“Дополнительное образование школьников в обеспечении индивидуальной траектории развития”
 /  Дополнительное профессиональное образование / Санкт-Петербург / “Дополнительное образование школьников в обеспечении индивидуальной траектории развития”

“Дополнительное образование школьников в обеспечении индивидуальной траектории развития”

Так называлась только что завершенная программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования  ОУ Московского района СПб. Среди тем:  “Сопровождение индивидуального развития одаренности детей в процессе взаимодействия общего, дополнительного и неформального образования”.

 Занятия проходили в смешанном формате,  в связи с пандемией, пришлось  большую часть освоения теории провести на платформе MOODLE,   а практические были проведены с сохранением мер безопасности по малым группам. Среди выполненных заданий были эссе на тему “Сопровождение одаренного ребенка”. Думаю, будет интересно ознакомиться, что думают об этом педагоги дополнительного образования. Вижу в них большой ресурс для индивидуализации образования.:

Подволоцкий Григорий:В определенном смысле можно сказать, что школа не готова к работе с одаренными детьми, так как, в основном, такие дети до школы привыкли добывать знания сами. Придя в школу, они понимают, что не всегда нужно «работать самому» — можно «использовать учителя, который может быстро выдать то, на что нужно потратить свое «драгоценное время». Даже методики развивающего обучения предполагают основную подготовительную и организационную работу учителя. К старшим классам одаренные дети «привыкают» использовать учителей, «грамотно» и «много» задают вопросов учителю на уроке, тем самым получают полную и необходимую информацию для себя.

Елизаров Александр: Несомненно, за годы, которые я провел в качестве педагога дополнительного образования, в моей деятельности встречались и встречаются ребята одаренные. Дети, требующие к себе особого внимания, индивидуального подхода. Быстрое освоение элементов техники такими одаренными детьми выделяет их из основной группы среднего уровня. Это вызывает некоторые трудности в работе с данной категорией. Они превосходят во многом своих партнеров по команде, выполняют задание быстрее, требуют усложнений. Есть опасность, что такому чемпиону станет скучно, и он может потерять интерес в данном случае к футболу. Такое положение дел заставляет меня предпринимать определенные действия для сохранения запала ребенка на спортивную деятельность. В первую очередь при возможности, а такая возможность существует часто, я выхожу на контакт с родителями одаренного воспитанника. Бывает такое , что родители  возможно по причине своей занятости не знают о способностях своего ребенка.

Захарова Елена: Для педагога дополнительного образования большое значение имеет формирование в ребенке «культуры творческой личности», а также выявление и развитие одаренных детей. Содержание программ должно включать создание условий развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему «самореализоваться» в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Для того, чтобы выявить одаренных детей я провожу диагностику, тестовые задания (опрос, беседа, анкета), мониторинг, наблюдения и т.д. Иногда не нужно дополнительно выявлять одаренных детей, они проявляют себя с самого начала, а есть дети, которые в ходе работы проявляют способности, моя задача развить их.

Моя программа общеобразовательная и в большей степени направленна на групповую работу, но при раскрытии одаренных детей, программу работы я корректирую и делаю её индивидуальной в соответствии со способностями обучающихся, но лучше разрабатывать программу для одаренных детей.

Эрика Канапицкайте: Хореография- это мир искусства, творчества и бесконечной фантазии. Желающих танцевать в школе много. Но к сожалению большинство тех, кто приходит в хореографический зал считает, что сразу готов к выступлениям на сцене: красивые костюмы, свет софитов и аплодисменты. Далеко не каждый, понимает, какая кропотливая и долгая работа стоит за тем, после того как зритель видит уже готовый результат.

На моей практике, ярких и одаренных детей встречалось немного, но талантливые дети были, и из каждого, при должной работе, может получиться очень качественный танцовщик, который сможет многого добиться.

Проработав 5 лет в школе г. Воркута рассказать об одном из таких. В один холодный и пасмурный день ко мне подошел ребенок с фразой: «А я могу сесть на шпагат!» На минуту во мне закралась доля сомнения, ведь мальчик был достаточно большим по комплекции и не ходил ни в спортивные секции, ни в танцевальные. Я попросила показать этот сложный элемент и он то сделал! Тогда я поняла, что Артему нужно заниматься, и хочу ему в этом помочь. Сначала было очень сложно, так как ребята дразнили мальчика, смеялись. Ему непросто давались движения, он не всегда слышал ритм. Много раз было такое, что ребенок стеснялся ходить на занятия и хотел все бросить. Но мы не сдавались и работали с ним вместе, коллектив в котором танцевал поддерживал его, учителя отмечали и хвалили. Итогом стали: победы на конкурсах и выступления на различных концертах. В городском конкурсе танца жюри отметили мальчика и дали «Приз зрительских симпатий» (чего не было в предыдущие года). Артем участвовал со мной в конкурсе «Сердце отдаю детям», где также очаровал жюри, и на республиканском этапе дистанционно танцевал на визитке, тем самым поддерживал меня. Стоить отметить, что тогда еще такая практика была не востребована как сейчас, и это было чем-то новым.

В дальнейшем мальчик уехал из города, но занимался до самого отъезда. Я считаю, что мы прошли большой путь и это наша совместная победа!

На данный момент, работая в Морской школе я также вижу талантливых детей, которых можно и нужно развивать, и так как опыт уже есть, то могу применить полученные знания, умения и навыки. Часто, встречаются те дети, которые своим трудом и старанием, добиваются больших успехов, чем те, которым от природы дан дар танцевать. Таких ребят, точно так же, как и одаренных, стоит беречь и заниматься с ними чуточку больше, уделять им больше времени. Ведь иногда, тот кто добивается всего трудом, может быть ярче того, кто просто талантлив!

 Наталия  Скрипко: Одаренные дети – это подарок для педагога. С ними можно обратиться к различным областям в научной, творческой и волонтерской деятельности. Они везде могут быть успешны.
Я каждый год готовлю таких деток к конкурсу лидеров и к олимпиаде по технологии. Мы готовим проект, защищаем его. Учимся выполнять и защищать проект. В этом году защита проходила онлайн. И наш труд увенчался успехом. 1 место у Максима Слышкина и 1 место в олимпиаде у Костюхиной Даши. Я очень рада, что мы старались не зря.

Татьяна Фонарева: Возможно, одарен каждый ребенок, но не каждый одарен хореографическими данными. Не всегда данные ребенка играют главную роль, пока ребенок маленький, очень сложно определить его одаренность.

Существует такое понятие, что в танце, на самом деле танцует душа. Поэтому очень важно развивать гармонично ученика, постоянно развиваться и самому педагогу.

Также, из личного опыта, я проследила, что ребенок, который не обладал определенными данными, которые необходимы в хореографии, танцевал лучше многих других. Что его отличало? Ребенок танцевал с чувством, эмоционально, музыкально, наслаждался танцем, проживал полностью танцуя. Отсюда следует, что талант можно развивать, главное правильный подход и выработанная система в области танца, научить любить танец. Развивать внутренний мир ребенка, наполнять его всем самым лучшим, чистым и светлым. Ведь очень важно внутреннее содержание, а не внешнее. Чем танцовщик наполнен внутри, то он и будет выплескивать наружу на сцене.

 Янина Чистякова: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

Моя задача состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного обучающегося.Я стараюсь выявлять одаренных детей преимущественно на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.

Огромную роль здесь играет привлечение самих родителей, и я стараюсь привлекать родителей к совместной с детьми деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к непосредственному участию в спортивных мероприятиях школы, района, города. Так как особое значение в развитие и формирование одаренности ребенка имеет семья.

Не остается в стороне и исследовательская деятельность. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.

Учащиеся принимают участие в межрегиональных, районных научно-практических конференциях, проводятся ежегодно в школе предметные олимпиады по физической культуре.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Здесь необходим постоянный контакт с классными руководителями одарённых детей.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Я как педагог, сопровождающий одарённого ученика, должна обладать определёнными качествами: глубокое осознание ответственности за судьбу талантливого ребёнка; умение продуктивно реагировать на вызов, готовность нести ответственность за принимаемые решения в сопровождении одарённого ученика; готовность учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Яковенко Александр: Для педагога дополнительного образования большое значение имеет формирование, выявление и развитие одаренных детей.

Важно пробудить природные задатки, творческий потенциал, специальные способности, позволяющие ему «самореализоваться» в различных видах.

В развитие одарённости ребенка в первую очередь должны быть заинтересованы родители и педагоги дополнительного образования. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, зная их особенности и трудности с которыми он может столкнуться.

Сопровождение одаренных детей может осуществляться на нескольких уровнях:

  1. Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
  2. Групповой – работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
  3. Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

Таким образом, в ситуации работы с одарённым ребёнком или группой одарённых детей необходимо понимать, что не может существовать единого метода решения той или иной рабочей ситуации, педагогу необходимо осуществлять работу со всем разнообразием имеющегося методического и дидактического материала. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Гилунова Анастасия: Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.  Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.  Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации  помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.  Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.  Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.  Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

В последнее время в практике работы с детьми дошкольного  возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с воспитателем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь вселить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.

Юлия Кузина: Тема выявления, развития и поддержки одаренных детей является очень актуальной, реализация способностей и талантов таких детей важны не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Однако одаренного и талантливого ребенка не так просто определить. Для этого следует провести целое исследование.

В своём небольшом опыте мне уже встречались одарённые дети. В основном это дети, у которых явно выражен какой-либо талант. Так как с ребятами мы занимаемся такой наукой как физика, это ребята, у которых есть академическая одарённость или интеллектуальная. С такими ребятами в основном решаем задачи не только базового уровня, но и уровня олимпиад. На занятиях им предоставляется возможность проделать самостоятельно какие-либо опыты и исследования. Заинтересовавшись какой-либо определённой темой, они могут сделать собственные небольшие исследования, получить выводы. А затем поучаствовать в конкурсах с этими исследовании или олимпиадах. За что дети вознаграждаются грамотами и призами. Однако не каждый талантливый и одаренный ребенок должен быть активным, любознательным и открытым. Бывает так, что дети очень спокойные, но при этом обладают разными талантами, способностями. В этом году обучение перешло на дистанционный формат. И дети, которые на очных занятиях могли быть «зажатыми», на занятиях в дистанционном формате проявляют себя с лучшей стороны. На конференциях я стараюсь выделять таких ребят, чтобы их интерес к обучению не пропадал, и они замечали результат своей деятельности, и не боялись рассуждать на очных занятиях.

Таким образом могу сделать вывод о том, что выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому важно присматриваться к каждому ребёнку на протяжении всего этапа обучения. Также важно развивать таланты одарённых детей и обязательно их поощрять, для того, чтобы интерес детей к обучению становился только больше.

Кирилл Бородин: В моей карьере педагога одаренные дети, встречались не часто. Не все ребята доходят до кружков дополнительного образования. Специфика моей программы такова, что ученики попадают ко мне в возрасте 10-16 лет. Но иногда приходят ребята, чей возраст меньше заявленного в программе, но, у них есть стремление, желание и главное, прослеживается  талант к моделированию. Для таких ребят, всегда делается исключение. В моей практике таких ребят было немного, но каждый из них, обладал исключительными навыками и талантом в моделировании. Когда я работал в Приморском районе, ко мне на занятия попал мальчик Ярослав, набор в группу был,с 8 лет, для него 6- летнего, я сделал исключение, так как уже на первом занятие, мальчик, которые еле умел читать и считал до 20, сумел по линейке выполнить чертеж детали для картонного танка. В дальнейшем, я занимался с ним по индивидуальной программе, так как он, в своем стремлении учиться моделированию, был впереди всех своих товарищей по группе. Как итог, в 6 лет, парень занял третье место на районном этапе по судомоделированию. Я всегда стараюсь подмечать за ребятами какие-то особенности в работе, и если я вижу, что, кто-то из ребят проявляет чуть больше рвения и интереса к предмету, его успехи выше, а работы более яркие, я стараюсь, найти индивидуальный подход к ребенку, и максимально развить его навык. Так, в 2015 году, я выполнял работу для музея города Тулы, параллельно работал в школе, где вел кружок по макетированию. Среди ребят, особо никто не выделялся, за исключением Егора, ученика на тот момент 8 класса, у парня за плечами была художественная школа, и он очень хорошо чувствовал цветопередачу. Как итог, я привлек его, для работы по производству моделей для музея. Сейчас Егор отучился в архитектурном колледже и работает в ландшафтном дизайне.

Руководитель РО Санкт-Петербурга

Олефир Людмила Николаевна

Олефир Людмила Николаевна

olephir_l@mail.ru

Образование:

  • педагогическое
  • психологическое.

Место работы:

  • методист информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга
  • руководитель экспериментальной площадки городского уровня.
  • Эксперт центра аттестации работников образования Санкт-Петербурга.

Профессиональные интересы:

  • индивидуализация образования, создание условий для самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
  • повышение квалификации педагогов, осваивающих профессиональную позицию тьютора.
  • Визитка РО Санкт-Петергбурга
  • Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование

    Митрошина Татьяна Михайловна

    Митрошина Татьяна Михайловна

    mitroshina.tm@tau18.udmr.ru

    Образование:

    Биолого-химический факультет Удмуртского государственного университета

    Место работы:

    • - Руководитель тьюторской службы АОУ "Региональный образовательный центр одаренных детей" г.Ижевска
    • - Преподаватель географии, тьютор АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска
    • - Научный сотрудник «Института развития образования» Удмуртского государственного университета.

    Профессиональные интересы:

    • - Выстраивание практик тьюторского сопровождения в институциональных формах;
    • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в Старшей школе;
    • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в образовательных центрах, работающих с одаренными детьми;
    • - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка тьюторов;
    • - Образовательные технологии.

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости