Вторник
8 Сен1-4 сентября 2020. Немного о выборе тьютора в школе: опыт ОАНО «Новая школа»
Одной из приоритетных задач тьюторской службы «Новой школы» на начало года является организация выбора учащимися тьютора. Эта процедура носит уже традиционный характер и рассчитана на все возрастные категории: с 5-го до 11-го класса.
В первый год работы школы ребята только знакомились с ролью тьютора в системе школьного образования, поэтому стремление тьюторов представить себя было обусловлено необходимостью познакомить с собой и своим функционалом: что тьютор делает в школе, что значит индивидуально работать с тьютором и какие вопросы тьютор держит в фокусе своей работы. Задача была сложной, т.к. не только для ребят, но и для многих тьюторов их позиция была новой. Поэтому мы были максимально честны с собой и учащимися, представляли себя через свои интересы, хобби, способности, отвечали на личные вопросы ребят, которые они осторожно нам задавали. В начале нам было важным дать тьюторантам возможность попробовать работу с выбранным тьютором и оставить шанс поменять свое решение. Появился «Юрьев день» – период времени в конце триместра, когда тьютор и тьюторант сверяются: есть ли желание у тьюторанта попробовать поработать с другим тьютором. Тьютору важно понимать, что работа с другим тьютором для этого ученика может быть эффективней: помимо того, что у него могут появиться новые запросы, часто полезным оказывается опыт смены подхода в работе, а также опыт выстраивания новых отношений.
Идеально, если в паре совпадает темп совместной работы, специфика запроса тьюторанта и работа с ним тьютора, фокусировка тьютора в сопровождении. Нужно удерживать, что и тьюторы, и ученики абсолютно разные и найти наиболее комфортное для обоих партнерство.
Процесс смены тьютора обусловлен несколькими моментами, которые мы отметили из опыта 3-х летней работы школы:
- При частой смене тьютора работа с тьюторантом «пробуксовывает». Тьюторам нужно восстановить контекст предыдущей работы: наладить коммуникацию с тьюторантом, учителями, родителями, познакомиться с образовательной историей тьюторанта. Выявить причины и положительные эффекты от смены тьютора. Например, положительным эффектом может быть тот факт, что тьюторант не привязывается лично к тьютору, тренирует коммуникативные навыки, определяет для себя критерии эффективной работы с тьютором, аргументирует выбор относительно своих ожиданий.
- Бывает, что тьюторант хочет перейти к другому тьютору, но у него нет «свободных мест», т.к. его тьюторская группа устойчива. В этой ситуации либо тьютор получает большую нагрузку, либо тьюторант ищет другой вариант перехода. Бывает, что тьютор и тьюторант пересматривают отношение к совместной работе. При невозможности перехода тьюторант может найти новые грани в работе со своим тьютором, не принимать спонтанных решений, научиться изменять не комфортную для себя ситуацию самостоятельно.
- Смена тьютора затрагивает всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, администрацию, службу поддержки учебного процесса, IT службу. На каждом из этих уровней происходит перестройка: учителям в первое время сложно удержать, к кому обращаться с вопросами и информацией об ученике, адаптироваться к общению с другим человеком, наладить коммуникацию. Родители испытывают похожие сложности, к которым добавляются личные симпатии/антипатии.
В последующие годы тьюторская служба пробовала и искала разнообразные способы и инструменты для организации выбора, подходящие под актуальные задачи текущего периода: новые классы, новые ученики в разных классах, новые тьюторы, новые форматы сопровождения.
Старшеклассники уже заранее готовятся к процедуре выбора: знакомятся к новым тьюторам, анализируют свой предыдущий опыт работы с тьютором, обсуждают, кого выбрать для продолжения совместной работы или для перехода.
Основными принципами выбора тьютора в «Новой школе» остаются:
- возможность выбирать из всех тьюторов, работающих на этой ступени,
- выделять приоритет выбора: их либо два, либо три, в зависимости от количества тьюторов, работающих на этой ступени,
- оставлять приоритетную возможность для тьюторантов прошлого года продолжить работу со своим тьютором.
После проведения процедуры выбора, команда тьюторов ступени совместно формирует тьюторские группы, основываясь на приоритетном выборе учащихся и рекомендациях коллег. Если учащийся не попал в тьюторскую группу по первому приоритету, тьютор лично встречается с ним для объяснения причин, что дает возможность в диалоге прояснить ситуацию, снять возможные эмоциональные последствия у тьюторанта и настроиться на работу.
Для учащихся процесс выбора завершается включением их в общее информационное поле тьюторской группы в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, etc).
Тьюторская служба ОАНО «Новая школа», Москва