Возможна ли индивидуализация в начальной школе? Или как второклашки управляли своим расписанием!
 /  Частная школа / Частная школа / Возможна ли индивидуализация в начальной школе? Или как второклашки управляли своим расписанием!

Возможна ли индивидуализация в начальной школе? Или как второклашки управляли своим расписанием!

Как объединить все плюсы семейного образования и школы?
Что помогает ребенку брать на себя активную, ведущую роль в образовании?
Возможно ли это в начальной школе?
Когда начинать учить делать выбор и как этому учить?

Это далеко не все вопросы, которые были в моей голове как мамы с опытом семейного образования двух детей, а теперь уже директора-тьютора небольшой семейной школы, в которой учатся двое младших. Шаг за шагом вопросы приводили к новым знакомствам, изучению опыта и пониманию, как же хочется организовать среду в нашей школе.

В прошлом учебном году мы с коллегой-тьютором решили опробовать то, что сложилось в голове как модель. Проверить гипотезу, что самостоятельная работа детей по индивидуальным учебным планам и специально организованный под это процесс обучения позволит каждому учиться в своем темпе, более качественно усваивать материал, сохранять мотивацию к обучению и развивать навыки учебной самостоятельности.
Итак, пятерым второклашкам было предложено выйти из классно-урочной системы по двум предметам. Осваивать окружающий мир и русский язык в своем индивидуальном темпе.
Какие появились возможности у детей?
Пожелавшие попробовать такой формат, уходили в отдельный кабинет, работали самостоятельно, с поддержкой тьюторов (остальные ученики класса были под крылом учителя). Теми часами, которые выпадали на эти два предмета, ребята могли распоряжаться в течение недели. Пока именно этот временной интервал мы определили для планирования, а в дальнейшем и анализа. Они составляли себе расписание, комбинируя часы по своему усмотрению. Могли поставить два русских или два окружающих подряд, или вразнобой. В этом состояла проба. Понять, как ему, конкретному ребенку, эффективнее строить расписание.
Следующая возможность – это выбирать объем учебной задачи. На карточках, разработанных под каждую тему, были вынесены четыре категории заданий, ожидаемые знания и умения. Это обязательный минимум и дополнительные развивающие, углубляющие задания. Кроме этого, ребенок мог выбирать осваивать теорию через учебник или видеоурок, если это предусматривалось карточкой.
Среди пяти детей были условно «сильные» ребята и «сильно несильная» девочка, выразившая желание попробовать.
Выполненные работы после уроков проверял учитель. Также дети были вместе со всем классом на групповых проверочных работах (диктант, изложение).

Неожиданный эффект появился буквально в первые дни такого взаимодействия. Несколько детей озвучивали желание вернуться в класс, потому что там «легче, ты не всё время работаешь». Мы обратили их внимание на то, что договоренность была о сроке-неделя. Поэтому попробуем продолжить и проанализировать. То есть с точки зрения взрослого человека, тьютора – очевидно, что меняется роль с берущего, пассивного, в добывающего, активного. И, конечно, это труд.

В процессе этой пробы на протяжении двух с половиной месяцев мы наблюдали следующие интересные проявления.
Были моменты, когда ребенок не включался на ту мощность, с которой он работал привычно. Мы могли один урок ему об этом сказать, предупредить о последствиях. Далее он сталкивался с ними, если продолжал просто сидеть. Если материал оставался – он его брал как домашнее задание.
С одной девочкой при обсуждении заданий на 3 и 4 звездочки по окружающему миру возникла ситуация, что они ей неинтересны. Мы предложили ей придумать свое задание, опираясь на интересы (видеосъемка роликов, отвечать на вопросы). Девочка решила сделать викторину.

В дальнейшем входе итоговой рефлексии, дети отмечали такие плюсы для них:
– возможность остаться без домашнего задания, так как идешь в своем быстром темпе.
– тишина, возможность сосредоточиться.
– для медленных детей это тоже благоприятная обстановка, так как никто не торопит. И он не “стрессует”.
Это то, что отследили дети.

Для нас проявились эффекты:
– ребенок становится осваивателем информации, а не просто поглощателем.
– сам регулирует ритм работы -отдыха. На данном этапе мы были ограничены временем в 45 минут, но у детей была возможность отдохнуть, не мешая другим.
– он пробует разные варианты расписания, руководствуясь разными основаниями: легкость, интерес. И в этом моменте тьютор получает материал для обсуждения «Как ты выбираешь и что тебе дает такой выбор».
– возможность проявление творческого подхода детей к генерированию собственных домашних заданий.
– он сам отвечает за объем проделанной работы и за наличие домашней работы.

Этот опыт придал нам сил, вдохновения.
В конце года, летом мы обсуждали с педагогами. Что необходимо сделать, чтобы была возможность работы со всем классом.
В этом учебном году планируем реализовать эту модель со всеми учащихся 2-4 классов.
Для учителей это, безусловно вызов. Позиция взрослого меняется. Важно принять это. И найти способы не тащить к знаниям, а сопровождать ребенка в этом процессе.
Тьютор будет выполнять, с одной стороны, роль второго взрослого во время учебного процесса для координации действий учащихся, помощи в затруднительных моментах, поскольку в одно время дети занимаются совершенно разными предметами. С другой стороны, мы выделяем отдельное время для тьюториалов, на которых дети будут анализировать, как и что происходит в их индивидуальном движении. В сферу внимания тьютора будет входить основания принятия того или иного решения, расширение спектра учебных инструментов ребенка, развитие сферы его интересов.

Автор Екатерина Ельцова – Тьютор, директор “МоЯ школа”, Глазов, Удмуртия
Профиль в ВК https://vk.com/katyaeltsova

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

tyucherki@gmail.com

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости