Итоги первого полугодия работы тьютором выпускницы курсов переподготовки “Профессия Тьютор” Мышкиной Ирины
 /  Дополнительное образование детей / Дополнительное профессиональное образование / Ежемесячный информационный навигатор МТА / Удмуртия / Итоги первого полугодия работы тьютором выпускницы курсов переподготовки “Профессия Тьютор” Мышкиной Ирины

Итоги первого полугодия работы тьютором выпускницы курсов переподготовки “Профессия Тьютор” Мышкиной Ирины

Я работаю педагогом дополнительного образования в УДО «Вавожский ЦДТ» больше 15 лет, являюсь руководителем объединений ручного ткачества «Мильфлёр» и «Проектная мастерская». Уже занимаясь ткачеством с ребятами, я задавалась вопросами об индивидуальном подходе, индивидуальной программе, а, начав работу по обучению учащихся основам проектной деятельности, основанной только на интересах и внутренних потребностях ребёнка, я убедилась в необходимости развития у ребят осмысленности обучения . Поэтому наткнувшись на объявление о наборе на курсы переподготовки по теме «Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений» (Профессия Тьютор), организованные в 2020-2021 уч.г. АУ УР «РЦИ», я с радостью зарегистрировалась, активно проучилась, успешно сдала итоговый междисциплинарный экзамен и получила диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Тьютор». И, благодаря поддержке администрации ЦДТ, уже полгода я работаю тьютором в «Вавожском Центре детского творчества» и готова подвести первые итоги.

Итог №1. Цели и задачи. На 2021-2022 уч.г. я поставила перед собой цель:  создать условия для удовлетворения личных образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся образовательных организаций с. Вавож и Вавожского района через разработку системы тьюторского сопровождения и её апробацию на базе УДО «Вавожский ЦДТ». Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. разработать нормативную и организационно-методическую документацию тьютора;
  2. проанализировать возможности тьюторского сопровождения в различных условиях, предоставляемых образовательными организациями (сетевое взаимодействие, в рамках реализации проектов и т.д.);
  3. провести апробацию и анализ выявленных возможностей тьюторского сопровождения;
  4. повышать квалификацию через участие в тьюторских педагогических мероприятиях и стажировках.

Итог №2. Разработка нормативной и организационно-методической документации тьютора.

Я разработала следующие документы:

  1. «Должностная инструкция тьютора».

Документ разработан на основе «Типовой должностной инструкции» в соответствии в «Профессиональным стандартом тьютора» и  содержит основные положения деятельности тьютора: обязанности, полномочия, права и т.д.

  1. «Программа тьюторского сопровождения индивидуального проекта в 10 кл».

Программа разработана в рамках Договора о сетевом взаимодействии МБОУ «Вавожская СОШ» и УДО «Вавожский ЦДТ, направлена на создание условий для удовлетворения личных образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся 10 классов образовательных организаций с. Вавож и Вавожского района посредством индивидуального и группового тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся через групповые и индивидуальные консультации (тьюториалы).

В документе описаны зоны ответственности как тьютора, так и учителя, этапы, формы, результаты  и продукт деятельности тьютора, а также результаты деятельности тьюторанта. Программа направлена на достижение таких результатов, как:

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки, стимулирующей учебный процесс, в которой недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание точек зрения и т.д в формате индивидуальных консультаций;
  • обеспечение обратной связи в виде комментирования действий учащихся («позитивное подкрепление») в формате индивидуальных консультаций;
  • организация решения административных и технических вопросов, возникающих у учащихся через взаимодействие администраций образовательных учреждений;
  • осуществление разработки и проведения очных и виртуальных образовательных событий;
  • обеспечение ориентации в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения в формате индивидуальных консультаций и через взаимодействие администраций образовательных учреждений;
  • оказание помощи учащимся в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков в формате индивидуальных консультаций; в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям посредством индивидуальных консультаций;
  • обеспечение информирования учащихся о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта посредством индивидуальных консультаций, как в очном, так и заочном режиме;
  • организация наблюдения и фиксации личностных данных, способностей учащихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению; рефлексивной деятельности на этапах разработки и реализации проекта в формате индивидуальных консультаций; помощи в освоении учащимися рефлексивных навыков и умений посредством индивидуальных консультаций.
  1. Рефлексивный инструмент «Размышления», используемый в рамках промежуточной рефлексии проектной деятельности учащихся 10 кл.

Инструмент представляет собой бланки опросника с вопросами для учащихся, направленными на определение ими текущего результата, фиксацию изменений. Также разработан электронный вариант опросника, созданный в ресурсе Google Forms.

  1. «Журнал тьюторских консультаций».

Журнал предназначен для фиксации количества консультаций, проведённых тьютором, мониторинга актуальных для тьюторантов тем, а также является инструментом отчёта. Таким образом, в Журнале тьютором не фиксируются личные мысли тьюторанта.  Документ представляет собой тетрадь, в которой записи вносятся вручную. Также разработан электронный формат документа. На данный момент проходит апробация различных форматов документа на предмет удобства работы.

  1. «Дневник тьюторских наблюдений».

Дневник предназначен для фиксации тьютором личных данных тьюторанта, темы запроса, его размышлений и мыслей. Данный документ является конфиденциальным, информация, зафиксированная в нём не разглашается. Дневник представляет собой бланк с пунктами, подлежащими заполнению. Информация заносится вручную в ходе тьюториала.

  1. «Программа деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+».

Программа разработана в целях создания условий для творческой самореализации одаренных детей Вавожского района в различных видах деятельности через организацию тьюторского сопровождения учащихся, консультационной помощи педагогам дополнительного образования и родителям в рамках реализации проекта «Талант+». В документе подробно описаны следующие позиции: адресат, формы и методы организации тьюторского сопровождения, особенности реализации, а также распределены и соотнесены с датами этапы работы тьютора.

  1. План мероприятий (приложение к «Программе деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+»)

План является приложением к «Программе деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+». В документе этапы, описанные в Программе, разбиты на мероприятия с перечислением тем, дат и ответственных лиц.

При разработке документации я искала информацию на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации и обращалась за советом к Татьяне Матвеевне Трясциной, сертифицированному тьютору, методисту МБОУ ДОД Центр детского творчества Устиновского района г. Ижевска, руководителю городской опорной площадки «Исследователь нового века».

Итог №3. Взаимодействие с МБОУ «Вавожская СОШ» и деятельность в рамках образовательного проекта «Талант+»

Анализ возможностей тьюторского сопровождения в различных условиях, предоставляемых образовательными организациями, показал, что тьюторское сопровождение на данный момент можно реализовать через следующие форматы:

  • индивидуальные и групповые консультации (тьюториалы) в рамках реализации предмета «Индивидуальный проект» в 10 кл посредством организации сетевого взаимодействия с МБОУ «Вавожская СОШ»,
  • индивидуальные тьюторские консультации для детей, групповые и индивидуальные консультации для родителей, выступления на педагогических советах, семинары и мастер-классы для педагогов дополнительного образования в рамках реализации разработанного ранее администрацией и методистами УДО «Вавожский ЦДТ» образовательного проекта «Талант+», направленного на выявление и поддержку одарённых и мотивированных детей с. Вавож и Вавожского района.

Результатом работы стали  Программы тьюторского сопровождения, описанные выше.

Итог №4. Апробация и анализ выявленных возможностей тьюторского сопровождения.

Апробация проходит по двум направлениям:

  • тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся 10 классов,
  • тьюторское сопровождение мотивированных и одарённых детей.

Организация и реализация тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся 10 классов осуществляется следующим образом:

  1. Подготовительная работа.

В мае 2019-2020 уч.г. мной была проведена подготовительная работа: консультации с администрацией МБОУ «Вавожская СОШ» с целью согласования общих действия в рамках сетевого взаимодействия и выступления перед родителями будущих десятиклассников с целью ознакомления с основными принципами и возможностями тьюторского сопровождения их детей;

  1. Сотрудничество.

В реализации договора о сетевом взаимодействии участвуют 2 человека: учитель курса «Индивидуальный проект» и тьютор УДО «Вавожский ЦДТ». Основной обязанностью учителя является проведение уроков с целью усвоения учащимися теоретического материала проектной деятельности, тьютора – педагогическое (тьюторское) сопровождение, направленное на осознание, фиксацию и удовлетворение личных образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся 10 классов. На групповых консультациях или событиях, таких как предзащита, оба специалиста работают совместно. Такой формат сотрудничества позволяет конструктивно планировать деятельность, обсуждать  текущие вопросы, анализировать успехи и проблемы.

  1. Тьюторские консультации (тьюториалы).

На данный момент организовано и проведено индивидуальных тьюторских консультаций – 43, групповых – 14. Индивидуальными консультациями охвачено 19 человек, групповыми – 25. Такое отличие объясняется тем, что десятиклассники свободны в выборе посещения или непосещения индивидуальных консультаций, тогда как на групповых консультациях обязаны присутствовать все. Наиболее часто встречающиеся запросы учащихся ограничены 5 темами (Диаграмма 1)

Диаграмма 1

Редко встречающиеся темы представлены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Также учащиеся обращались с запросами о характеристике продукта, уточнении целей и задач и т.д.

Обратная связь, полученная от учащихся, позволяет сделать вывод об успешности и необходимости подобного формата работы. Например, ребята говорят: «Хорошо, что появилась возможность обсуждать проект индивидуально», «Я наконец-то поняла, что мне нужно делать», «Я представил, какой продукт у меня должен получиться» и т.д.

  1. Выступления на родительских собраниях.

В настоящее время подготовлено и осуществлено 1 выступление с темой «Отчёт о реализации тьюторского сопровождения в рамках предмета “Индивидуальный проект”

Организация тьюторского сопровождения мотивированных и одарённых детей проводится в рамках реализации образовательного проекта «Талант+» и предусматривает создание условий для творческой самореализации одаренных детей с. Вавож и Вавожского района. Деятельность осуществляется согласно содержанию разработанной и утверждённой «Программы деятельности тьютора в рамках реализации проекта «Талант+» на 2021-2024 г.г.». На данный момент подготовлена рабочая документация тьютора, состоящая из Программы, Плана Журнала тьюторских консультаций, Дневника тьюторских наблюдений и инструментов.  Также осуществлён анализ Реестра мотивированных и одарённых детей с.Вавож и Вавожского района в области науки, спорта и искусства.

Итог №5. Участие в тьюторских педагогических мероприятиях и стажировках.

За первое полугодие я приняла участие как слушатель в «14 Международной научно-практической тьюторской конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве» и как тьютор прошла стажировку на профильной лагерной смене «Я – проект». Также я прошла обучение по программе по освоению и сопровождению проектно-исследовательской деятельности школьников «Школа наставников проекта» в АОУ УР «Региональный образовательный центр одарённых детей» и завершила дистанционный курс «Рефлексия – инструмент наставника», организованный Некоммерческой Организацией Фонд Развития Центра Разработки и Коммерциализации Новых Технологий «Фонд “Сколково».

Итог №6. Выявленные проблемы и возможные пути решения.

На данный момент не понятен механизм введения тьюторского сопровождения детей в образовательную среду УДО «Вавожский ЦДТ». Апробируется вариант тьюторского сопровождения учащихся ЦДТ в рамках подготовки к Республиканской выставке (конкурсу) «Рукотворные чудеса» для развития у ребят осмысленности участия в конкурсе.  Также практически не осуществляется работа по организации открытой, избыточной образовательной среды.

Итог №7. Перспективы внедрения тьюторского сопровождения

Несмотря на возникшие трудности и проблемы, которые были ожидаемы и вполне объяснимы, я весьма оптимистично смотрю на перспективы внедрения тьюторского сопровождения в образовательную среду: это и организация открытой, избыточной, провокационной среды; и дальнейшее сопровождение проектной деятельности учащихся, но уже не только десятиклассников, а начиная хотя бы с 8 класса; и поддержка одарённых и мотивированных детей в их попытках самоопределения и осмысленности образования; и профориентация, которая на данный момент представлена очень слабо и многое-многое другое.

Руководитель Удмуртского регионального отделения МТА

Дьяконова Наталья Львовна

Дьяконова Наталья Львовна

nat_lv@mail.ru

Образование:

факультет журналистики Удмуртского государственного университета

Место работы:

  • Центр индивидуализации и тьюторства REBUS г. Ижевска, директор, автор сертифицированных практик, тьютор, педагог-психолог, руководитель УРО МТА, руководитель Проектного офиса МТА, член Правления МТА, специалист в области самоопределения и оптимизации процесса образования

Профессиональные интересы:

  • -Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в исследовательской и проектной деятельности школьников
  • -Практики сопровождения индивидуального проекта старшеклассника

Координатор страницы Дополнительного образования детей

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

Место работы:

  • МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевска, методист, федеральный эксперт МТА, сертифицированный тьютор

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости