Понедельник
28 АвгПродолжение следует: практика индивидуализации в театральной среде СПб
Приближается новый 2023-24 учебный год. Актуальной темой будет Школьный театр. Наши коллеги рассказывают о “Практике индивидуализации в театральной среде Петербурга”.
Кураторы практики: Вишневская Виктория Викторовна – заведующая педагогической частью СПб ГБУК «Детский музыкальный театр «Зазеркалье», член МТА;
Иванова Евгения Евгеньевна – учитель ГБОУ СОШ № 643 Московского р-на г. Санкт-Петербурга, тьютор – РЭ МТА.
Практика индивидуализации в театре является уникальным ресурсом для развития и становления подростков. Погружение театральную среду предполагает естественное освоению гуманистических ценностей через яркое эмоциональное переживание.
Культурно-просветительские проекты, направленные на практику индивидуализации именно подростков появились в театре «Зазеркалье» около пяти лет назад, как ответ на запрос дефицита коммуникативной деятельности учащихся средней школы. За несколько лет появились практики, которые способствуют воспитанию коммуникативной культуры подростков и повышению уровня коммуникативной компетентности учителей.
Одним из таких проектов стал проект по сопровождению юных волонтёров, участников движения «волонтёрство в культурном пространстве Санкт-Петербурга», инициированный тьютором Ивановой Е.Е. школа № 643 Московского р-на г. Санкт-Петербурга. Одним из важных умений волонтёра является его умение выстраивать эффективную коммуникацию – взаимодействие внутри группы и во внешней среде. Таким образом, данная практика индивидуализации направлена на развитие коммуникативных навыков и воспитание коммуникативной культуры подростков.
Практика состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой: экскурсия в театральное закулисье, посещение спектакля, театральные игры. С самого начало подростки оказываются включенными в процесс коммуникации с миром театра: в коммуникацию с историей театра, в театральное искусство и в театральные профессии.
Дискуссия после просмотра спектакля ребятам помогает сориентироваться в собственных интересах и осознать какие именно элементы театрального искусства наиболее интересны подростку, какой вид искусства более близок и какие профессии вызывают интерес для углубленного изучения.
Во время последующих театральных игр, на основе которых формируется коммуникативная практика, подростки погружаются пространство игрового взаимодействия. Юные волонтёры самостоятельно распределяют роли для совместной импровизации, что позволяет им осознать самостоятельность и ответственность за свою деятельность. Этот этап обычно проявляет сильные и слабые стороны общения в коллективе, которые становятся отправной точкой для дальнейшей работы в группе.
Практика индивидуализации в театре содержит элементы группового взаимодействия и самоактуализации. В данном случае, процесс индивидуализации происходит естественным путём, адаптивно к каждому субъекту практики. Каждый участник получает опыт, исходя из уже приобретённых ранее навыков, которые раскрываются в новых творческих условиях театральной среды.