Понедельник
10 ЯнвИтоги первого полугодия работы тьютором выпускницы курсов переподготовки “Профессия Тьютор” Мышкиной Ирины
Я работаю педагогом дополнительного образования в УДО «Вавожский ЦДТ» больше 15 лет, являюсь руководителем объединений ручного ткачества «Мильфлёр» и «Проектная мастерская». Уже занимаясь ткачеством с ребятами, я задавалась вопросами об индивидуальном подходе, индивидуальной программе, а, начав работу по обучению учащихся основам проектной деятельности, основанной только на интересах и внутренних потребностях ребёнка, я убедилась в необходимости развития у ребят осмысленности обучения . Поэтому наткнувшись на объявление о наборе на курсы переподготовки по теме «Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений» (Профессия Тьютор), организованные в 2020-2021 уч.г. АУ УР «РЦИ», я с радостью зарегистрировалась, активно проучилась, успешно сдала итоговый междисциплинарный экзамен и получила диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Тьютор». И, благодаря поддержке администрации ЦДТ, уже полгода я работаю тьютором в «Вавожском Центре детского творчества» и готова подвести первые итоги.
Итог №1. Цели и задачи. На 2021-2022 уч.г. я поставила перед собой цель: создать условия для удовлетворения личных образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся образовательных организаций с. Вавож и Вавожского района через разработку системы тьюторского сопровождения и её апробацию на базе УДО «Вавожский ЦДТ». Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- разработать нормативную и организационно-методическую документацию тьютора;
- проанализировать возможности тьюторского сопровождения в различных условиях, предоставляемых образовательными организациями (сетевое взаимодействие, в рамках реализации проектов и т.д.);
- провести апробацию и анализ выявленных возможностей тьюторского сопровождения;
- повышать квалификацию через участие в тьюторских педагогических мероприятиях и стажировках.
Итог №2. Разработка нормативной и организационно-методической документации тьютора.
Я разработала следующие документы:
- «Должностная инструкция тьютора».
Документ разработан на основе «Типовой должностной инструкции» в соответствии в «Профессиональным стандартом тьютора» и содержит основные положения деятельности тьютора: обязанности, полномочия, права и т.д.
- «Программа тьюторского сопровождения индивидуального проекта в 10 кл».
Программа разработана в рамках Договора о сетевом взаимодействии МБОУ «Вавожская СОШ» и УДО «Вавожский ЦДТ, направлена на создание условий для удовлетворения личных образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся 10 классов образовательных организаций с. Вавож и Вавожского района посредством индивидуального и группового тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся через групповые и индивидуальные консультации (тьюториалы).
В документе описаны зоны ответственности как тьютора, так и учителя, этапы, формы, результаты и продукт деятельности тьютора, а также результаты деятельности тьюторанта. Программа направлена на достижение таких результатов, как:
- создание благоприятной эмоциональной обстановки, стимулирующей учебный процесс, в которой недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание точек зрения и т.д в формате индивидуальных консультаций;
- обеспечение обратной связи в виде комментирования действий учащихся («позитивное подкрепление») в формате индивидуальных консультаций;
- организация решения административных и технических вопросов, возникающих у учащихся через взаимодействие администраций образовательных учреждений;
- осуществление разработки и проведения очных и виртуальных образовательных событий;
- обеспечение ориентации в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения в формате индивидуальных консультаций и через взаимодействие администраций образовательных учреждений;
- оказание помощи учащимся в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков в формате индивидуальных консультаций; в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям посредством индивидуальных консультаций;
- обеспечение информирования учащихся о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта посредством индивидуальных консультаций, как в очном, так и заочном режиме;
- организация наблюдения и фиксации личностных данных, способностей учащихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению; рефлексивной деятельности на этапах разработки и реализации проекта в формате индивидуальных консультаций; помощи в освоении учащимися рефлексивных навыков и умений посредством индивидуальных консультаций.
- Рефлексивный инструмент «Размышления», используемый в рамках промежуточной рефлексии проектной деятельности учащихся 10 кл.
Инструмент представляет собой бланки опросника с вопросами для учащихся, направленными на определение ими текущего результата, фиксацию изменений. Также разработан электронный вариант опросника, созданный в ресурсе Google Forms.
- «Журнал тьюторских консультаций».
Журнал предназначен для фиксации количества консультаций, проведённых тьютором, мониторинга актуальных для тьюторантов тем, а также является инструментом отчёта. Таким образом, в Журнале тьютором не фиксируются личные мысли тьюторанта. Документ представляет собой тетрадь, в которой записи вносятся вручную. Также разработан электронный формат документа. На данный момент проходит апробация различных форматов документа на предмет удобства работы.
- «Дневник тьюторских наблюдений».
Дневник предназначен для фиксации тьютором личных данных тьюторанта, темы запроса, его размышлений и мыслей. Данный документ является конфиденциальным, информация, зафиксированная в нём не разглашается. Дневник представляет собой бланк с пунктами, подлежащими заполнению. Информация заносится вручную в ходе тьюториала.
- «Программа деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+».
Программа разработана в целях создания условий для творческой самореализации одаренных детей Вавожского района в различных видах деятельности через организацию тьюторского сопровождения учащихся, консультационной помощи педагогам дополнительного образования и родителям в рамках реализации проекта «Талант+». В документе подробно описаны следующие позиции: адресат, формы и методы организации тьюторского сопровождения, особенности реализации, а также распределены и соотнесены с датами этапы работы тьютора.
- План мероприятий (приложение к «Программе деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+»)
План является приложением к «Программе деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+». В документе этапы, описанные в Программе, разбиты на мероприятия с перечислением тем, дат и ответственных лиц.
При разработке документации я искала информацию на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации и обращалась за советом к Татьяне Матвеевне Трясциной, сертифицированному тьютору, методисту МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района г. Ижевска, руководителю городской опорной площадки «Исследователь нового века».
Итог №3. Взаимодействие с МБОУ «Вавожская СОШ» и деятельность в рамках образовательного проекта «Талант+»
Анализ возможностей тьюторского сопровождения в различных условиях, предоставляемых образовательными организациями, показал, что тьюторское сопровождение на данный момент можно реализовать через следующие форматы:
- индивидуальные и групповые консультации (тьюториалы) в рамках реализации предмета «Индивидуальный проект» в 10 кл посредством организации сетевого взаимодействия с МБОУ «Вавожская СОШ»,
- индивидуальные тьюторские консультации для детей, групповые и индивидуальные консультации для родителей, выступления на педагогических советах, семинары и мастер-классы для педагогов дополнительного образования в рамках реализации разработанного ранее администрацией и методистами УДО «Вавожский ЦДТ» образовательного проекта «Талант+», направленного на выявление и поддержку одарённых и мотивированных детей с. Вавож и Вавожского района.
Результатом работы стали Программы тьюторского сопровождения, описанные выше.
Итог №4. Апробация и анализ выявленных возможностей тьюторского сопровождения.
Апробация проходит по двум направлениям:
- тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся 10 классов,
- тьюторское сопровождение мотивированных и одарённых детей.
Организация и реализация тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся 10 классов осуществляется следующим образом:
- Подготовительная работа.
В мае 2019-2020 уч.г. мной была проведена подготовительная работа: консультации с администрацией МБОУ «Вавожская СОШ» с целью согласования общих действия в рамках сетевого взаимодействия и выступления перед родителями будущих десятиклассников с целью ознакомления с основными принципами и возможностями тьюторского сопровождения их детей;
- Сотрудничество.
В реализации договора о сетевом взаимодействии участвуют 2 человека: учитель курса «Индивидуальный проект» и тьютор УДО «Вавожский ЦДТ». Основной обязанностью учителя является проведение уроков с целью усвоения учащимися теоретического материала проектной деятельности, тьютора – педагогическое (тьюторское) сопровождение, направленное на осознание, фиксацию и удовлетворение личных образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся 10 классов. На групповых консультациях или событиях, таких как предзащита, оба специалиста работают совместно. Такой формат сотрудничества позволяет конструктивно планировать деятельность, обсуждать текущие вопросы, анализировать успехи и проблемы.
- Тьюторские консультации (тьюториалы).
На данный момент организовано и проведено индивидуальных тьюторских консультаций – 43, групповых – 14. Индивидуальными консультациями охвачено 19 человек, групповыми – 25. Такое отличие объясняется тем, что десятиклассники свободны в выборе посещения или непосещения индивидуальных консультаций, тогда как на групповых консультациях обязаны присутствовать все. Наиболее часто встречающиеся запросы учащихся ограничены 5 темами (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Редко встречающиеся темы представлены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Также учащиеся обращались с запросами о характеристике продукта, уточнении целей и задач и т.д.
Обратная связь, полученная от учащихся, позволяет сделать вывод об успешности и необходимости подобного формата работы. Например, ребята говорят: «Хорошо, что появилась возможность обсуждать проект индивидуально», «Я наконец-то поняла, что мне нужно делать», «Я представил, какой продукт у меня должен получиться» и т.д.
- Выступления на родительских собраниях.
В настоящее время подготовлено и осуществлено 1 выступление с темой «Отчёт о реализации тьюторского сопровождения в рамках предмета “Индивидуальный проект”
Организация тьюторского сопровождения мотивированных и одарённых детей проводится в рамках реализации образовательного проекта «Талант+» и предусматривает создание условий для творческой самореализации одаренных детей с. Вавож и Вавожского района. Деятельность осуществляется согласно содержанию разработанной и утверждённой «Программы деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+» на 2021-2024 г.г.». На данный момент подготовлена рабочая документация тьютора, состоящая из Программы, Плана Журнала тьюторских консультаций, Дневника тьюторских наблюдений и инструментов. Также осуществлён анализ Реестра мотивированных и одарённых детей с.Вавож и Вавожского района в области науки, спорта и искусства.
Итог №5. Участие в тьюторских педагогических мероприятиях и стажировках.
За первое полугодие я приняла участие как слушатель в «14 Международной научно-практической тьюторской конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве» и как тьютор прошла стажировку на профильной лагерной смене «Я – проект». Также я прошла обучение по программе по освоению и сопровождению проектно-исследовательской деятельности школьников «Школа наставников проекта» в АОУ УР «Региональный образовательный центр одарённых детей» и завершила дистанционный курс «Рефлексия – инструмент наставника», организованный Некоммерческой Организацией Фонд Развития Центра Разработки и Коммерциализации Новых Технологий «Фонд “Сколково».
Итог №6. Выявленные проблемы и возможные пути решения.
На данный момент не понятен механизм введения тьюторского сопровождения детей в образовательную среду УДО «Вавожский ЦДТ». Апробируется вариант тьюторского сопровождения учащихся ЦДТ в рамках подготовки к Республиканской выставке (конкурсу) «Рукотворные чудеса» для развития у ребят осмысленности участия в конкурсе. Также практически не осуществляется работа по организации открытой, избыточной образовательной среды.
Итог №7. Перспективы внедрения тьюторского сопровождения
Несмотря на возникшие трудности и проблемы, которые были ожидаемы и вполне объяснимы, я весьма оптимистично смотрю на перспективы внедрения тьюторского сопровождения в образовательную среду: это и организация открытой, избыточной, провокационной среды; и дальнейшее сопровождение проектной деятельности учащихся, но уже не только десятиклассников, а начиная хотя бы с 8 класса; и поддержка одарённых и мотивированных детей в их попытках самоопределения и осмысленности образования; и профориентация, которая на данный момент представлена очень слабо и многое-многое другое.