Супервизия для практикующих тьюторов
 /  Дополнительное образование детей / Удмуртия / Супервизия для практикующих тьюторов

Супервизия для практикующих тьюторов

На экспертной лаборатории 18 июня 2025 года члены Удмуртского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации – Киршина Лариса Николаевна   и Деветьярова Ирина Николаевна  представили практику индивидуализации «Помогающая супервизия для практикующих тьюторов (педагогов, администраторов с тьюторскими компетенциями)»

Практика возникла в 2023 году на добровольной осознанной инициативе членов Удмуртского регионального отделения МТА – Киршина Лариса Николаевна (тьютор, психолог, медиатор, автор и преподаватель программы профессиональной переподготовки «Профессия «Тьютор») и Деветьярова Ирина Николаевна (заместитель директора по научно-методической работе МБОУ ДО Центр детского творчества, магистр психолого-педагогического образования), для специалистов осуществляющих профессиональную деятельность, организованной на основе принципа индивидуализации и тьюторского сопровождения. Практика реализуется в открытом образовательном пространстве.

Первоначальный интерес, побудивший к созданию практики, был связан с желанием разобраться в специфике и формах тьюторской супервизии, с её предметом; определиться в её содержании и организации, выявить влияние супервизии на качество тьюторской деятельности, профессиональное развитие специалистов. Интерес к помогающей супервизии был вызван стремлением организовать практику взаимопомощи для участников Удмуртского регионального отделения МТА позитивно повлиять на процесс развития регионального тьюторского сообщества, инициировать процесс институализации тьюторской супервизии на уровне региона.

Группа состоит из 6 – 12 участников: практикующих тьюторов, педагогов, администраторов, реализующих принцип индивидуализации в профессиональной деятельности. На встречи приходят тьюторы и педагоги с тьюторскими компетенциями, которые испытывают затруднения в какой-либо ситуации и, которым необходима поддержка коллег.

Цель практики – совершенствование профессиональной тьюторской деятельности и развитие личностных качеств педагогических работников, реализующих принцип индивидуализации в образовательной и управленческой деятельности.

 Результаты работы группы:

  • осмысление дефицита компетенций и развитие умений формулирования запроса через вопрошание участниками группы;
  • углубление участниками профессиональной идентификации тьюторской деятельности;
  • повышение качества тьюторской/образовательной деятельности с подопечными/администрацией/родителями;
  • развитие творческих способностей у участников групповой работы, создана атмосфера сотворчества;
  • повышение уверенности в себе, автономности в деятельности, улучшение эмоционального состояния (уменьшается тревога, страхи);
  • увеличение интереса к своему случаю и появление активности перейти к действию;
  • сформирована безоценочная коммуникативная площадка для единомышленников;
  • развитие понимания подопечных (в супервизии ведущий работает с пониманием тьютора с тьюторантом (стереотипы, причины, лексика, детско-родительские отношения, школьные);
  • развитие коммуникативных способностей участников группы и умений вступать в межличностные отношения.

Правила работы группы помогающей супервизии практикующих тьюторов:

  1. Обращение друг к другу (в т.ч. к супервизору): по имени и «на ты» или по имени и «на вы» (группа делает выбор, правило настраивает участников на субъект-субъектное общение).
  2. Взаимный уважительный интерес участников друг к другу. Необходимо выслушивать каждого и быть корректным, давая обратную связь, реагируя на высказывания коллег.
  3. Правило активности. Все участвуют в работе группы на всех её этапах.
  4. Правило искренности. Необходимо искренне говорить о себе, высказываться в отношении других участников искренне и корректно.
  5. Правило конфиденциальности. Рассказывать за пределами группы о трудностях конкретных участников, о ситуациях, которыми искренне делились рассказчики, запрещено.
  6. Сам супервизант, автор повествования о профессиональной ситуации, имеет право рассказывать о работе с его трудностями, о принятом им решении за пределами группы.
  7. Участники группы имеют право рассказывать об используемых в процессе работы группы способах действий, о темах, которые обсуждались.
  8. Конфиденциальность – важнейшее правило супервизии, поэтому встречи не записываются на видео.
  9. Для анализа содержания обсуждаемых тем, обнаруженных образовательных дефицитов тьюторов соведущий кратко протоколирует встречи. Появляется возможность переформатировать конкретные профессиональные ситуации в обобщенные образовательные кейсы.
  10. Правило соблюдения установленного времени работы.
  11. Правило закрытости группы.
  12. Состав группы определяется к третьей встрече, когда все участники усвоили правила и порядок работы. Это необходимое условие чтобы закрепились необходимые условия среды.
  13. Принятие нового участника, включения его в группу требует дополнительного времени и усилий. Но с разрешения группы такое возможно.

(выдержки из описания практики Девятьяровой И.Н и Киршиной Л.Н.)

Tryastsina

МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района», г. Ижевск, методист. МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», федеральный эксперт в сфере индивидуализации образования и тьюторства, сертифицированный тьютор.

Related Posts

Как пройти экспертизу и сертификацию, Экспертиза, Экспертиза МТА - Общая информация
Как пройти экспертизу объектов в 2024 году

Из Положения о профессионально-общественной экспертизе, проводимой МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» (МТА) 1. Полная версия размещена на официальном сайте

Руководитель Удмуртского регионального отделения

Дьяконова Наталья Львовна

Дьяконова Наталья Львовна

Место работы и должность:
Центр индивидуализации и тьюторства REBUS, тьютор, директор. Магистр педагогики и психологии, диагност. Руководитель Проектного офиса МТА, руководитель стратегического проекта МТА "Тьюторство как сервис", член Правления МТА.
Профессиональные интересы:
1. Создание и сопровождение объемных стратегий развития личности.
2. Комплексная психолого-педагогическая и тьюторская диагностика, подбор специалистов для реализации индивидуальных образовательных программ.
3. Формирование инклюзивной среды для гармоничного развития личности.
4. Популяризация тьюторского подхода в работе с образовательными стратегиями.

Координатор страницы Дополнительное образование детей

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Место работы и должность:
МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевск, методист, сертифицированный тьютор, федеральный эксперт в области индивидуализации образования и тьюторства, автор сертифицированной практики.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости