Картирование в Академии возможностей «LADьЯ» с использованием тьюторской игры «#CompassLada»
 /  Библиотека / Дошкольное образование / Тьюторство в дополнительном образовании детей / Тьюторство в дошкольном образовании / Картирование в Академии возможностей «LADьЯ» с использованием тьюторской игры «#CompassLada»

Картирование в Академии возможностей «LADьЯ» с использованием тьюторской игры «#CompassLada»

Сущность личностно-ресурсного картирования в Академии возможностей «LADьЯ»        

            Первая карта, с которой начинается знакомство посетителей Академии возможностей «LADьЯ» – это общая «Карта возможностей и событий» (ОК «ВиС»). Она не является личностно-ресурсной, но на ней размещается информация в процессе индивидуального картирования. На поле карты специальными обозначениями и короткими текстами обозначены планируемые и недавно прошедшие образовательные события. Они расположены с привязкой к месту проведения: от проводящихся на территории Академии и в районе «Раменки» г. Москвы до удаленных за пределами города и страны. Картинки с обозначениями и тексты с описанием продублированы для использования взрослыми и детьми на личностно-ресурсных картах и в индивидуальных образовательных программах.

           Для первичной навигации в пространстве Академии используются план-схемы, на которых каждое помещение имеет свой цветовой код и название, соответствующее функциональному назначению (прихожая, гардеробная, кухня, туалеты, разделы общения, движения, мышления, творчества и пр.). Перед началом пробного занятия в Группах самоопределения взрослый, сопровождающий ребенка, получает Личный навигатор с планом помещения, треком для предполагаемого маршрута, схемой структуры занятия, местом для рефлексии и бланком для первой личностно-ресурсной карты.

           Основные пробные действия совершаются в процессе занятий в Группах самоопределения (ГС). Самые маленькие посетители ГС не сразу привыкают делить внимание близкого взрослого, требуя от него постоянной включенности. В результате на занятии взрослому не всегда удается, удерживаясь в коммуникации с ребенком, фиксировать свои наблюдения и рефлексию. Поэтому на первых занятиях сотрудники Академии возможностей «LADьЯ» дублируют наблюдение за парой «Взрослый–Ребёнок» на специальных бланках. Выделить дополнительные минуты для рефлексии после окончания занятия сложно из-за режимных моментов, которые в раннем возрасте требуют четкого соблюдения временных границ. Поэтому рефлексия со взрослым иногда проходит в процессе одевания ребенка и фиксируется в формате аудиозаписи. Затем тьютор восстанавливает рефлексию в текстовом формате для дальнейшей работы. Следует отметить, что на начальных этапах родители испытывают сложности с рефлексией, ограничиваясь словосочетаниями «не могу ответить», «все понравилось», «все важно». Через ответы на последовательные вопросы тьютора и анализ восстановленного текста происходит постепенное становление рефлексивного отношения взрослого к деятельности на занятии и взаимодействию с ребенком.

           После пробного действия и рефлексии взрослому выдается текстовое описание структуры занятия и содержания основных модулей. Для более подробного ознакомления с образовательными возможностями Академии «LADьЯ» созданы специальные Папки-навигаторы с подробными текстами-описаниями образовательных услуг через различные фокусы: направления развития, возраст ребенка, пространственное расположение, предметную среду, структуру и модули занятий. После первичного знакомства со сложноорганизованной структурой занятия в Группах самоопределения, родитель может приступить к созданию своей карты.

          Одной из первых личностно-ресурсных карт, которую составляет родитель, начинающий посещать Группы самоопределения, является «Карта интересов». В ней взрослый фиксирует степень активности и заинтересованности ребёнка в процессе занятия. Отображает своё отношение к разным модулям занятия и помечает результирующее предпочтение для пробных действий на следующем занятии. Основная цель создания такой карты – помочь родителю проявить свои интересы в образовательном пространстве возможностей (ОПВ) и сопоставить их с интенциями ребёнка. В ходе построения карты взрослый начинает смотреть на ребёнка как на субъект образовательного процесса и учится способствовать проявлению его «самости».

          Другой разновидностью личностно-ресурсного картирования в Группах самоопределения является «Карта возможностей». В ней родитель с опорой на собственные интересы и возможности фиксирует планируемые образовательные события и свою рефлексию после их посещения. Данная карта позволяет выделить среди многообразия образовательных ресурсов личностно значимые и соответствующие возможностям конкретного взрослого, пары или семьи. Доуточнение личных предпочтений и возможностей (временные, интеллектуальные, финансовые и пр.) может осуществляться самостоятельно или в сопровождении тьютора. Составленные карты, заметки, тексты рефлексий вместе с другими документами и следами тьюторского сопровождения собираются в «ЛАД» (Личный Атлас Дел) взрослого или пары «Взрослый–Ребёнок». По желанию ребёнка часть этих материалов может быть продублирована в его «ЛАД».

            С 3-летнего возраста у каждого ребенка, посещающего Группы самоопределения, появляется свой «ЛАД», который он заполняет самостоятельно или в сопровождении тьютора. Перед занятием ребенок заполняет «Маршрутный лист» занятия, планирует «Свободное дело» и другие виды деятельности. В процессе занятия он фиксирует с помощью наклеек, значков или рисунков свои действия, строя свой «ЛОМ» (Личный Образовательный Маршрут). А перед окончанием занятия отмечает ту деятельность, которая понравилась ему больше всего и дело, которым хотел бы заняться в следующий раз. На общем рефлексивном круге дети по желанию озвучивают свои предпочтения, делятся фиксациями своих изменений и  задумками на следующий раз. Все материалы каждый ребенок собирает в свой «ЛАД». Затем на основании собранных данных вместе с тьютором он составляет свои первые карты. Эти карты имеют внешний вид, схожий с картами взрослых. Поэтому ребёнок младшего дошкольного возраста с удовольствием наклеивает стикеры со значками, подражая деятельности родителей и специалистов.

              По мере взросления и развития мышления способность к подражанию у детей снижается, и ребёнок активнее проявляет свою самость, становясь избирательнее в обучении. Задача педагога – помочь ребёнку освоить интересующий его вид деятельности без попыток навязать ему другие занятия. Дети получают опыт самостоятельных проб – основу для авторского подхода к своему образованию. А тьютор через наблюдение за пробными действиями, анализ карт и беседы с представителями пары «Взрослый–Ребёнок» помогает подобрать образовательный комплекс с соответствующим распределением по актуальным направлениям. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у детей формируется субъектная позиция в деятельности и рефлексивное отношение собственному опыту. Они чаще листают свой «ЛАД», воссоздавая личную образовательную историю и развивая навыки понимания себя. В этом возрасте им становятся интересны «Карты самостоятельности», которые позволяют визуализировать процесс расширения зоны их новых возможностей. Образовательное пространство возможностей (ОПВ) в Академии возможностей «LADьЯ» является открытым и доступным. Поэтому близкие взрослые могут находиться вместе с ребёнком на всех модулях занятия Групп самоопределения. Если взрослый, посещающий занятия вместе с ребёнком старше 3-ёх лет, продолжает строить свою «Карту интересов», то при сопоставлении взрослого и детского варианта можно построить уникальную «Карту пересечения интересов».

         С целью популяризации тьюторской услуги и расширения числа потенциальных заказчиков в конце 2016 года была опробована игрофикация процесса картирования. Поэтому при разработке элементов игры специально вводились такие атрибуты тьюторского сопровождения, как: карта, маршрут, личный навигатор и пр. Созданная в результате тьюторская игра «#CompassLada» сейчас активно применяется в процессе создания личностно-ресурсных карт. Отличительной особенностью данной игры помимо тьюторской направленности является использование одного игрового поля для всех возрастов от дошкольного до серебряного. Общее поле делает игру притягательной для детей, т.к. они могут наблюдать за самостоятельной увлеченной игрой взрослых. А также позволяет организовать одновременную игру с разновозрастной группой. В последнем варианте для каждой возрастной группы используются свои карточки с вопросами, а действие разворачивается на общем поле.

           Цель игры «#CompassLada» – найти в море свой остров мечты и высадиться на него. Для определения своего острова необходимо собрать не менее 4-ёх цветных камешков-кладов. Клад определенного цвета игрок получает согласно своему ответу на вопрос ведущего. Вопросы выбираются из колоды карт того цвета, на который указывает стрелка-спиннер, раскрученная игроком на компасе. Если ответ отрицательный или требует уточнения в следующий ход, то игроку выдается прозрачный камешек. По количеству кладов и записям в бланке ведущего после окончания игры создаются личностно-ресурсные карты. В самом простом варианте используются следующие атрибуты:

  1.   Игровое поле с изображением моря с участками суши, водными и сухопутными маршрутами;
  2.   Компас с 4-мя направлениями (движение, мышление, общение, творчество);
  3.   Карта капитана с обозначением островов и значением белых пятен на море;
  4.   4 набора карточек с вопросами по 4-м направлениям;
  5.   Прозрачные мешочки по числу игроков;
  6.   Цветные и прозрачные камешки-клады;
  7.   Фишки по числу игроков (от 2 до 8);
  8.   Лодки для продвижения по воде;
  9.   Спиннеры по числу игроков.
  10. Бланки-заготовки для карт.

 

Технология построения карты с использованием игры «#CompassLada»

Название этапа Время Деятельность ведущего Деятельность участников Ожидаемый результат Материалы
Подготовка к игре 2-3 минуты Читает легенду к игре,

Объясняет основные правила

Слушают Заинтересованность и эмоциональный настрой на игру Игровое поле,

Текст легенды

1-2 минуты  (в зависимости от количества участников) Предлагает по очереди вытянуть фишку из мешочка и занять позицию на игровом поле. Выбирают фишки и спиннеры Готовность к игре Непрозрачный мешочек для выбора фишек и спиннеров
Игра 20-50 минут  (в зависимости от возраста и количества участников) Руководит процессом игры.

Задаёт вопрос из набора карт согласно указанному компасом направлению.

Заполняет бланк, записывая ответы детей. Если присутствуют родители, то после инструктажа запись можно поручить им.

Выдает камешки-клады в соответствие с ответом на вопрос. При положительном ответе цветной, при отрицательном – прозрачный тёмный, при ответе «не знаю» – прозрачный светлый.

Следит за правильным использованием игроками лодок.

Участники по очереди  прикладывают свой спиннер к компасу и крутят его в качестве стрелки.

Отвечают на вопрос, заданный ведущим, и продвигаются по выбранному маршруту (на число меток, указанных компасом)

Получают за ответ камешек-клад и кладут его в свой прозрачный мешочек

Получение цветного или прозрачного камешка-клада Наборы карт

Карта капитана

Лодки

Камешки

Бланк ведущего

Ручка

Когда у игрока накапливается 4 цветных камешка, ведущий вместе с игроком определяют место расположения его острова Игрок собирает ресурсы и стремится попасть на свой остров Достижение острова
Завершает игру после достижения первым игроком своего острова или после получения всеми игроками 4-ёх цветных камешков.

Проводит рефлексию

Подсчитывают число камешков.

Отвечают на вопросы ведущего

 
Создание карты 10-20 минут Выдает бланки для карты согласно возможностям игрока (для раскрашивания или рисования). Просит разместить стикеры (или раскрасить клады) в цветных секторах, соответствующих цвету полученных камешков.

Просит зарисовать (записать) в легенде, те виды деятельности (дел), которые ребёнок выбрал, отвечая на вопросы.

Просит выбрать значок, отметить самое интересное дело и рассказать о своих наклейках

Раскрашивают клады на бланках-заготовках, рисуют и наклеивают стикеры

Выбирают или придумывают значки, отмечают интересное дело, рассказывают о своих картах и впечатлениях от участия в игре.

Создание первых следов на «Карте интересов» Бланки для карты, Цветные карандаши, стикеры, клей

                Далее игра повторяется через 2-7 дней (в зависимости от графика посещаемости и запланированных мероприятий). По результатам 3-4 игр проводится итоговая сборка и обсуждение следов на карте. В результате работы с картой у ребёнка возникает (может возникнуть) понимание про любимые (интересные) виды деятельности (дел) и формы их реализации (один, с друзьями, с педагогом; на занятии, в свободное время, дома и пр.). А также может возникнуть запрос на освоение нового вида деятельности.

С полной версией материала можно ознакомиться по QR-коду или по ссылке на Google-документ Картирование в ДОУ .

Лазарева Лада Игоревна

Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ», Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье» Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...) Региональный эксперт МТА (Московское отделение), Создатель сертифицированной тьюторской практики, Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem», Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

Related Posts

Библиотека, Дошкольное образование, Книжная полка тьютора
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАРТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ «#SELFSKILLSSYSTEM» КАК ИНСТУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

  Образовательное картирование по технологиям «SelfSkillsSystem» как инструмент освоения интегративного мышления Автор: Лада Лазарева Образование современного человека в

Библиотека, Дошкольное образование, Москва, Москва и Московская область, Тьюторство в дошкольном образовании
Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста

Как вырастить ребенка счастливым: тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста в Академии возможностей «LADьЯ». Автор: Лада Лазарева Можно ли вырастить

Дошкольное образование, Москва и Московская область, Технологии тьюторского сопровождения, Тьюторство в дошкольном образовании
Картирование в ДОУ

Обновленная версия раздела о картировании в работе дошкольников из книги «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…»

Координатор страницы Дошкольного образования

 Лазарева Лада Игоревна

Лазарева Лада Игоревна

lada@aladya.ru

  • Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ»
  • Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье»
  • Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...)
  • Региональный эксперт МТА (Московское отделение)
  • Автор сертифицированной тьюторской практики
  • Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem»
  • Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости