Возможна ли индивидуализация в начальной школе? Или как второклашки управляли своим расписанием!
 /  Частная школа / Частная школа / Возможна ли индивидуализация в начальной школе? Или как второклашки управляли своим расписанием!

Возможна ли индивидуализация в начальной школе? Или как второклашки управляли своим расписанием!

Как объединить все плюсы семейного образования и школы?
Что помогает ребенку брать на себя активную, ведущую роль в образовании?
Возможно ли это в начальной школе?
Когда начинать учить делать выбор и как этому учить?

Это далеко не все вопросы, которые были в моей голове как мамы с опытом семейного образования двух детей, а теперь уже директора-тьютора небольшой семейной школы, в которой учатся двое младших. Шаг за шагом вопросы приводили к новым знакомствам, изучению опыта и пониманию, как же хочется организовать среду в нашей школе.

В прошлом учебном году мы с коллегой-тьютором решили опробовать то, что сложилось в голове как модель. Проверить гипотезу, что самостоятельная работа детей по индивидуальным учебным планам и специально организованный под это процесс обучения позволит каждому учиться в своем темпе, более качественно усваивать материал, сохранять мотивацию к обучению и развивать навыки учебной самостоятельности.
Итак, пятерым второклашкам было предложено выйти из классно-урочной системы по двум предметам. Осваивать окружающий мир и русский язык в своем индивидуальном темпе.
Какие появились возможности у детей?
Пожелавшие попробовать такой формат, уходили в отдельный кабинет, работали самостоятельно, с поддержкой тьюторов (остальные ученики класса были под крылом учителя). Теми часами, которые выпадали на эти два предмета, ребята могли распоряжаться в течение недели. Пока именно этот временной интервал мы определили для планирования, а в дальнейшем и анализа. Они составляли себе расписание, комбинируя часы по своему усмотрению. Могли поставить два русских или два окружающих подряд, или вразнобой. В этом состояла проба. Понять, как ему, конкретному ребенку, эффективнее строить расписание.
Следующая возможность – это выбирать объем учебной задачи. На карточках, разработанных под каждую тему, были вынесены четыре категории заданий, ожидаемые знания и умения. Это обязательный минимум и дополнительные развивающие, углубляющие задания. Кроме этого, ребенок мог выбирать осваивать теорию через учебник или видеоурок, если это предусматривалось карточкой.
Среди пяти детей были условно «сильные» ребята и «сильно несильная» девочка, выразившая желание попробовать.
Выполненные работы после уроков проверял учитель. Также дети были вместе со всем классом на групповых проверочных работах (диктант, изложение).

Неожиданный эффект появился буквально в первые дни такого взаимодействия. Несколько детей озвучивали желание вернуться в класс, потому что там «легче, ты не всё время работаешь». Мы обратили их внимание на то, что договоренность была о сроке-неделя. Поэтому попробуем продолжить и проанализировать. То есть с точки зрения взрослого человека, тьютора – очевидно, что меняется роль с берущего, пассивного, в добывающего, активного. И, конечно, это труд.

В процессе этой пробы на протяжении двух с половиной месяцев мы наблюдали следующие интересные проявления.
Были моменты, когда ребенок не включался на ту мощность, с которой он работал привычно. Мы могли один урок ему об этом сказать, предупредить о последствиях. Далее он сталкивался с ними, если продолжал просто сидеть. Если материал оставался – он его брал как домашнее задание.
С одной девочкой при обсуждении заданий на 3 и 4 звездочки по окружающему миру возникла ситуация, что они ей неинтересны. Мы предложили ей придумать свое задание, опираясь на интересы (видеосъемка роликов, отвечать на вопросы). Девочка решила сделать викторину.

В дальнейшем входе итоговой рефлексии, дети отмечали такие плюсы для них:
– возможность остаться без домашнего задания, так как идешь в своем быстром темпе.
– тишина, возможность сосредоточиться.
– для медленных детей это тоже благоприятная обстановка, так как никто не торопит. И он не “стрессует”.
Это то, что отследили дети.

Для нас проявились эффекты:
– ребенок становится осваивателем информации, а не просто поглощателем.
– сам регулирует ритм работы -отдыха. На данном этапе мы были ограничены временем в 45 минут, но у детей была возможность отдохнуть, не мешая другим.
– он пробует разные варианты расписания, руководствуясь разными основаниями: легкость, интерес. И в этом моменте тьютор получает материал для обсуждения «Как ты выбираешь и что тебе дает такой выбор».
– возможность проявление творческого подхода детей к генерированию собственных домашних заданий.
– он сам отвечает за объем проделанной работы и за наличие домашней работы.

Этот опыт придал нам сил, вдохновения.
В конце года, летом мы обсуждали с педагогами. Что необходимо сделать, чтобы была возможность работы со всем классом.
В этом учебном году планируем реализовать эту модель со всеми учащихся 2-4 классов.
Для учителей это, безусловно вызов. Позиция взрослого меняется. Важно принять это. И найти способы не тащить к знаниям, а сопровождать ребенка в этом процессе.
Тьютор будет выполнять, с одной стороны, роль второго взрослого во время учебного процесса для координации действий учащихся, помощи в затруднительных моментах, поскольку в одно время дети занимаются совершенно разными предметами. С другой стороны, мы выделяем отдельное время для тьюториалов, на которых дети будут анализировать, как и что происходит в их индивидуальном движении. В сферу внимания тьютора будет входить основания принятия того или иного решения, расширение спектра учебных инструментов ребенка, развитие сферы его интересов.

Автор Екатерина Ельцова – Тьютор, директор “МоЯ школа”, Глазов, Удмуртия
Профиль в ВК https://vk.com/katyaeltsova

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Тьютор Нешколы "Взлётная полоса", руководитель МТЦ, региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К1", эксперт кафедры "Тьюторство" Академии социальных технологий.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости