1-4 сентября 2020. Немного о выборе тьютора в школе: опыт ОАНО «Новая школа»
 /  Частная школа / Частная школа / 1-4 сентября 2020. Немного о выборе тьютора в школе: опыт ОАНО «Новая школа»

1-4 сентября 2020. Немного о выборе тьютора в школе: опыт ОАНО «Новая школа»

Одной из приоритетных задач тьюторской службы «Новой школы» на начало года является организация выбора учащимися тьютора. Эта процедура носит уже традиционный характер и рассчитана на все возрастные категории: с 5-го до 11-го класса.

 

В первый год работы школы ребята только знакомились с ролью тьютора в системе школьного образования, поэтому стремление тьюторов представить себя было обусловлено необходимостью познакомить  с собой и своим функционалом: что тьютор делает в школе, что значит индивидуально работать с тьютором и какие вопросы тьютор держит в фокусе своей работы. Задача была сложной, т.к. не только для ребят, но и для многих тьюторов их позиция была новой. Поэтому мы были максимально честны с собой и учащимися, представляли себя через свои интересы, хобби, способности, отвечали на личные вопросы ребят, которые они осторожно нам задавали. В начале нам было важным дать тьюторантам возможность попробовать работу с выбранным тьютором и оставить шанс поменять свое решение. Появился «Юрьев день» – период времени в конце триместра, когда тьютор и тьюторант сверяются: есть ли желание у тьюторанта попробовать поработать с другим тьютором. Тьютору важно понимать, что работа с другим тьютором для этого ученика может быть эффективней: помимо того, что у него могут появиться новые запросы, часто полезным оказывается опыт смены подхода в работе, а также опыт выстраивания новых отношений.

 

Идеально, если в паре совпадает  темп совместной работы, специфика запроса тьюторанта и работа с ним тьютора, фокусировка тьютора в сопровождении. Нужно удерживать, что и тьюторы, и ученики абсолютно разные и найти наиболее комфортное для обоих партнерство.

 

Процесс смены тьютора обусловлен несколькими моментами, которые мы отметили из опыта 3-х летней работы школы:

  • При частой смене тьютора работа с тьюторантом «пробуксовывает». Тьюторам нужно восстановить контекст предыдущей работы: наладить коммуникацию с тьюторантом, учителями, родителями, познакомиться с образовательной историей тьюторанта. Выявить причины и положительные эффекты от смены тьютора. Например, положительным эффектом может быть тот факт, что тьюторант не привязывается лично к тьютору, тренирует коммуникативные навыки, определяет для себя критерии эффективной работы с тьютором, аргументирует выбор относительно своих ожиданий.
  • Бывает, что тьюторант хочет перейти к другому тьютору, но у него нет «свободных мест», т.к. его тьюторская группа устойчива. В этой ситуации либо тьютор получает большую нагрузку, либо тьюторант ищет другой вариант перехода. Бывает, что тьютор и тьюторант пересматривают отношение к совместной работе. При невозможности перехода тьюторант может найти новые грани в работе со своим тьютором, не принимать спонтанных решений, научиться изменять не комфортную для себя ситуацию самостоятельно.
  • Смена тьютора затрагивает всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, администрацию, службу поддержки учебного процесса, IT службу. На каждом из этих уровней происходит перестройка: учителям в первое время сложно удержать, к кому обращаться с вопросами и информацией об ученике, адаптироваться к общению с другим человеком, наладить коммуникацию. Родители испытывают похожие сложности, к которым добавляются личные симпатии/антипатии.

В последующие годы тьюторская служба пробовала и искала разнообразные способы и инструменты для организации выбора, подходящие под актуальные задачи текущего периода: новые классы, новые ученики в разных классах, новые тьюторы, новые форматы сопровождения.

Старшеклассники уже заранее готовятся к процедуре выбора: знакомятся к новым тьюторам, анализируют свой предыдущий опыт работы с тьютором,  обсуждают, кого выбрать для продолжения совместной работы или для перехода.

 

Основными принципами выбора тьютора в «Новой школе» остаются:

  • возможность выбирать из всех тьюторов, работающих на этой ступени,
  • выделять приоритет выбора: их либо два, либо три, в зависимости от количества тьюторов, работающих на этой ступени,
  • оставлять приоритетную возможность для тьюторантов прошлого года продолжить работу со своим тьютором.

После проведения процедуры выбора, команда тьюторов ступени совместно формирует тьюторские группы, основываясь на приоритетном выборе учащихся и рекомендациях коллег. Если учащийся не попал в тьюторскую группу по первому приоритету, тьютор лично встречается с ним для объяснения причин, что дает возможность в диалоге прояснить ситуацию, снять возможные эмоциональные последствия у тьюторанта и настроиться на работу.

 

Для учащихся процесс выбора завершается включением их в общее информационное поле тьюторской группы в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, etc).

 

Тьюторская служба ОАНО «Новая школа», Москва

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К", эксперт АСТ.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости