Четверг
3 Фев«Занятие как образовательное событие»
31 января 2022 года Центр детского творчества в условиях реализации Городской инновационной площадки по теме «Моделирование пространства образовательного выбора учащимися младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования» провел для педагогического сообщества города Ижевска методический час «Занятие как образовательное событие». (Руководитель площадки – Деветьярова Ирина Николаевна, заместитель директора ЦДТ, научный руководитель – Трясцина Татьяна Матвеевна)
В событие приняли участие методисты, педагоги, учителя, преподаватели из Педагогического колледжа, МБОУ ДО ДД(Ю)Т, МАОУ Школа Липовая роща, МБОУ «СОШ №61», МБОУ СОШ №17, МБОУ СОШ №93, Лицей № 41, МБОУ СОШ №13, г. Сарапул. Программа включала теоретическую подготовку по теме «Образовательное событие как возможность индивидуализации». Каждый участник получил навигатор по событию. У каждого была возможность сделать свой образовательный выбор – участвовать в двух занятиях из четырёх предложенных, основываясь на своём интересе и цели участия, и провести рефлексию полученного опыта/пробы. Всё это можно было зафиксировать в бланке для индивидуального маршрута по тематическому часу. Педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества» показали четыре занятия-события.
Павловских Анна Сергеевна – эксперт в области интеграции искусства в творческий процесс посредством цифровой среды графического редактора, ценитель творческого выбора в пространстве жизненных возможностей на занятии по теме «Абстракционизм и Я» погрузила участников в мир абстрактных образов Василия Кандинского. Педагоги, в качестве учеников, получили ключи от выбора реальности на сегодня. Сами определялись через выбор позиции/роли: «Кто Вы? Творец или компьютерный гений? Радостны Вы или грустны? Беззаботны или задумчивы? Злитесь или переполняетесь добрыми мыслями? Выбор, что делать и что видеть вокруг себя всегда за Вами.»
Шайхутдинова Яна Игоревна, участник республиканского конкурса «Педагог года Удмуртии – 2020» и «Сердце отдаю детям», призер муниципального конкурса методических разработок среди педагогов города Ижевска «Есть идея!» пригласила на занятие по теме «Рожденный ползать – летать не может». Педагог познакомила участников с разнообразием пресмыкающихся видов животных через анализ текстовой информации и преобразование ее в визуальный конспект – в биологический рисунок. «Ученики» выбрали представителя пресмыкающегося, которое изучали – учились по внешнему виду и по индивидуальным признакам различать виды пресмыкающихся (крокодил, черепаха, змея, ящерица).
Николаева Юлия Михайловна – молодой педагог дополнительного образования, готова творить и вытворять для того, чтобы каждый ученик почувствовал себя творцом своей жизни, финалист Всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2021». Участники побывали на занятии по предмету «Вокальный ансамбль», с элементами индивидуализации, направленное на эмоциональное выражение вокального произведения у учащихся младшего школьного возраста. Педагоги изучали тему «Музыкальный образ, как эмоциональная картина» – делали выбор песни для разучивания, посвященной Дню защитника Отечества, научились отличать различные эмоции, представленные в произведении.
Кальнова Валерия Вадимовна, призер конкурсов «Моя IT-идея», республиканских конкурсов «Мозаика Дидактических игр» «Педагогическая мастерская», спикер II Международной Конференции «Большие данные в образовании: доказательное развитие образования» пригласила участников на занятие английского языка по теме «What will i wear», чтобы познакомится с вокабуляром на тему одежда, а также научиться описывать то, во что одет человек. На занятии знакомились с лексикой по теме одежда, базовым грамматическим конструкциям для описания. Педагогам на выбор были предложены инструменты для закрепления лексики и употребления ее в разных видах речи. На занятии задействован KWL-чарт, для самостоятельного расширения словарного запаса в рамках учебной задачи.
Участники методического часа познакомились и испытали на себе универсальные «педагогические (методические) средства» (выбор, рефлексия, вопрошание), которые позволяют сделать процесс учения для учащихся интересным, а самое главное осознанным и результативным. Эти средства подходят как для урока в школе, так и для занятия в дополнительном образовании, а еще для построения собственного индивидуального образовательного маршрута. С одной стороны, они никак не привязаны к предмету, с другой – реализуются через предметное содержание. Использование принципа индивидуализации при обучении (урок, занятие) это отличная альтернатива индивидуальному образовательному маршруту, которым не всегда можно обеспечить каждого ученика в массовом образовании, а также лучший способ научить его учиться.
Пожелаем коллективу ЦДТ и дальше реализовывать принцип индивидуализации процесса образования, направленного на получение метапредметных и личностных результатов. В организации уже делаются успешные шаги по претворению в жизнь этого принципа:
– создается вариативная образовательная среда для пробы выбора учащегося на основе познавательного интереса;
– выстраивается система педагогической деятельности, направленная на развитие познавательного интереса у учащихся;
– выстраивается организационная система, направленная на развитие профессионального интереса у педагогов и формирование у них тьюторской позиции в предметной области;
– организуется составление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и педагогов дополнительного образования и их сопровождение (тьюторское, методическое, экспертное).