Как в танце кружения (из спектакля…) постигнуть великое:

УЛЫБКА УПРАВЛЯЕТ МИРОМ

ДОВЕРИЕ КОСМОСУ

ПОСТИЧЬ ИСТИНУ ЛЮБВИ

ВО ВСЕМ ВИДЕТЬ КРАСОТУ

ДЕТИ-МУДРОСТЬ БОГА

Лавриненко Любовь, тьютор, Чехов Московской обл.

 

Выбор каждый день

Каждый день на проекте Соседство предстояло делать выбор к какой команде присоединиться, в какую мастерскую отправиться, согласиться с предложением соседа и пойти за компанию или удовлетворить свой интерес и желание изучать новое.

 На стене выбора утром вывешивали новые листы-списки где ребята записывали свои имена. Кому-то было легко определиться, кто-то долго метался в сомнениях от одного листа к другому, некоторым и вовсе не было желания выбирать они ждали, когда за них кто-нибудь сделает выбор и возьмет ответственность на себя.

 Умение выбирать, чувствовать свои истинные потребности и уметь их реализовывать помогает нам в жизни достигать своих целей.

Спасибо организаторам проекта Соседства за возможность каждому участнику потренироваться в выборе, инициативности и ответственности за все что мы делаем.

Луценко Татьяна, тьютор, Ростов-на-Дону

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости