Рефлексия тьютора — стажера после образовательной смены «Твой маршрут»
 /  Дополнительное профессиональное образование / Удмуртия / Рефлексия тьютора — стажера после образовательной смены «Твой маршрут»

Рефлексия тьютора — стажера после образовательной смены «Твой маршрут»

3-9 августа 2023 года  в Ижевске  на базе ДОЛ “Кампус ТАУ” Регионального образовательного центра одаренных детей прошла стажировка 3 тьюторов – стажеров, выпускников 4 потока программы переподготовки “Профессия Тьютор”.

Мысли о стажировке на смене начали посещать меня задолго до лета. К этому времени было уже представление о тьюторской деятельности, о своих сильных и слабых сторонах в этом направлении, а еще были отзывы детей, посетивших эту смену. Было принято однозначное решение отправить туда старшего сына, так как не всегда можешь быть тьютором для своего ребенка. Окончательное решение помогли принять девочки, с которыми учились на курсе, «об которых удалось поговорить» и определить свои образовательные цели на эту стажировку: прохождение этапа знакомства с тьюторантом, выявление интересов, постановка образовательных целей, создание самого образовательного маршрута. Было ощущение, что это нужно пройти в режиме реального времени и ощутить, как все ложится и отзывается.  И, как поддержка, была мысль, что если в этом году я не пройду стажировку со «своими девочками», то на следующий год я вряд ли отважусь.

На смене я остро ощутила то, зачем я пришла в тьюторство. Мне хочется работать с мотивированными людьми, мне хочется работать со смыслами, помогать человеку видеть будущее, и в это будущее его провожать.

С самого первого дня стало понятно, что дети на смену приехали особенные. В большинстве своем они понимали, куда они приехали и зачем. Они как будто уже были заряжены и продвинуты, а самое главное, готовы работать! С одной стороны, это просто потрясающе, работать на таком уровне осознанности, когда тебе смотрят в рот, берут от тебя все и даже больше. А с другой стороны, были опасения: эти дети могут оказаться настолько круты, что мне нечего будет им дать, нечем помочь. Второй раз, проходя испытание такими деться, я убеждаюсь, у меня есть, что им дать, они порой интуитивно чувствуют, что им взять, а еще они могут многому научить, расширить мои границы и показать новые горизонты.

Вторым очень важным для меня моментом стал коллектив тьюторов, приехавших работать на смену. Мне в работе не хватает единомышленников. Здесь же я не просто почувствовала теплое, принимающее и поддерживающее отношение. Я почувствовала себя на равных. Да, я во многих вопросах новичок, и тогда я получала помощь, наставничество. Но еще были ситуации, где я могла себя проявить, как специалист. Очень благодарна за возможность обсуждать, спрашивать, делиться, получать обратную связь…

И еще очень важная составляющая этой смены – это сама программа. Проходя каждый день смены в режиме “здесь и сейчас”, погружаясь в работу тьютора, каждый день учась чему-то новому, делая ежедневные маленькие открытия с помощью взрослых и детей, я только к концу смены осознала, с какой же выверенностью эта программа составлена. За 6 дней дети имели возможность пройти от нулевого этапа “не знаю, чего хочу” до организации проб и составления своего дальнейшего образовательного пути. С большой точностью подобраны и проработаны лекции, игры, мероприятия. И мне кажется, что тот “ВАУ” эффект, который получили мы, тьюторы, и дети в конце смены, был предопрелен. Важным дополнением является рабочая тетрадь. Очень интересно было работать в ней самой. А еще я понимала, что не забуду, того, что было, потому что все записи, рассуждения, выполненные упражнения я увезу с собой и еще не раз буду к ним возвращаться.

Какие же итоги я для себя сейчас подвожу:

  • Я совершила большой рывок вперед! Преодолев страхи, сомнения, иногда лень, я попала на эту смену и отработала много тьюторских инструментов, которыми я раньше не работала. Прямо горжусь собой!
  • Пришло понимание, что несмотря на особенности запросов тьюторантов, я могу работать и не теряться в выстраивании линии ведения консультации.
  • Я погрузилась в “Телеграмм”, и все это благодаря мастер -классу, который вели дети. Определила его для себя как инструмент работы, создала свой канал, научилась понимать его внутреннее устройство. Очень надеюсь, что ведение этого канала поможет мне в организации своей частной практики.
  • Мое слабое место – образовательные ресурсы. Сейчас я более-менее разбираюсь только в сфере It. Необходимо расширять представления о других направлениях.
  • Чтобы команда хорошо работала, она должна быть уравновешена разными типами участников. Мне кажется, что у нас получилась отличная команда тьюторов.
  • Большая доля успеха принадлежит качественно составленной программе. Мне надо додумать и пересобрать свою.
  • Все дети очень разные. Важно, что у меня получается найти что-то особенное в каждом и это поддержать.
  • Тьюторы тоже разные. Меня не выбирают не потому, что я плохая, а потому что меня выбирают другие и после работы благодарят.
  • Дети очень любят говорить о себе, когда им представляется эта возможность не формально, когда к ним проявляется интерес. Этот факт мне надо учитывать при планировании групповых тьюториалов, продумывая смены видов деятельности.
  • Тьютор и психолог – профессии близкие, иногда пересекающиеся. Важно уметь видеть в своей работе золотую середину, помогающую достичь наиболее лучших для тьюторанта результатов.
  • Пришло осознание и уверенность в том, что я могу работать тьютором. Мне это нравится, дает много энергии.

И уже почти не страшно!

 

 

 

 

Руководитель Удмуртского регионального отделения МТА

Дьяконова Наталья Львовна

Дьяконова Наталья Львовна

nat_lv@mail.ru

Образование:

факультет журналистики Удмуртского государственного университета

Место работы:

  • Центр индивидуализации и тьюторства REBUS г. Ижевска, директор, автор сертифицированных практик, тьютор, педагог-психолог, руководитель УРО МТА, руководитель Проектного офиса МТА, член Правления МТА, специалист в области самоопределения и оптимизации процесса образования

Профессиональные интересы:

  • -Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в исследовательской и проектной деятельности школьников
  • -Практики сопровождения индивидуального проекта старшеклассника

Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование

Митрошина Татьяна Михайловна

Митрошина Татьяна Михайловна

mitroshina.tm@tau18.udmr.ru

Образование:

Биолого-химический факультет Удмуртского государственного университета

Место работы:

  • - Руководитель тьюторской службы АОУ "Региональный образовательный центр одаренных детей" г.Ижевска
  • - Преподаватель географии, тьютор АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска
  • - Научный сотрудник «Института развития образования» Удмуртского государственного университета.

Профессиональные интересы:

  • - Выстраивание практик тьюторского сопровождения в институциональных формах;
  • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в Старшей школе;
  • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в образовательных центрах, работающих с одаренными детьми;
  • - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка тьюторов;
  • - Образовательные технологии.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости