Тьюторство в предмете – сложная тема?
 /  Частная школа / Частная школа / Тьюторство в предмете – сложная тема?

Тьюторство в предмете – сложная тема?

Сложная тема – Тьюторство в предмете? У нас о ней есть свои представления. Они могут не подходить всем, для кого-то быть спорными, но мы верим, что если внутрь изучения предмета добавить тьюторские приёмы, то будет продвигающе и вдохновляюще как для учителя, так и для ученика.
С сентября я посмотрела много уроков. Около двух десятков. Разные педагоги, разные предметы. Только классы в одном диапазоне – 7, 8 и 9.

Сразу три цели преследовала – наблюдала за детьми (как они выстраивают взаимодействие с одноклассниками и учителем, как включаются в урок, что им откликается), давала обратную связь педагогам (если просили, конечно, но все просили)), писала о том, как проходят уроки родителям в чатах.

А ещё собирала приёмы, которые можно отнести и к педагогическим, и к тьюторским. И это было невероятно увлекательно.

Делюсь, что я наловила:
??Спрашивать в начале урока – зачем учить этот предмет. Возвращать через это в реальную жизнь, туда, где не отвлечённые понятия и причёсанные задачи, а где всё сложно и с этим надо как-то разбираться.
??Спрашивать, какая тема была на прошлом уроке и какая может быть на этом. Круто, если при этом у педагога есть карта предмета и/или маршрутный лист, тогда ученик может ощущать себя устойчиво на карте знаний, понимать, где находится, откуда и куда движется.
??Давать внутри урока выбор. Выбор микро-темы для работы в группе. Выбор, как оформить задание. Выбор, какое домашние задание взять. Выбор уровня заданий. Выборов внутри может быть очень много, стоить только поискать их.
??Раскрывать тему на нескольких слоях. Историческом – как появилась и развивалась. Практическом – для чего нужна. Межпредметном – с чем связана. Личностном – кто внёс вклад. Слой ученика – как может касаться каждого, какое у тебя лично отношение к теме.
??Делать межпредметную связку. У нас этим занимаются историк с литератором. У них очень красиво получается связывать историю с литературой и выходов там на личное отношение ученика к теме практически неисчерпаемое количество.
??Подведение итога урока – что узнали, чему научились. Круто, когда это сами дети говорят.
??Рефлексия урока – насколько хорошо я понял тему, если недостаточно понял, то что я сделаю, чтобы понять (конкретные шаги).
??Есть педагоги, которые изобретают настоящие тьюторские инструменты. Вот был у 7-классников запрос: «Нам непонятно, что хочет учитель», так педагог написала простым и понятным языком чек-лист, что нужно сделать до урока, как подготовиться к уроку и что делать на уроке, чтобы освоить предмет. Получилась процентов на 90 универсальная опора для любого урока (делать домашнее задание, вести записи, перечитывать их, приходить на урок вовремя и со всем необходимым – подходящие к любому уроку требования).

Тема тьюторства в предмете актуальна для вас? Если да, ставьте реакции под постом в ТГ канале “Открытое образование будущего”, тогда мы будем писать и говорить об этом ещё.

Автор статьи – Трухина Алёна, тьютор МШСО, региональный эксперт МТА, Москва

Related Posts

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К", эксперт АСТ.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости